рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовые системы унитарных государств

Финансы местных оранов власти

Вторым звеном финансовой системы Японии являются финансы местных органов власти (префектур). В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет свой бюджет.

Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений (диаграмма 7) [23].


Диаграмма 7

 

Структура доходов местных органов власти Японии



Данная диаграмма свидетельствует о том, что в Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это является принципиальной особенностью бюджетной системы страны.

Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти.

За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.[24] Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы  на подготовку рабочей силы, выплаты различных пособий, пенсий.

Основная часть расходов местных финансов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством (финансирование муниципального строительства, бытовых учреждений, содержание полиции, суда и т.д.).

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года, учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.

Специальные правительственные фонды

Еще одно звено в финансовой системе Японии составляют специальные правительственные фонды. Среди них следует отметить наиболее крупные:[25]

·        фонд системы страхования здоровья

·        фонд почтового страхования жизни

·        фонд страхования экспорта

·        фонд компенсаций при автомобильных катастрофах.

Первоначальная задача этих фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий. Они приобретают значение резерва, к которому правительство Японии прибегает в условиях финансовых затруднений, то есть используются для повышения маневренности финансовой системы.

Поскольку во многих страховых и пенсионных фондах сумма страховых взносов значительно превышает страховые выплаты, разница остается в распоряжении государства и по существу является дополнительным видом налоговых изъятий.

Социальное страхование предусматривает страхование на случай безработицы, болезни, получения травм и инвалидности.

Особое внимание в Японии уделяется пенсионной реформе. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов.

 Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца.[26] На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также самих предприятий и государственных дотаций.

Страховые фонды формируются в основном за счет взносов застрахованных и предпринимателей, бюджетными же ассигнованиями покрываются административные расходы и часть страховых выплат по ряду фондов.

Финансы государственных предприятий

Финансы государственных предприятий как звено финансовой системы Японии имеют свои особенности. Здесь сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного – в производственную сферу, государственного – в инфраструктуру.

Государственные предприятия не участвуют в материальном производстве. В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования – проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи, с целью ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность регулирования государственных предприятий Японии в том, что за их работу отвечает не одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев. У государственных предприятий есть общий верховный хозяин – парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий.

Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования, программы использования прибыли.


Анализ представленных данных позволяет сделать некоторые выводы:

1.                        В Японии нет дефицита бюджета на уровне местных органов власти, он покрывается за счет доходов в бюджет и различных займов.

2.                        Государственные предприятия в Японии не занимаются проблемами материального производства. Все предприятия материального производства являются паевыми.

















Глава 4. Сравнительная характеристика финансовых систем Великобритании, Франции и Японии.

 

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных целевых фондах.

Главным звеном финансовой системы в Великобритании, Франции и Японии является государственный бюджет. Через него проходит более 40% национального дохода. Так, например, во Франции в последние десятилетия аккумулируется 52% национального дохода,  в Японии 40%, а в Великобритании 45%.

Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей:  консолидированного фонда, и национального фонда займов. Центральный же бюджет Франции делится на два раздела: 90% - операции окончательного характера и 10% - операции временного характера. В Японии бюджетное устройство включает в себя два уровня: центральный бюджет и местный бюджет.

Из этого видно, что во всех странах, государственный бюджет складывается по разному, в каждой стране определяется различное назначение и функции, составляющих его частей.

Превалирующую роль в доходах государственного бюджета унитарных государств играют  денежные потоки, поступающие в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе. Эти потоки имеют в основном форму налоговые платежи, которые в бюджетах развитых стран составляют от 70 до 90% общей суммы доходов. Так во Франции в государственном бюджете концентрируется 90% налоговых доходов, а в Великобритании – около 98%.

Также статьей доходов являются и не налоговые поступления, которые в бюджетах Великобритании, Франции и Японии представлены как доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации или использования государственной собственности.

В качестве примера неналоговых поступлений можно привести доходы национального фонда займов, входящего в государственный бюджет Великобритании. В этот фонд поступают: проценты за кредиты, выданных местным органам власти, часть средств специальных фондов. Почти 16% составляют неналоговые поступления в государственный бюджет Японии, а в местных бюджетах – 25%. Это арендная плата, продажи облигаций, земельных участков и другие.

Расходы государственных бюджетов развитых стран формируют систему использования финансовых ресурсов. Одно из наиболее крупных направлений расходов государственного бюджета развитых стран – военные расходы.

 Доля общих военных расходов в бюджете составляет в Великобритании – 7,7%, а во Франции – 11%.  В Японии же огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста.

Вторым звеном финансовой системы Великобритании, Франции и Японии являются финансы местных органов власти.

Великобритания не имеет единой бюджетной системы. Местные бюджеты не входят в государственный бюджет. Местные органы власти сосредоточенные в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии  - имеют различную структуру.

Во Франции каждая административная единица имеет свой бюджет, но местное самоуправление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению и директивами республиканских и региональных органов.

В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет свой бюджет. Особенностью является то, что местные бюджеты не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Важно отметить, что в Великобритании и Франции местные бюджеты дефицитны, в отличие от Японии.

Так же для каждого унитарного государства присуще наличие специальных правительственных фондов и финансов государственных предприятий. Но их функции и особенности создания в каждой стране различны.

Так, например, формирование фондов во Франции осуществляется из традиционных для всех развитых стран источников: взносов предпринимателей, дотаций государственного бюджета, платежей страхователя. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Организационно эти правительственные фонды  отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Наиболее значительными специальными правительственными фондами в Великобритании являются три фонда социального страхования: фонд национального страхования, резервный фонд национального страхования, фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Из специальных фондов финансируется треть государственных расходов.

В системе специальных фондов Японии – пенсионные, страховые, сберегательные фонды. Первоначальная задача этих фондов в отличие от фондов Великобритании и Франции – финансирование отдельных целевых мероприятий. Они приобретают значение резерва, к которому правительство Японии прибегает в условиях финансовых затруднений.

Что касается государственных предприятий, то в Великобритании и Франции эти предприятия охватывают такие виды деятельности как : энергетика (угольная, нефтяная, газовая), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта) и других значимых для государства отраслей, которые являются дефицитными.

В Японии же государственные предприятия не участвуют в материальном производстве. Главной целью их создания является проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи, с целью ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

В Великобритании государственные предприятия являются крупнейшими государственными монополиями; во Франции - юридическими лицами, имеющими определенную финансовую самостоятельность; а в Японии паевыми или акционерными объединениями.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в основе каждой финансовой системы любой из этих стран, лежит одна схема и структура. Но в то же время  финансовые системы Великобритании, Франции и Японии имеют различные способы функционирования и определенные особенности.



























 

 

 

 

Заключение


В данной работе были изучены и рассмотрены финансовые системы трех унитарных государств: Великобритании, Франции и Японии. Каждая система в отдельности представляет уникальный способ руководства финансами той или иной страны.

Спецификой Великобритании является то, что она не имеет единой бюджетной системы, но при этом существует четкое разграничение местных органов власти, которых всего три, и поступления от местных органов в государственный бюджет четко оговорены.

В финансовой системе Великобритании большое внимание уделяется формированию и функционированию специальных правительственных фондов, которые обеспечивают государственный бюджет.

Так же для российского специалиста могут оказаться интересными при изучении устройство местных органов власти Японии, так как здесь большое количество префектур, как и в Российской Федерации субъектов.

В Японии, в отличие от Великобритании и Франции, нет дефицита бюджета на уровне местных органов власти, он покрывается за счет доходов в бюджет и различных займов.

Я считаю, что наиболее универсальным типом финансовой системы является Франция. Во Франции значительные средства тратятся на военные и социальные нужды. Они являются одними из главных статей расходов государственного бюджета.

Также интересным для изучения могут оказаться государственные предприятия Японии. В отличие от Великобритании и Франции, где предприятия занимают такие значимые отрасли как: угольная, газовая, а также железнодорожный транспорт, воздушные авиалинии, энергетическая промышленность и другие.

В Японии государственные предприятия занимаются проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи.

Но каждая из этих финансовых систем, так или иначе, схожа. Так, например, Великобританию,  и Японию объединяет развитость системы специальных фондов, в которых сосредоточенны значительные средства.

  Каждая страна имеет двухступенчатую систему, состоящую из государственного бюджета и бюджета местных органов власти.

 На мой взгляд, каждая из этих систем является уникальной, но ни одна из них не может быть идеальной. Что бы получить наиболее идеальную модель финансовой системы, необходимо скомбинировать составляющие финансовых систем Великобритании, Франции и Японии.

Из системы Японии можно перенять способ организации специальных правительственных фондов. В этой стране большое значение придается социальной сфере и поэтому различные представленные в ее финансовой системе фонды наиболее развиты. Также здесь существует четкая группировка расходов и доходов государственного бюджета и государственная программа инвестиций и займов, направленная на развитие социальной сферы и выполнения экономических проектов.

В том числе в финансовой системе Великобритании очень интересно устройство государственного бюджета. Все расходы и доходы оговариваются до принятия бюджета, а если и появляются различные непредвиденные расходы, то все они пересматриваются Парламентом. Так же интересно устройство местных органов власти, которые в Великобритании более самостоятельны, чем в других странах.

В финансовой системе Франции существуют обособленные бюджеты, а не один центральный. Этот опыт может пригодиться для России, так как очень сложно учесть все специфики региона в одном центральном бюджете.

Если совместить отдельные части финансовых систем Великобритании, Франции и Японии, то возможно мы получим наиболее идеальную финансовую систему, с развитой банковской системой, прекрасно функционирующими различными специальными фондами, и с четкой бюджетной системой.  

Список литературы:

 


1.     Баятова И.М., Строков А.И. Государственные финансы и управление ими в Великобритании на современном этапе// Финансы и кредит.- 2002.- №22.-С.97-101

2.     Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 1998.- №10.-С.62-74

3.      Кудрин А.Л. Экономическая политика и Федеральный бюджет 2006 года // Финансы.– 2006. №2.-С.3-8.

4.     Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии// Проблемы теории и практики управления.- 1997.- №4.-С.93-99

5.     Сорокин А.Н. Юридическая база административного и бухгалтерского исполнения бюджета во Франции // Финансы.- 2003.- №5.-С.66-68

6.     Финансы капиталистических государств: Учебник //Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1985.

7.     Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //     Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003.

8.     Финансы: Учебное пособие // Белозеров С.А., Горбушина С.Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004.

9.     Финансы: Учебник /Под ред. Поляка Г.Б.-2-е изд.,перераб. и доп. – М: Юнити-Дана, 2004. – С. 581.

10. Финансово – экономический словарь: М.:1987.

11. Хесин Е. Великобритания: снижение темпов экономического роста //  Мировая Экономика  и Международные Отношения.-1998.-№8-

     С.97-103

12. www.ress.ru

13. www.i-u.ru



Приложение 1. Финансовая система Великобритании.

I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 
 




Консолидированный фонд

 

Национальный фонд займов

 
 







II. БЮДЖЕТЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

 
 






СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ:

 

·        Фонд национального страхования

·        Пенсионный фонд

·        Уравнительные валютные фонды

·        Фонды гарантий экспортных кредитов

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:

 

·        Государственные корпорации

·        Смешанные предприятия

·        Ведомственные предприятия

 
 
















Приложение 2. Финансовая система Франции.


Бюджеты различных местных коллективов

 

Бюджеты территориальных коллективов

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 
 


























Приложение 3. Финансовая система Японии.


БЮДЖЕТЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (ПРЕФЕКТУР)

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ:

·        Страховые

·        Пенсионные

·        Сберегательные

 

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 
 











[1] Финансы капиталистических государств: Учебник //Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1985. С 278

[2] Баятова И.М., Строков А.И. Государственные финансы и управление ими в Великобритании на современном этапе// Финансы и кредит.-. 2002-№22.-С.97

[3] Хесин Е. Великобритания //Мировая Экономика и Международные Отношения. -2001. - №8 – С.103

[4] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.201

[5] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.202.

[6] Финансы: Учебник /Под ред. Поляка Г.Б.-2-е изд.,перераб. и доп – М: Юнити-Дана, 2004. – С. 581.

[7] Финансы капиталистических государств: Учебник /Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1985.- С.290

[8] Финансы капиталистических государств: Учебник //Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1985. С 292

[9] Сорокин А.Н. Юридическая база административного и бухгалтерского исполнения бюджета во Франции // Финансы.- 2003.- №5.С.-66


[10] Финансы: Учебник /Под ред. Поляка Г.Б.-2-е изд.,перераб. и доп. – М: Юнити-Дана, 2004. – С. 581

[11] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.154.


[12] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.154


[13] Кудрин А.Л. Экономическая политика и Федеральный бюджет 2006 года // Финансы №2. – 2006.-С. 3

[14] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.158

[15] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.158


[16] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.159

[17] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.159


[18] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //  Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003 – С.160


[19] Финансы капиталистических государств: Учебник /Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1985.- С.332.


[20] Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 1998.- №10 С.-69

[21] Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 1998.- №10 С.-69

[22] Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления.- 1997.- №4.- С.97.

[23] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //     Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003.С.-287.

[24] Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник //     Рудый К.В.- М.: Новое знание,2003.С.-287

[25] Финансы капиталистических государств: Учебник //Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1985. С.351

[26] Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии// Проблемы теории и практики управления.- 1997.- №4.С.96



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.