Финансовые ресурсы общества
КУРСОВАЯ
РАБОТА
учебная
дисциплина: «Финансы»
тема:
«Финансовые ресурсы общества.
Источники
и направления их использования»
Выполнила:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Проверил:
___________________________
___________________________
Чебоксары 2006
Содержание
Введение
|
3
|
Глава 1. Основы формирования и использования финансовых
ресурсов на макроэкономическом уровне
|
|
§1. Источники финансовых ресурсов государства
|
5
|
§2. Направления использования централизованных
финансовых ресурсов
|
9
|
§3. Государственный кредит как особая форма поступления
и расходования финансовых ресурсов государства
|
16
|
Глава 2. Источники и направления использования финансовых
ресурсов на микроэкономическом уровне
|
|
§1. Сущность и источники финансовых ресурсов
предприятия
|
22
|
§2. Распределение финансовых ресурсов предприятия
|
28
|
Глава 3. Повышение эффективности формирования и
использования финансовых ресурсов общества
|
|
§1. Проблемы бюджетной политики Российской Федерации на
современном этапе
|
33
|
§2. Направления улучшения использования финансовых
ресурсов организаций
|
36
|
Выводы
|
42
|
Литература
|
44
|
Приложение
|
46
|
Введение
Актуальность темы исследования:
Бюджет источников финансовых
ресурсов и направлений их использования - это во многом искусство, искусство
вести учет финансового хозяйства и контролировать рациональность расходования
ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих
этих источниках существуют всегда. Государством эти потребности удовлетворяются
через налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный
бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд,
аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый
государством для осуществления своих функций.
В структуре финансовых взаимосвязей
народного хозяйства финансы предприятий (организаций, учреждений) занимают
исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено
общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и
формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий
– это не только составная, но и специфическая часть финансов. Им присущи, с
одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а
с другой – особенности, обусловленные функционированием финансов в разных
сферах общественного производства.
Финансовые ресурсы предприятия –
это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта
хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств,
осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому
стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за
счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на
финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы
в порядке перераспределения.
Цель работы – исследование
источников и направлений использования финансовых ресурсов общества.
Задачи работы:
1.
Раскрытие основ
формирования и использования финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне.
2.
Изучение сущности,
источников и направлений использования финансовых ресурсов предприятий.
3.
Формирование предложений
по повышению эффективности формирования и использования финансовых ресурсов
общества.
Литература: нормативные законодательные
акты, учебные пособия, монографические издания, публикации в средствах массовой
информации.
Глава 1. Основы формирования и
использования финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне
§1. Источники финансовых ресурсов государства
Государственные доходы - это
часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения
через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение
государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по
осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и
безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных
органов.
Согласно ст. 41 БК РФ
доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а
также за счет безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года
зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся
предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и
местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в
бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся
доходы:
§
от использования
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
§
от продажи или иного
возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
§
от платных услуг,
оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации,
компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного
Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
§
в виде финансовой помощи и
бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы
Российской Федерации;
§
иные неналоговые доходы.
Согласно ст. 49 БК РФ в
доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы
федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде
регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской
Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные
неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы
могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ,
другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется
остаток средств на конец предыдущего года.
Согласно ст. 55 БК РФ
доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и
регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке
регулирования местным бюджетам.
Согласно ст. 60 БК РФ
доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за
счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В
местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг,
оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие доходы
согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
Государственные доходы,
поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для
их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по
социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм
собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8
Конституции РФ).
По территориальному признаку
государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы
субъектов федерации.
По методу мобилизации
государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою
очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на
налоги и неналоговые платежи.
К централизованным доходам относят
доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства
государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).
Децентрализованными доходами
служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной
собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет
о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных
предприятиях.
Доходы местного самоуправления, в
том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные
доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12
Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.
Система местных доходов, их
правовой режим определяются соответствующими нормативными актами.
Неналоговые платежи относятся к
государственным доходам, поступающим на обязательной основе, и характеризуются
большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методом
их взимания, источником поступления. К неналоговым доходам относятся:
§
платежи за оказание
различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных
приборов, таможенная пошлина);
§
доходы от использования
объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной
доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
§
платежи, носящие штрафной
характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы,
взимаемые за нарушение финансового законодательства, и т.д.);
§
поступление от продажи
государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и
собственности субъектов Федерации.
В соответствии со ст. 50
БК РФ налоговые доходы федерального бюджета - это:
§
федеральные налоги и
сборы, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а
пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами
разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при
условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего
уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов
может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое
законодательство РФ;
§
таможенные пошлины,
таможенные сборы и иные таможенные платежи;
§
государственная пошлина в
соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 56
БК РФ к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
§
собственные налоговые
доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и
ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их
разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного
регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются
законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным
законом "О финансовых основах местного самоуправления
в РФ";
§
отчисления от федеральных
регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты
субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год за исключением доходов от федеральных
налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным
бюджетам.
За период с 2000 по 2004 год
доходы федерального бюджета непрерывно росли и составили 270,58 % в 2004 году
по отношению к 2000 (См. Табл. 1 в Приложении). Приняв средний индекс инфляции
= 12%, можно определить, что реальный прирост составил 108,74%. В 2001 году
снизилась доля неналоговых поступлений, но затем стала расти, сохранив эту
тенденцию до 2005 года.
§2. Направления использования централизованных
финансовых ресурсов
Государственные расходы - это
затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на
государственное управление, оборону страны, развитие производства,
социально-экономические и культурные потребности. Централизованные
государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных
фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за
счет находящихся в их распоряжении средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|