рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовый менеджмент. Основа обеспечения устойчивой позиции на рынке

         Это вполне  согласуются с  характером и требованиями  финансовой работы, а также возможностями  конструирования определенных комплексов задач.

         Необходимо выделить три   основных аспекта  управления  финансами, определяющие предпосылки,  задачи и принципы финансового менеджмента:

1.                 Организационный аспект, или создание финансово-правовых условий для  финансового менеджмента.

2.                 Выбор конечных финансовых показателей  прибыли и рентабельности (относительной прибыли)  в качестве  критерия  управленческих решений.

3.                 Перманентный контроль  эффективности  любой  положительной деятельности, в частности, через баланс доходов и расходов.








2.    ОБЪЕКТЫ ВИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1.  Комплексы финансовых задач – совокупность финансовых показателей и процессов

В этом разделе обратимся  к объектам финансового менеджмента, или попытаемся ответить  на вопрос: чем управляет финансовый менеджер? В самом общем виде ответ на поставленный вопрос  содержится в  названий  настоящего раздела. Это – комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые показатели: показатели денежных доходов и расходов, а также процессы их осуществления и, что  особенно важно, показатели оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности  предприятия (объединения).

Учитывая, что все финансовые показатели – доходов и поступлений, расходов и отчислений, оценки эффективности – образуются в процессе  денежных отношений  предприятия со своими контрагентами  внутри- и внепроизводственной среды, попытаемся определить сферы и  контрагентов  (субъектов)  этих отношений.

Денежные отношения, составляющие систему 

финансовых отношений между:

  -        предприятиями и занятыми на них трудящимися;

  -        подразделениями внутри отрасли и предприятия;

  -        поставщиками и плательщиками;

  -        предприятиями и государством – федеральным, региональными, местными бюджетами и внебюджетными фондами;

  -        предприятиями и кредитной системой;

  -        предприятиями и биржами (фондовыми, валютными, товарными), страховыми организациями, имущественными фондами и прочими инструментами  или звеньями  финансово – кредитной  системы;



  -        населением и государством, а также общественными  организациями и инструментами финансовой инфраструктуры.

  Все это отражает  процесс концентрации денежных ресурсов в фонды (в том числе формирование капитала), их распределение, использование и оценка эффективности  экономического и социального развития (в том числе капитала).

К объектам финансового менеджмента следует отнести  и сами финансовые показатели  доходов, расходов или оценки результатов  описанных выше процессов образования доходов и осуществление расходов.

 

2.2                                   Эффективность как главный объект финансового  менеджмента


Результирующие   финансовые показатели  особенно важны  для финансового  менеджмент,  ибо представляют собой  не только объект управления  (постоянного финансового контроля), но и цель его, если  имеют  положительное значение и тенденции.  Они называются показателями эффективности.

В это понятие эффективности,  охватывающей  и экономический, и социальный потребительский   результат воспроизводства, следует включать по мимо растущей рентабельности  еще   два компонента – оптимизацию ассортимента (приемлемость его по структуре, ценам и качественным  параметрам продукции или услуг для современного и перспективного  потребительского рынка), а также сохранение  и улучшение  материально – экономической   и  интеллектуально – психологическую среду обитания человека  в условиях прогресса  производительных сил общества.

К наиболее  общим и существенным  компонентам  эффективности относится рентабельность. Приведем  несколько форм выражения рентабельности:

1.       Экономическая рентабельность – применяется  при  общей оценки эффективности деятельности  за отчетный  период, планово аналитических расчетах.         

(П бал х100%)/А,                                       ( Ф. 1)

где    П бал - Прибыль балансовая;

         А       - Активы по бухгалтерскому балансу.

2.       Рентабельность производства – применяется при оценки  эффективности  вложений  основного и оборотного капитала, как правило, в среднегодовом исчислений, ценообразовании, планово аналитических расчетах.

(П бал х100% )/ (ОФ+ОС),                                     (Ф. 2)

где    ОФ    -Основные фонды;

         ОС    -Основные средства.

3.       Рентабельность продукции – применяется при оценки  эффективности текущих затрат, критерии оптимизации  ассортимента продукции (услуг)  и диверсификации видов  деятельности, ценообразований, планово финансовом расчете, в том числе при планирований прибыли.       

(П  х  100%) / С/ст,                                       (Ф. 3)

где    П       -прибыль;

         С/ст  -себестоимость.

4.       Рентабельность трудовых затрат – применяется при  оценки эффективности затрат труда, ценообразований, в аналитических расчетах.         (П  х 100%) / ФОТ,                                         (Ф.4)

    5.      Рентабельность капиталовложений – применяется при оценке  эффективности  капитальных вложений,  необходимая для определения сроков  окупаемости  капитальных затрат.       

(П х 100%) / К/в,                                           (Ф.5)

 

где К/в       -капиталовложения.

6.       Народнохозяйственная рентабельность – при оценке  эффективности вновь созданной  стоимости  в глобальном и локальном масштабах.           

(НД или ВД)/(ОФ+ОС).                                      (Ф.6)   

Где,   НД – национальный доход;

         ВД – валовой доход.

7.       Модификация и частные показатели рентабельности,  например  затраты  на 1 руб. товарной продукции (ТП) –копеек -  применяется при оценочных расчетах  эффективности соответствующих вложений, ресурсов. Планово аналитических финансовых расчетов.

         С/ст  Тп / Объм ТП,                                            (Ф. 7)

где, ТП – товарная продукция.



















3.      СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА   


3.1.             Организационная модель финансовой инфраструктуры

        

Субъектом финансового  менеджмента является  финансист-менеджер,  курирующий финансовые отношения  данного звена  финансовой инфраструктуры.

         Фундаментальным, базовым звеном  финансовой инфраструктуры являются финансы коммерческих структур в сфере  предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового  менеджера. в международном бизнесе  их обычно  называют  финансовой бухгалтерией  в отличии от просто бухгалтерии,  занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью.

         Служба финансового менеджера охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и планово-экономический, труда и зарплаты,  иногда – снабженческо-сбытовой         (маркетинговый), юридический,  аналитический (если такой  отдел, бюро или участок выделяется  организационно). В зависимости от масштаба  предприятия и от  решения финансового топ-менеджера,  каковым обычно является финансовый директор или заместитель генерального директор по экономике  и финансам,  финансовая бухгалтерия  имеет  ту или иную организационно-функциональную структуру и охват.

         Несмотря на либерализацию  экономики государство  строго регламентировало организационно-правовые  форма  предпринимательских  структур и соответственно их  финансово-налоговый статус, частности, условия формирования  уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и прочее.




3.2           Профессиональная роль и облик финансового менеджера


Профессиональные  обязанности и права финансового менеджера можно сгруппировать  следующим образом:

-        перманентный финансовый контроль  эффективности  деятельности  фирмы, что конкретно выражается в постоянной  заботе об  увеличении денежных доходов и поступлений,  оптимизаций расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;

-        планирование, анализ, решение;

-        определение прав  и обязанностей  (участков финансовой работы)  каждого сотрудника подведомственных служб;

-        выбор системы оплаты труда, стимулирующий рост эффективности  всех подразделений  фирмы;

-        подписание (визирование)  всех документов  финансовой службы;

-        делегирование ответственности по отдельным участкам   финансовой работы  другим подразделениям  фирмы или  внешним «подрядчиком» - исполнителем: аудит, эккаутинг (расчеты  и бизнес-справки о  финансовом состояний контрагентов, смежников, конкурентов и пр.), трастовой (доверительное) управление,  например ценными бумагами,  партнеров по  совместной деятельности,  посредническая,  в том числе биржевая  деятельность, экономическая, юридическая и иная экспертиза  при заключении контрактов или принятии инвестиционных решений и т. д.;

-        выработка и определение финансовой стратегии  в учетно-аналитической,  инвестиционной,  распределительной политике и т.д.

Перечень можно детализировать и расширить.  Финансовому менеджеру  и нижестоящим  на иерархической лестнице финансистам прежде всего  требуется высокий  уровень профессиональных  знаний  и умение применить их на практике.

Кроме того, финансовый  менеджер  должен обладать   организаторским  талантом и владеть искусством  общения,  проявляющимся в способности  психологической совместимости с различными  людьми,  терпимости в деловых  отношениях,  обеспечивающих продуктивность  работы службы  финансового менеджера.

Приведем небольшой пример  эффективного сотрудничества банка  и  предприятия, финансовый директор которого совместно с руководством банка  разработали взаимовыгодную схему деловых контактов. Банк создал на территории завода  свой расчетно-кассовый центр,  ускоривши расчеты со всеми контрагентами  на сутки  и увеличивший операционный день  до размеров полного рабочего  дня,  обеспечил расчетно-кассовое    обслуживание,  взял на себя прием  наличных денег  от юридических  и физических   лиц,  открыв на заводе свою кассу. При этом кассир  банка  работает по графику завода, ни минуты не  заставляя ждать  клиентов.  Кроме экономии времени и денежных средств,  банк намерен  предоставлять платежный кредит  покупателям  продукции  завода и т.п. В итоге финансовый союз  партнеров   обеспечивает удовлетворение интересов, спокойствие и стабильность – то, на что направлен  финансовый менеджмент.

 

3.3.   Информационная база финансового менеджера

Рассмотрим состав показателей   информационной базы.

Эффективность финансового менеджмента на предприятии  в значительной мере  определяется и зависит  от используемой  информационной базы. В свою очередь,  формирование информационной базы   финансового менеджмента на предприятий  представляет собой  процесс целенаправленного   подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятий  стратегических решений, так и на эффективное текущее  управление финансовой деятельностью.

Формирование системы информативных показателей  финансового менеджмента для конкретного предприятия  связанно с его отраслевыми особенностями,  организационно – правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями.  По этому вся  совокупность показателей,  включаемых в информационную базу  финансового менеджмента,  может быть сгруппирована  по видам источников  информации и требует  процедурного уточнения по каждой группе применительно  к практической деятельности  конкретного предприятия.

         -        К первой группе относится  показателей, характеризующие общеэкономическое развитие страны.  Система  информативных показателей   этой группы служит для  прогнозирования условий  внешней среды функционирование  предприятия  при принятии  стратегических  решений   в области финансовой деятельности.

         К данной группе относится  следующие показатели:

         объем доходов  государственного бюджета;

         объем расходов государственного бюджета;

         объем размера бюджетного дефицита;

         объем  эмиссии денег;

         денежные доходы населения;

         вклады населения в банк;

         индекс инфляции;

         учетная ставка ЦБ России;

         Формирование показателей  этой группы основывается  на публикации  данных государственной статистики.

         -        Ко второй  группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.        

         Система показателей  данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.


         К данной группе относятся следующие показатели:

         индекс цен на продукцию;

         ставка налогообложения  прибыли  по основной деятельности;

         общая сумма  используемого  капитала, в том числе собственного;

         объем произведенной (реализованной) продукции и др.

         К данной группе  целесообразно  отнести показатели,  характеризующие  деятельность  контрагентов и конкурентов.

         Источником формирования показателей  этой группы служат  публикации  отчетных  материалов в процессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые   на рынке информационных услуг.

         -        К третьей группе  относятся  показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.

         Система информативных показателей  этой группы  служит для  принятий  управленческих решений в области формирования  портфеля долгосрочных финансовых инвестиций,  осуществления краткосрочных финансовых вложений  и других операций.

         К данной группе относятся следующие показатели:

         виды основных котируемых фондовых инструментов   (акции, облигации и т.д.),  обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом  рынке;

         котируемые цены спроса и предложения  основных видов фондовых инструментов;

         цены и объемы сделок  по основным видам  фондовых инструментов;

         сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

         депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;

         официальные курсы  отдельных валют;

         курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками и т.д.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.