рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовые рынки и институты

С организационной точки зрения финансовый рынок можно рас­сматривать как совокупность финансовых институтов, экономиче­ских субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финан­совых инструментов. Каждый финансовый институт наделен опреде­ленными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

В зависимости от типа финансового института, а также вида фи­нансовых инструментов финансовый рынок России можно подразде­лить на: (1) денежный рынок; (2) рынок ценных бумаг; (3) рынок страховых полисов и пенсионных счетов; (4) валютный рынок; (5) рынок золота.

Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потре­бителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интере­сы участников финансового рынка, большие риски выполнения фи­нансовых обязательств и т. п.

Основными институтами денежного рынка являются Централь­ный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).

ЦБ РФ, как и центральные банки во всех странах, занимает при­оритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всего регламентируется Фе­деральным законом от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

Решение этой крайне сложной задачи требует предоставления Бан­ку России особых полномочий не только в области денежно-кредитной политики, но и в других сферах государственного регулирования эко­номики страны. Однако таких полномочий Банк России не имеет. По­этому в данных условиях решение задачи по обеспечению Центробан­ком России устойчивости национальной валюты крайне затруднено.

Задача обеспече­ния стабильного экономического роста была поставлена в число приоритетных задач в России лишь в 2000 г. До этого времени, по существу, решалась другая задача — создание условий для накопле­ния крупного частного капитала. Соответственно на это была нацелена и денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в части регу­лирования денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосроч­ных процентных ставок, методов укрупнения банковского капитала.

Центральный банк России подотчетен Государственной Думе РФ. Председатель Банка России и члены Совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Ду­мой. Основные направления денежно-кредитной политики разраба­тываются Банком России во взаимодействии с Правительством Рос­сии и ежегодно направляются в Государственную Думу для оконча­тельного согласования и принятия.

Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основны­ми инструментами и методами такого регулирования выступают:

·     процентная политика, т. е. установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций, что во многом предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты;

·     установление нормативов обязательных резервов кредитных ор­ганизаций, депонируемых в Банке России;

·     купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;

·     организация кредитования коммерческих банков, в том числе с помощью учета и переучета векселей;

·     осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле»;

·     установление ориентиров роста показателей денежной массы.

Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и от­зывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществ­ляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. В случаях выявления нарушения он вправе применять установленные законом санкции вплоть до назначения временной администрации. Банк России может осуществлять все виды банковских операций.

Часть прибыли Банка России поступает в доход федерального бюджета. Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров банка. Банк России без взимания комиссионного возна­граждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и бюд­жетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и опера­ции с золотовалютными резервами.

Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятель­ного государства. В становлении системы коммерческих банков мож­но выделить шесть этапов.

На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстрой­банк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.

Второй этап (1994 г. — середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского ка­питала в этот период достигла наименьшего значения.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфля­ция, что позволяло банкам получать значительные прибыли без ре­ального развития квалифицированного управления. Для банков этого периода было характерно инфляционное основание расширенного вос­производства капитала.

Банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенси­ровали инфляции.

Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфля­ции привели к банкротству большого числа мелких и средних бан­ков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала. Наступил третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавший­ся чередой кризисных явлений.

На 1 января 1997 г. совокупные активы 100 крупнейших коммер­ческих банков России составляли 433 946,4 млрд. руб. При этом на долю Сберегательного банка приходилось 38,87%, первых пяти бан­ков—51,8%, первых 20 банков—77,3% совокупных активов 100 крупнейших коммерческих банков [Сажин, Смирнова, с. 270]. Для данного периода характерно снижение доли валютных обяза­тельств по сравнению с предыдущим этапом (с 20 до 10—12%), сни­жение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государст­венных обязательств с 3—5 до 20%. Это было связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело целью осуществить безынфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Важно отметить следующее. Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюд­жетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государст­венных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций феде­рального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ). Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показате­лей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уров­ня 1995 г.[1]

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по ав­густ 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к абсолютному и относитель­ному сокращению кредитной активности. За девять месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет кредитова­ния от конечных заемщиков 37 % своих доходов, региональные ком­мерческие банки — 48 %[2].

Этот период связан и с процессом активного встраивания в бан­ковский сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрест­ного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, свя­занная со структуризацией банковского бизнеса путем создания ре­гиональных банков развития, различных альянсов местных коммер­ческих банков с целью защиты экономических, политических и элек­торальных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.

Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банков­ской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кри­зисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по сво­им финансовым обязательствам по ГКО — ОФЗ наиболее разруши­тельно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющим­ся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% сум­марного уставного фонда российских банков и около четверти док-ризисного объема их совокупного уставного капитала[3].

Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систе­му. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО — ОФЗ, неизбежность поглощения которых не вызывала со­мнений у руководства Центрального банка[4]. Банковский кризис, быст­ро трансформировавшийся в валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому кризису общества. По мнению многих ведущих специалистов мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным кризисом банков­ской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструк­туризации, санации проблемных банков.

С середины 1999 г. банковская система России пере­шла к новому, шестому этапу, который характеризуется законода­тельным обеспечением реструктуризации банков и их внешней за­долженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков. Так, если сум­марный зарегистрированный уставный капитал действующих кредит­ных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд. руб., то на начало 2000 г. он уже достиг 111,1 млрд. руб.[5]

Среди небанковских кредитных организаций в России наиболь­шее распространение получили расчетные центры (палаты), главная функция которых заключается в проведении расчетов между участ­никами отдельных сегментов финансового рынка. Свою деятельность они осуществляют на основании выдаваемых после государственной регистрации лицензий ЦБ РФ. Небанковские кредитные организа­ции не имеют права на привлечение вкладов средств физических лиц; круг разрешенных банковских операций для них ограничен.

Кредитные организации в сфере потребительского кредита в Рос­сии не получили должного развития. Среди причин — слабая правовая защищенность ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы. Зарегистрированные кредитные союзы действуют на основании Зако­на РФ от 19 июня 1992 г. №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», который регламентирует порядок функционирования кооперативных структур в иных сферах народного хозяйства.

Рынок ценных бумаг во всех странах является одним из наибо­лее регулируемых рынков, что обусловлено необходимостью обеспе­чения безопасности его участников, высокими финансовыми риска­ми, масштабностью операций. Такое регулирование осуществляется государственными органами и саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России орга­ном государственного регулирования выступает Федеральная комис­сия по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ). Посредниче­ская деятельность, в том числе и финансовая, на рынке ценных бу­маг в России регламентируется Законом РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В зависимости от вида деятельности посреднические функции выполняют различные институты. Наиболее распространенное их на­звание — «инвестиционные институты». В России в начале 90-х го­дов юридические лица, осуществлявшие свою деятельность с ценны­ми бумагами как исключительную, также назывались инвестицион­ными институтами. Они выполняли функции финансового брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвести­ционного фонда. В качестве инвестиционных институтов могли так­же выступать и банки, а в качестве инвестиционного консультан­та — физические лица.

В Законе РФ «О рынке ценных бумаг» вместо понятия «инве­стиционный институт» используется более широкое понятие «про­фессиональный участник рынка ценных бумаг». К ним относятся: брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозита­рии, регистраторы, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Традиционно организацией торговли на рынке ценных бумаг за­нимаются фондовые биржи. По российскому законодательству фон­довая биржа создается в форме некоммерческого партнерства и осу­ществляет свою деятельность на основе лицензии по операциям с ценными бумагами с фиксированным доходом (долговые обязатель­ства государства и предприятий), а также с долевыми ценными бу­магами (акции акционерных обществ). Ценные бумаги, обращающие­ся на фондовых биржах, зачастую называются фондовыми ценностя­ми. Биржа организует торговлю только между членами биржи, которыми могут быть исключительно профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления, выхода и исключения из членов биржи регламентируется ее внутренними документами.

Лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рын­ку ценных бумаг в соответствии с Временным положением о требо­ваниях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временным положением о лицензировании видов деятель­ности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В частности, функции ведущей российской фондовой биржи, спе­циализировавшейся на торговле государственными ценными бумага­ми, выполняла Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). На площадке ММВБ проводились аукционы (первичное размещение) и вторичные торги по ГКО и ОФЗ. Обращение ГКО — ОФЗ осуще­ствлялось через межрегиональную систему торгов — организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ), который объединяет региональные тор­говые центры в ряде городов: Москве, Новосибирске, Санкт-Петер­бурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новго­роде и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.