Это вполне согласуются с
характером и требованиями финансовой работы, а также возможностями
конструирования определенных комплексов задач.
Необходимо выделить три
основных аспекта управления финансами, определяющие предпосылки, задачи и
принципы финансового менеджмента:
1.
Организационный
аспект, или создание финансово-правовых условий для финансового менеджмента.
2.
Выбор
конечных финансовых показателей прибыли и рентабельности (относительной
прибыли) в качестве критерия управленческих решений.
3.
Перманентный
контроль эффективности любой положительной деятельности, в частности, через
баланс доходов и расходов.
2. ОБЪЕКТЫ
ВИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Комплексы финансовых задач –
совокупность финансовых показателей и процессов
В этом разделе
обратимся к объектам финансового менеджмента, или попытаемся ответить на
вопрос: чем управляет финансовый менеджер? В самом общем виде ответ на
поставленный вопрос содержится в названий настоящего раздела. Это –
комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые показатели: показатели
денежных доходов и расходов, а также процессы их осуществления и, что особенно
важно, показатели оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности
предприятия (объединения).
Учитывая, что все
финансовые показатели – доходов и поступлений, расходов и отчислений, оценки
эффективности – образуются в процессе денежных отношений предприятия со своими
контрагентами внутри- и внепроизводственной среды, попытаемся определить сферы
и контрагентов (субъектов) этих отношений.
Денежные
отношения, составляющие систему
финансовых
отношений между:
- предприятиями и занятыми
на них трудящимися;
- подразделениями внутри
отрасли и предприятия;
- поставщиками и
плательщиками;
- предприятиями
и государством – федеральным, региональными, местными бюджетами и внебюджетными
фондами;
- предприятиями
и кредитной системой;
- предприятиями
и биржами (фондовыми, валютными, товарными), страховыми организациями,
имущественными фондами и прочими инструментами или звеньями финансово –
кредитной системы;
- населением
и государством, а также общественными организациями и инструментами финансовой
инфраструктуры.
Все это
отражает процесс концентрации денежных ресурсов в фонды (в том числе
формирование капитала), их распределение, использование и оценка эффективности
экономического и социального развития (в том числе капитала).
К объектам
финансового менеджмента следует отнести и сами финансовые показатели доходов,
расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и
осуществление расходов.
2.2
Эффективность
как главный объект финансового менеджмента
Результирующие
финансовые показатели особенно важны для финансового менеджмент, ибо
представляют собой не только объект управления (постоянного финансового
контроля), но и цель его, если имеют положительное значение и тенденции. Они
называются показателями эффективности.
В это понятие
эффективности, охватывающей и экономический, и социальный потребительский
результат воспроизводства, следует включать по мимо растущей рентабельности
еще два компонента – оптимизацию ассортимента (приемлемость его по структуре,
ценам и качественным параметрам продукции или услуг для современного и
перспективного потребительского рынка), а также сохранение и улучшение
материально – экономической и интеллектуально – психологическую среду
обитания человека в условиях прогресса производительных сил общества.
К наиболее общим
и существенным компонентам эффективности относится рентабельность. Приведем
несколько форм выражения рентабельности:
1. Экономическая
рентабельность – применяется при общей оценки эффективности деятельности за
отчетный период, планово аналитических расчетах.
(П
бал х100%)/А, ( Ф. 1)
где П бал -
Прибыль балансовая;
А -
Активы по бухгалтерскому балансу.
2. Рентабельность
производства – применяется при оценки эффективности вложений основного и
оборотного капитала, как правило, в среднегодовом исчислений, ценообразовании,
планово аналитических расчетах.
(П
бал х100% )/ (ОФ+ОС), (Ф. 2)
где ОФ -Основные
фонды;
ОС -Основные
средства.
3. Рентабельность
продукции – применяется при оценки эффективности текущих затрат, критерии
оптимизации ассортимента продукции (услуг) и диверсификации видов
деятельности, ценообразований, планово финансовом расчете, в том числе при
планирований прибыли.
(П
х 100%) / С/ст, (Ф. 3)
где П -прибыль;
С/ст -себестоимость.
4. Рентабельность
трудовых затрат – применяется при оценки эффективности затрат труда,
ценообразований, в аналитических расчетах. (П х 100%) /
ФОТ, (Ф.4)
5.
Рентабельность капиталовложений – применяется при оценке эффективности
капитальных вложений, необходимая для определения сроков окупаемости
капитальных затрат.
(П х
100%) / К/в, (Ф.5)
где К/в -капиталовложения.
6. Народнохозяйственная
рентабельность – при оценке эффективности вновь созданной стоимости в
глобальном и локальном масштабах.
(НД
или ВД)/(ОФ+ОС). (Ф.6)
Где, НД –
национальный доход;
ВД –
валовой доход.
7. Модификация
и частные показатели рентабельности, например затраты на 1 руб. товарной
продукции (ТП) –копеек - применяется при оценочных расчетах эффективности
соответствующих вложений, ресурсов. Планово аналитических финансовых расчетов.
С/ст
Тп / Объм ТП, (Ф. 7)
где, ТП –
товарная продукция.
3. СУБЪЕКТЫ
ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Организационная модель финансовой
инфраструктуры
Субъектом
финансового менеджмента является финансист-менеджер, курирующий финансовые
отношения данного звена финансовой инфраструктуры.
Фундаментальным, базовым
звеном финансовой инфраструктуры являются финансы коммерческих структур в
сфере предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента выступают
финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового
менеджера. в международном бизнесе их обычно называют финансовой бухгалтерией
в отличии от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом
и бухгалтерско-статистической отчетностью.
Служба финансового менеджера
охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и
планово-экономический, труда и зарплаты, иногда – снабженческо-сбытовой (маркетинговый),
юридический, аналитический (если такой отдел, бюро или участок выделяется
организационно). В зависимости от масштаба предприятия и от решения
финансового топ-менеджера, каковым обычно является финансовый директор или
заместитель генерального директор по экономике и финансам, финансовая
бухгалтерия имеет ту или иную организационно-функциональную структуру и
охват.
Несмотря на либерализацию
экономики государство строго регламентировало организационно-правовые форма
предпринимательских структур и соответственно их финансово-налоговый статус,
частности, условия формирования уставного (складочного) капитала, финансовую
ответственность и прочее.
3.2
Профессиональная
роль и облик финансового менеджера
Профессиональные
обязанности и права финансового менеджера можно сгруппировать следующим
образом:
- перманентный
финансовый контроль эффективности деятельности фирмы, что конкретно
выражается в постоянной заботе об увеличении денежных доходов и поступлений,
оптимизаций расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над
последними;
- планирование,
анализ, решение;
- определение
прав и обязанностей (участков финансовой работы) каждого сотрудника
подведомственных служб;
- выбор
системы оплаты труда, стимулирующий рост эффективности всех подразделений
фирмы;
- подписание
(визирование) всех документов финансовой службы;
- делегирование
ответственности по отдельным участкам финансовой работы другим
подразделениям фирмы или внешним «подрядчиком» - исполнителем: аудит,
эккаутинг (расчеты и бизнес-справки о финансовом состояний контрагентов,
смежников, конкурентов и пр.), трастовой (доверительное) управление, например
ценными бумагами, партнеров по совместной деятельности, посредническая, в
том числе биржевая деятельность, экономическая, юридическая и иная экспертиза
при заключении контрактов или принятии инвестиционных решений и т. д.;
- выработка
и определение финансовой стратегии в учетно-аналитической, инвестиционной,
распределительной политике и т.д.
Перечень можно
детализировать и расширить. Финансовому менеджеру и нижестоящим на
иерархической лестнице финансистам прежде всего требуется высокий уровень
профессиональных знаний и умение применить их на практике.
Кроме того,
финансовый менеджер должен обладать организаторским талантом и владеть
искусством общения, проявляющимся в способности психологической
совместимости с различными людьми, терпимости в деловых отношениях,
обеспечивающих продуктивность работы службы финансового менеджера.
Приведем
небольшой пример эффективного сотрудничества банка и предприятия, финансовый
директор которого совместно с руководством банка разработали взаимовыгодную
схему деловых контактов. Банк создал на территории завода свой
расчетно-кассовый центр, ускоривши расчеты со всеми контрагентами на сутки и
увеличивший операционный день до размеров полного рабочего дня, обеспечил
расчетно-кассовое обслуживание, взял на себя прием наличных денег от
юридических и физических лиц, открыв на заводе свою кассу. При этом кассир
банка работает по графику завода, ни минуты не заставляя ждать клиентов.
Кроме экономии времени и денежных средств, банк намерен предоставлять
платежный кредит покупателям продукции завода и т.п. В итоге финансовый
союз партнеров обеспечивает удовлетворение интересов, спокойствие и
стабильность – то, на что направлен финансовый менеджмент.
3.3. Информационная база финансового менеджера
Рассмотрим состав
показателей информационной базы.
Эффективность
финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется и
зависит от используемой информационной базы. В свою очередь, формирование
информационной базы финансового менеджмента на предприятий представляет
собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных
показателей, ориентированных как на принятий стратегических решений, так и на
эффективное текущее управление финансовой деятельностью.
Формирование
системы информативных показателей финансового менеджмента для конкретного
предприятия связанно с его отраслевыми особенностями, организационно –
правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и
другими условиями. По этому вся совокупность показателей, включаемых в
информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по
видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе
применительно к практической деятельности конкретного предприятия.
- К первой группе
относится показателей, характеризующие общеэкономическое развитие страны.
Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования
условий внешней среды функционирование предприятия при принятии
стратегических решений в области финансовой деятельности.
К данной группе относится
следующие показатели:
объем доходов
государственного бюджета;
объем расходов
государственного бюджета;
объем размера бюджетного
дефицита;
объем эмиссии денег;
денежные доходы населения;
вклады населения в банк;
индекс инфляции;
учетная ставка ЦБ России;
Формирование показателей
этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.
- Ко второй группе
относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую
принадлежность предприятия.
Система показателей данной
группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной
финансовой деятельности.
К данной группе относятся
следующие показатели:
индекс цен на продукцию;
ставка налогообложения
прибыли по основной деятельности;
общая сумма используемого
капитала, в том числе собственного;
объем произведенной
(реализованной) продукции и др.
К данной группе
целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов
и конкурентов.
Источником формирования
показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в процессе,
соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке
информационных услуг.
- К третьей группе
относятся показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
Система информативных
показателей этой группы служит для принятий управленческих решений в
области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций,
осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.
К данной группе относятся
следующие показатели:
виды основных котируемых
фондовых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и
внебиржевом фондовом рынке;
котируемые цены спроса и
предложения основных видов фондовых инструментов;
цены и объемы сделок по
основным видам фондовых инструментов;
сводный индекс динамики цен
на фондовом рынке;
депозитные и кредитные
ставки коммерческих банков;
официальные курсы отдельных
валют;
курсы покупки-продажи
отдельных валют на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками и т.д.
Страницы: 1, 2, 3
|