Финансовый учет
Финансовый
учет.
Тема
№ 1. Принципы
построения и организации финансового учета.
1.
Общие принципы организации ФУ на предприятиях.
2.
Система счетов, объекты ФУ и их характеристика.
3.
Перспективы развития и совершенствования ФУ и отчетности.
1. Общие принципы
организации БУ на предприятиях.
Действующим
Положением “О БУ и отчетности в РФ” установлены основные принципы организации
ФУ на предприятиях.
1.
БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на предприятиях
способом двойной записи в соответствии с Планом счетов. С 01.01.96 года
исключением являются малые предприятия, численность которых составляет 15
человек, а годовой оборот не превышает 100-тысячный размер минимальной
зарплаты. На этих предприятиях двойная запись не ведется. Вместо нее ведется
финансовый счет “Доходы и расходы”. Разница между доходами и расходами - это
финансовый результат деятельности.
2.
Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные документы, которые
фиксируют фактическое совершение х/о. Первичные документы заполняют в момент
возникновения х/о; они содержат все необходимые реквизиты, правильно оформленные
и имеют подписи ответственных лиц.
3.
Имущество, обязательства и х/о для отражения в БУ и отчетности подлежат оценке,
которая определяется путем суммирования фактически произведенных расходов.
Оценка осуществляется в отечественной валюте.
4.
С целью обеспеченности достоверности данных ФУ проводят инвентаризацию
имущества и финансовых обязательств и оформляются ее результаты.
5.
Соблюдение в течение отчетного года учетной политики, оценки имущества и
финансовых обязательств.
6.
Правильность отражения доходов и расходов по отчетным периодам.
7.
Тождество данных аналитического и синтетического учетов.
2. Система счетов,
объекты ФУ и их характеристики.
Для
организации ФУ применяется система счетов, разработанная в новом плане счетов
БУ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с этим
планом применяются счета за исключением всех счетов для учет затрат на
производство.
Объекты
ФУ - все имущество предприятия в соответствии с классификацией по
функциональной роли и источников образования:
-
денежные средства на расчетном и валютном счете, в кассе;
-
расчеты: - с поставщиками
-
с покупателями
-
с организациями соцстраха и пенсионного обеспечения
-
с бюджетом
-
с банком
-
с персоналом;
-
производственные запасы;
-
основные средства;
-
капитальные вложения;
-
нематериальные активы;
-
финансовые вложения в ценные бумаги;
-
готовая, отгруженная и реализованная продукция;
-
фонды, резервы и займы;
-
финансовые результаты и использование прибыли.
3. Перспективы развития
и совершенствования ФУ и отчетности.
За
последние годы в ФУ и отчетности произошли большие изменения:
1)
издано Положение о БУ и отчетности в РФ, регламентирующие организацию и методологию
БУ;
2)
создан новый план счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
3)
изменена методология учета основных средств, УК, капитала, прибыли, специальных
фондов.
4)
ответственность за ведение БУ возложена на руководство предприятия;
5)
внесены изменения в бухгалтерскую отчетность: в балансе, в приложении к нему,
которые приближены к международной практике;
6)
разработаны отдельные бухгалтерские стандарты.
Вместе
с тем существующая практика БУ не соответствует требованием рыночной экономики
и международным стандартам. Для успешного проведения реформы БУ департаментом
БУ и отчетности Минфина РФ определены направления развития и совершенствования:
1)
создание системы нормативного регулирования БУ. Для этого разработан закон “ о
БУ”, закон одобрен Гос. Думой и должен быть одобрен Советом Федерации и Президентом;
2)
внедрение международных стандартов БУ, что позволит решить проблему
гармонизации БУ в странах с рыночной экономикой;
3)
повышение профессионального уровня главных бухгалтеров путем сертификации, что
позволит повысить их профессиональный уровень. Главный бухгалтер должен иметь
высшее образование;
4)
разработка организационной системы БУ, связанной с разделением ФУ и БУ;
5)
повышение уровня автоматизации учетно-вычислительных работ;
6)
совершенствование отчетности в соответствии с международной практикой.
Тема № 2. Учет денежных средств и
расчетов.
1.
Основные принципы организации учета денежных средств и расчетных операций.
2.
Учет денежных средств на расчетном счете в банках.
3.
Учет денежных средств на валютном счете в банках.
4.
Учет наличности в кассах предприятия.
5.
Учет подотчетных сумм.
6.
Учет расчетов по товарным и нетоварным операциям.
7.
Учет расчетов по претензиям.
8.
Учет внутрихозяйственных и междубалансовых расчетов.
9.
Учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.
10.
Учет расчетов по социального страхованию, пенсионного обеспечению и другим внебюджетным
платежам.
11.
Платежи в бюджет и учет расчетов с бюджетом.
12.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
13.
Учет расчетов с банками.
14.
Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов.
15.
Инвентаризация денежных средств, расчетных операций и отражение ее результатов
в учете.
1. Основные принципы
организации учета денежных средств и расчетных операций.
В
процессе хозяйственной деятельности предприятия возникают хозяйственные связи с
целью бесперебойного снабжения непрерывного процесса производства, своевременности
расчетов. Хозяйственные связи устанавливаются с другими предприятиями, организациями
и учреждениями на основаниями хозяйственных договоров. В соответствии с этими
договорами предприятие становится поставщиком, покупателем или плательщиком. Правильная
организация расчетов между предприятиями имеет важное значение для своевременных
поступлений денежных средств, а значит ускоренной оборачиваемости оборотных
средств. В процессе производственной деятельности у предприятия возникают
отношения с его работниками, организациями соц. и мед. страхования, пенсионным
фондом, бюджетом.
Все
расчеты предприятия осуществляются в денежной форме. Денежные расчеты ведутся в
виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. В условиях рыночной экономики
безналичные расчеты ведутся с помощью векселей, чеков и других документов -
заменителей наличных денег.
Безналичные
расчеты ведутся через расчетный и текущий счет, которые открываются в
учреждении банков, обслуживающих предприятие, а также путем взаимных платежей.
Помимо
расчетов за проданную продукцию и приобретения материальных ценностей,
предприятие осуществляет безналичные расчеты различных банковских, кредитных и
расчетных операций, которые заменяют наличные деньги в обороте.
Применение
безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращение
потребности в наличных деньгах, концентрирует в банках свободные денежные
средства предприятий, обеспечивает сохранность денежных средств.
Безналичные
расчеты осуществляются путем перечисления денежных средств со счета плательщика
на счет поставщика. Посредник для осуществления этих расчетов - учреждение
банка.
Банк-
юридическое лицо, которое создано для привлечения денежных средств предприятий
и размещения их на условиях возвратности, платности, срочности.
Банковская
системы РФ : ЦБ и коммерческие банки.
Предприятие
вправе выбирать коммерческий банк для осуществления расчетов и платежей.
Между
предприятием и банкам заключается кредитный договор, в соответствии с которым
осуществляется обслуживание предприятия по всем расчетным операциям:
-
расчеты по платежам;
-
выдача наличных денег;
-
предоставление кредита.
Предприятие
имеет право открыть в учреждении банка расчетный, текущий, валютный счета.
2. Учет средств на
расчетном счете
Для
осуществления расчетных операций в наличной и безналичной форме предприятие
открывает в учреждении банка расчетный счет. Право открытия расчетного счета
предоставляется организации, которая является юридическим лицом и имеет самостоятельный
баланс. Открытие расчетного счета регулируется законодательством, в соответствии
с которым предприятие предоставляет банку следующие документы:
1)
заявление на открытие расчетного счета;
2)
свидетельство о регистрации предприятия;
3)
копия Устава предприятия, заверенного нотариально, и Учредительного договора;
4)
карточка с образцами подписей и оттиском печати - 2 экземпляра - заверенные
нотариально;
5)
справка о постановке на учет в налоговую инспекцию и пенсионный фонд.
На
основании этих документов банк и предприятие заключают договор на
расчетно-кассовое обслуживание, в котором оговариваются все условия расчетов
между предприятием и учреждением банка.
Для
осуществления расчетов по текущим операциям предприятия в учреждении банка
предприятие предоставляет первичные документы, в которых указываются все
необходимые реквизиты плательщика и получателя денежных средств:
1)
наименование плательщика и получателя;
2)
расчетный счет плательщика и получателя;
3)
корреспондентские счета банков, обслуживающих предприятие плательщика и получателя;
4)
наименование продукции, услуг, по которым идут расчеты;
5)
сумма.
Расчетный
счет в банке открывается предприятию и ему присваивается определенный номер, в
соответствии с которым в дальнейшем производят все расчеты. Банк на каждое
предприятие открывает лицевой счет, где и ведется учет движения денежных
средств предприятия. Для зачисления денег на расчетный счет и их перечисление с
расчетного счета предприятие предоставляет учреждению банка платежное поручение
(требование) с подписями руководителя и главного бухгалтера, которые в
дальнейшем сверяются с карточкой с образцами.
Аналитический
учет операций на расчетный счет ведется в бухгалтерии предприятия на основании
выписки из расчетного счета, которая предоставляется учреждением банка. Периодичность
составления выписок зависит от движения денежных средств на предприятии
ежедневно или один раз в неделю.
Синтетический
учет операций на расчетном счете ведется на счете 51 “Расчетный счет” -
активный (в банке - пассивный). Поступления - по Дт ( в выписка банка - по Кт),
расход, списание денег - по Кт ( в выписке - по Дт). Сальдо дебетовое наличие
денежных средств.
Дт 51
корреспондируется с Кт - 46 (зачисление выручки при реализ. по методу оплаты)
- 62
(зачисление выручки реализации по методу отгрузки)
- 90
(зачисление краткосрочных кредитов банка)
- 92
(зачисление долгосрочных кредитов банка)
- 94
(краткосрочные займы)
- 95
(долгосрочные займы)
- 50
(возврат поступления наличных денег (в) из кассы)
- 76
(поступление прочих денежных средств)
- 68
(возврат из бюджета)
- 75
(увеличение УК)
- 69
(возврат из ПФ, ФСС, ФМС и ФЗ)
- 67
( возврат внебюджетных платежей)
Кт 51
корреспондируется с Кт - 60
- 90
- 92
- 94,
95 (погашение займов)
- 50
(выдача зарплаты)
- 76
- 68
- 69
(погашение задолженности)
- 67
- 75
(расчеты с учредителями)
Регистр
для ведения синтетического учета по Дт счета 51 - при журнально-ордерной форме
- ведомость № 2, где на основании первичных документов в шахматном порядке
отражается поступление денег на расчетный счет в течение месяца и
подсчитывается оборот за месяц (итог ведомости).
Синтетический
учет по Кт 51 - ведется в журнале-ордере № 2, где на отражаются записи по Дт
корреспондирующих счетов, в конце месяца - итог и конечный остаток, который
равен:
остаток
на начало месяца + обороты по ведомости № 2 - обороты журнала-ордера.
Полученный
остаток записывается в ведомость № 2 и сверяется с выпиской по счету.
Для
учета операций на расчетном счете с наличными денежными средствами применяются
следующие первичные документы:
1)
объявление на взнос наличными - применяется для зачисления денежных средств,
оставшихся в кассе (несвоевременно выданная зарплаты, выручка от покупателей и
др.)
2)
чек - выдача денежных средств наличными с расчетного счета. Он находится в
чековой книжке, которая выдается предприятию банком. При получении денег
наличными заполняется чек в чековой книжке и корешок чека. В чеке и корешке
указывается сумма денежных средств, на какие цели она получена (на
хозяйственные нужды, для выдачи зарплаты). Чек и корешок подписывается
руководителем и главным бухгалтером. Чек остается в банке, а корешок - как
оправдательный документ - в кассе предприятия.
3. Учет денежных средств
на расчетном счете в банке.
В
связи с переходом к рыночной экономике предприятия получили право осуществлять
операции с иностранной валютой. С этой целью в банке открывается валютный счет.
Для
совершения валютных операций банк должен иметь разрешение от ЦБ РФ (лицензию).
Операции
с иностранной валютой совершаются в следующей валюте:
-
доллары США
-
немецкие марки
-
французские франки
-
фунты стерлингов
Для
открытия валютного счет предприятие предоставляет в банк документы, аналогичные
документам при открытии расчетного счета. Между банком и предприятием
заключается “Договор о расчетно кассовом обслуживании”
При
ведении операций на валютном счете предприятие имеет право зачислять выручку от
ВЭД, покупать валюту и продавать ее.
При
поступлении выручки и иностранной валюте в соответствии с законодательством,
предприятие обязано 50 % выручки продавать на валютном рынке через уполномоченные
банки. Остальные 50 % зачисляют на валютный счет.
Основные
первичные документы для ведения валютных операций:
1)
поручение на обязательную продажу валют
2)
платежное поручения для ведения безналичных расчетов.
Для
получения валюты наличными применяется чековая книжка.
Учет
валютных операций ведется на сч. 52 “Валютный счет” . Учет средств на этом
счете ведется в измерениях: в валюте и в рублях. Пересчет валюты в рубли осуществляется
по курсу ЦБ в момент зачисления валюты. Все остальные операции в валюте
(перечисление средств для расчета с поставщиками, продажа, выдача средств в
подотчет, командировочные, осуществляются в иностранной и отечественной валюте.
Помимо учета валютных средств ведут учет курсовой разницы как прибыль или
убыток.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|