рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Фирма в условиях совершенной конкуренции

   К естественным монополиям такого типа в нашей стране относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта.

   Но гораздо чаще монополии создаются искусственно. В ХV11 – Х1Х вв. европейские монархи давали исключительное право на торговлю с заморскими странами специальным Ост-Индским компаниям, поскольку предполагалось, что их легче контролировать и они принесут больше дохода, чем несколько конкурирующих между собой торговых фирм.

   Монополия может сложиться и в том случае, когда несколько крупных фирм объединяются и полностью контролируют рынок. Так возникли монополии на рынке нефти, стали и железнодорожном транспорте в Европе и Америке в конце Х1Х – начале ХХ в.

   Если крупные продавцы договариваются о том, чтобы разделить рынок между собой и назначить единую цену, такое соглашение называется картелем. В настоящее время широко известен картель ОПЕК, объединяющий, правда, не частные фирмы, а страны-экспортеры нефти.

   В других случаях монополии возникают оттого, что крупные фирмы просто сливаются или поглощают свих конкурентов.

   Особенно остро проблема монополии стоит сейчас в нашей стране. За годы советской власти в России было выстроено много огромных заводов, которые обеспечивали определенным видом продукции чуть ли не Сю страну. Это было сделано не только для того, чтобы получить выгоду от специализации, но и потому, что небольшим количеством крупных предприятий легче управлять из единого центра, чем многими мелкими. Пока государство определяло, сколько продукции и по какой цене должен производить каждый завод, это было терпимо. Но когда предприятия получили свободу, оказалось, что на большом количестве наших рынков существует самая настоящая монополия.

   Наверное, нет такой фирмы, которая не мечтала бы попасть в ситуацию монополии. Монополиста не тревожит конкуренция, поэтому он имеет некоторую власть над покупателями. Монополисты обычно стараются поддерживать относительно высокую цену на свой товар. В отрасли, где существует конкуренция, рост цен на товар привел бы к росту величины предложения и, в конце концов, цена бы снова упала. Но при монополии приток новых продавцов невозможен. Исходя из этого, монополист сам может выбрать точку на кривой спроса, которая для него наиболее выгодна. Если на рынке существует монополия, цена на нем, как правило, выше, а объем  производства – ниже, чем там, где господствует совершенная конкуренция.

   Но власть монополиста над покупателем не безгранична, как бы ему этого не хотелось. Ее лимитируют размеры платежеспособного спроса и его эластичность.

   Если, например, монополист поднимет цену на свой товар слишком высоко, потребители просто-напросто перейдут на товары заменители. Например, если бы в условиях монополии в нашей стране подорожали бананы, то покупатели бы перешли на яблоки и т. п. Так, при резком росте цен на железнодорожные билеты большее количество людей станут пользоваться авиа- или автомобильным транспортом. Даже у уникальных вин и сортов минеральной воды есть товары-заменители. Поэтому монополист, переоценивший размеры спроса и недооценивший его эластичность, может проиграть на снижении объема продаж больше, чем выиграет на повышении цены.

    Однако как бы то ни было, присущее монополии сочетание более высоких цен с меньшим объемом производства всегда невыгодно потребителям. Вот почему в наши дни государство обычно запрещает образование монополий и ограничение конкуренции. Первые законы против монополий появились в США еще 100 лет назад. Если будет доказано, что в результате объединения двух фирм в отрасли сложилась монополия, объединение будет запрещено. В случае, когда установлен факт искусственного снижения выпуска продукции с целью повышения цен, фирма подвергается огромному штрафу, а ее руководство рискует угодить в тюрьму. Крупный производитель, захвативший значительную часть рынка своего продукта, может быть принудительно разделен на несколько независимых друг от друга компаний.

   В нашей стране с 1991 года также действует «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

   Противоположную монополии ситуацию, когда многим продавцам противостоит один покупатель, экономисты называют монопсонией. Монопсония существует, например, на рынке труда в, так называемых, «закрытых» городах, где единственным крупным работодателем является какое-нибудь одно предприятие.

   Олигополия.

   Между монополией и конкуренцией находится так называемая олигополия. В олигополистических отраслях на рынках господствует несколько очень крупных продавцов. (Таковы черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность, авиационный транспорт и т. д.) При олигополии продавцы конкурируют друг с другом, но конкуренция эта носит своеобразный характер. Дело в том, что в олигополистической отрасли, когда силы конкурентов примерно равны, фирмы стремятся избегать ценовой конкуренции, из которой неизвестно кто выйдет победителем, а убытки могут быть слишком велики. В этих отраслях производители некоторым неформальным образом (формально это запрещено антимонопольными законами) согласовывают цены на свою продукцию друг с другом. Один  из способов такого согласования – «лидерство в ценах»: скажем, «Дженерал Моторз» устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Форд» и «Крайслер», исходя из нее, назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Другой способ: цена назначается равной издержкам производства плюс заранее согласованный процент прибыли. Не ввязываясь в открытую ценовую конкуренцию, олигополисты предпочитают соревноваться между собой посредством неценовой конкуренции: повышения качества, улучшения послепродажного обслуживания.           

   Монополистическая конкуренция.

   В тех отраслях, где сравнительно много производителей, но их продукция защищена патентом или торговой маркой и не может быть произведена другими фирмами, существует монополистическая конкуренция. Это, прежде всего, отрасли по производству модной одежды, парфюмерной продукции, косметики, бытовой химии. К примеру, никто, кроме фирмы «Кристиан Диор», не может изготовлять духи «Дюна»: их состав, название и даже форма флакона не могут быть никем заимствованы. В то же время другие компании выпускают массу духов различных составов и наименований, которые конкурируют с «Дюной» за спрос покупателя. Таким образом, каждая из парфюмерных фирм обладает монополию на все производимые ею продукты, но отрасль в целом является вполне конкурентной и свободу потребительского выбора никто не ограничивает. В отраслях монополистической конкуренции первостепенное значение имеет очень интенсивная реклама, которая должна подкрепить престиж данной торговой марки.

   Совершенная конкуренция.

   ( Далее мы поговорим о нем более подробно, а пока дадим его общую характеристику.)

   Для рынка совершенной конкуренции характерно, когда в борьбе за внимание и деньги покупателей между собой сталкиваются огромное множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из производителей не имеет возможности диктовать кому-либо выгодные для себя условия сбыта, потому что он не имеет контроля над такой долей рынка, которая позволила бы им это. В качестве примера можно привести конкуренцию между производителями сельскохозяйственной продукции или между небольшими по размеру фирмам в сфере услуг.

   При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате огромного количества сделок между продавцами и покупателями. При этом ни продавцы, ни покупатели не имеют возможности навязать друг другу свою волю и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены, или, иначе говоря, цены рыночного равновесия.

Типы рынков. Таблица.

Тип рынка

Количество продавцов

Возможность проникновения на рынок

Однородность товара

Пример  рынка

Совершенная конкуренция

Много

Неограниченная

Однородный

Рынок зерна

Монополия

Один

Отсутствует

Однородный

Ранок алмазов

Олигополия

Мало

Ограниченная

Неоднородный

Рынок автомобилей

Монополи-

стическая конкуренция

Много

Ограниченная

Неоднородный

Рынок косметики

Характеристика рынка совершенной конкуренции.

   Совершенная конкуренция – такой вид рыночной структуры, который предполагает: наличие множества фирм на рынке; выпуск однородного (стандартизированного) продукта; наличие множества информированных покупателей; легкость (низкие барьеры) вхождения на рынок и ухода с рынка.

   Следствием условий совершенной конкуренции является то, что доля выпуска каждой отдельно взятой фирмы в общем объеме отраслевого производства крайне мала, а в силу того, что товар является однородным, покупателям совершенно безразлично, у какой фирмы покупать. Ко всему прочему, покупатели хорошо осведомлены о том, кто  продает свой товар по самой низкой цене. Такое положение не позволяет отдельной фирме заметно влиять на цену, варьируя количество выпускаемой продукции.

   Фактически в таких отраслях у фирмы нет выбора, по какой цене сбывать свой товар: она может продавать только по уже  сложившейся цене.

   Если фермер, например, попытается реализовать зерно дороже, он не сможет найти на него покупателей. Продавать дешевле ему также нет смысла, ему это не выгодно, потому что он может сбыть имеющееся у него зерно и по более высокой цене.

   Помимо того, новым производителям достаточно легко влиться в такую отрасль, а старым прекратить свое существование на данном рынке. Возможность быстрого проникновения новых производителей на сложившийся рынок чрезвычайно обостряет конкуренцию и не позволяет старым компаниям навязывать высокие цены.

   Ситуация, при которой отдельная фирма не может влиять на цену на рынке, т. е. воспринимает ее как заданную, означает, что спрос (Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.), с которым сталкивается эта фирма, является совершенно эластичным (Эластичность спроса – показатель, измеряющий, насколько изменения цены товара влияют на величину спроса на него. Эластичность спроса равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению цены этого товара.): крайне малое увеличение цены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию фирмы, а крайне малое падение цены – к  необозримому росту спроса. Графически такому состоянию фирмы соответствует горизонтальная прямая спроса (рис. 1А), где цена равняется цене равновесия спроса и предложения на данном рынке (Ро). Заметим, что выпуск отдельной фирмы крайне мал в сравнении с уровнем спроса и предложения в отрасли (рис. 1В), так что увеличение количества производственной продукции отдельной фирмой не влияет на цену.

   Поскольку отдельно взятый производитель не может повлиять на цену товара, ему остается только продавать свою продукцию по уже установившейся рыночной цене. Если цена 1 т зерна на американском рынке составляет 5 долларов за единицу продукции, то доход отдельной фермы равняется произведению 5 долларов на количество проданного зерна. Это означает, что валовой доход фермера увеличивается на 5 долларов с каждой дополнительно проданной единицей продукции. Исходя из этого мы выяснили, что в условиях совершенной конкуренции валовой доход производителя прямо пропорционален росту выпускаемой продукции, а его предельный доход равен цене товара (в данном случае 5 долларов за единицу товара):

МR=Р

  

   Поскольку максимум прибыли и оптимальный объем производства в общем случае достигается при МR=МС, то можно утверждать, что

в условиях совершенной конкуренции оптимальный выпуск продукции будет достигаться фирмой при Р=МС.

 

   В нашем примере с зерновой фермой это условие будет как раз выполняться при Q=31,6 тыс. единиц продукции (рис. 2)

Предложение фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.

   Нам уже известно, каким образом определяется оптимальный выпуск продукции фирмы на рынке совершенной конкуренции при сложившихся ценах. Теперь рассмотрим, каким образом будет изменяться объем продукции фирмы, если рыночная изменится.

   Рассмотрим условный числовой пример, данные которого представлены в таблице:

Объем про-

дукции

Валовой доход

Предель-

ный доход

Пре-

дельные издержки

Валовые перемен-

ные издержки

Средние перемен-

ные издержки

Валовые издержки

Прибыль

Q

TR

MR=P

MC

TVC

AVC

TC

Pr

0

0

-

-

0

-

15

-15

1

30

30

40

40

40

55

-25

2

60

30

30

70

35

85

-25

3

90

30

20

90

30

105

-15

4

120

30

10

100

25

115

5

5

150

30

25

125

25

140

10

6

180

30

30

155

25,8

170

10

7

210

30

41

196

28

211

-1

8

240

30

60

256

32

271

-31

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.