§
аудиторский.
3 . В сфере финансовой деятельности:
§
бюджетный;
§
страховой;
§
инвестиционный;
§
контроль за денежной массой.
4. форме проведения:
§
обязательный (внешний);
§
инициативный (внутренний);
5. методы проведения:
§
проверки;
§
обследования;
§
надзор;
§
анализ финансовой деятельности;
§
наблюдение (мониторинг)
§
ревизии.
Рассмотрим основные формы и методы проведения финансового
контроля.
§ Предварительный
финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и
имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он
предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для
предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером
такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения
бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки
обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей
развития экономики страны.
На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет,
кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление
прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной
деятельности и т. д.
§ Текущий
(оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных
сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает
возможные злоупотребления при получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления
финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
§ Последующий
финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной
финансовой и бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для
оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов,
сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки
эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения
финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
§ В процессе проведения проверок
на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные
вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных
нарушений.
§ Обследование в отличие от
проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей
обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния
и возможных перспектив развития.
§ Надзор производится
контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими
лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение
ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со
стороны НБ Украины за деятельностью коммерческих банков; со стороны Укрстрахнадзора
— за страховыми фирмами.
§ Анализ финансовой
деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное
изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью
общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния
и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
§ Наблюдение
(мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за
использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.
Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности
может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного
возврата ссуды.
§
Ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод
финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности,
правильности, целесообразности и эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные - и
тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не
только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).
Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон
финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или
участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих
Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей
все стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную
и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и
состояния бухгалтерского учета и отчетности.
Тематичёская ревизия проводится на
определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить
типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
Ревизии проводятся органами управления в отношении
подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными
и негосударственными органами контроля.
В экономически
развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но
обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль — комплексная и
целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти
и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.
Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны.
Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его
социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения
форм собственности [9,256].
Государственный
финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения
валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения
денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных
ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.
Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как
в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса,
если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный
финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный,
корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и
негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно
отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля —
максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные
издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного)
— напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие
издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время
обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое
сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации
государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое
современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской
декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как
независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость
контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного
органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий
руководителей органов контроля, а также их конституционным характером.
Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение
контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень
работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения
ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных
контролеров с общественностью и средствами массовой информации [8,117].
1.3. Принципы государственного финансового контроля
Поскольку финансовый контроль является одной из
функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых
базируется процесс государственного управления и управления конкретным
предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих
принципов применительно к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие принципы.
Принцип плановости – он предопределяется
природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи
субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и
месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип системности означает, что при
проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта
контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры
управления.
Принцип непрерывности означает, что все объекты
контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами
контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому
последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и
свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом
выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере
выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
Принцип законности обусловлен Конституцией
Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том
числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану
интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица
при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и российские законы. [13, с. 6]
Принцип объективности предопределяет правильное,
полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления
содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и
распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и
действия должностных лиц при ее выполнении.
Принцип независимости устанавливает недопустимость
какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект
контроля.
Принцип гласности вытекает из сущности
контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят
до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов
управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации.
Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на
устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения
возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих
законов и положений.
Принцип
эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления
отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в
исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения
нанесенного материального ущерба.
Из этих базовых
принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:
1.
результативность;
2.
четкость
и логичность предъявляемых контролерами требований;
3.
неподкупность
субъектов контроля;
4.
обоснованность
и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
5.
презумпция
невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
6.
согласованность
действий различных контролирующих органов и др.
Принимая законы,
прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля,
государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве
существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий,
что в конечном итоге сказывается на результатах.
II. Негосударственный финансовый
контроль
Формирование
основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые
проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих
органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся
внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за
организациями-клиентами, аудиторский контроль.
2.1.
Внутрифирменный финансовый контроль
Осуществляется
экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией,
финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой
деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы
внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью
расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят
анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми,
финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое
состояние предприятия.
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный
(текущий) и стратегический.
§ Оперативный контроль производится главным
бухгалтером в процессе повседневной хозяйственной финансовой деятельности с помощью
четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных
средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах.
Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины
и финансового законодательства
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|