Проанализировав состояние фондовых
рынков в развитых странах, можно заметить, что хотя основой фондового рынка
служит первичный рынок, и именно он определяет его совокупные масштабы и темпы
развития, его объём в развитых капиталистических странах в настоящее время
относительно не велик.
В
некоторых странах соотношение между собственным и заёмным капиталом
устанавливается законом. Однако, независимо от наличия закона, в каждой стране
имеется чёткое представление о предельных размерах заёмных средств. Переход за
эту грань сопряжён со значительным риском для компании в целом и её акционеров.
В этой ситуации корпорация регулирует структуру своего капитала путём эмиссии
новых акций, замещая ими свои долговые обязательства.
Таким образом, эмиссия новых акций на
современном этапе развития фондового рынка в развитых странах очень
незначительна и не всегда связана с мобилизацией свободных денежных ресурсов
для финансирования экономики. Это означает, что в развитых странах происходит
не только уменьшение масштабов первичного фондового рынка, но параллельно идёт
снижение его роли регулятора инвестиций и экономики в целом.
В России фондовый рынок находится на
этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных
предприятий, создание новых акционерных структур, которые остро нуждаются в
средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством,
первичный рынок является основным сегментом рынка ценных бумаг.
Однако, в силу слабого развития
рыночных отношений, инфляции, общей неустойчивости, первичный рынок России не
выполняет сегодня функций регулирования экономики.
Размещение ценных бумаг на первичном
рынке осуществляется в двух формах:
1.
путем прямого обращения к инвесторам;
2.
через посредников.
Независимо от формы размещения ценных
бумаг – путём прямого обращения к инвесторам или через посредника – подготовка
нового выпуска включает ряд этапов (1, с.122):
I.
Регистрация выпуска специально уполномоченным для
того правительственным органом.
II.
Период остывания. В течение этого периода
проводится проверка заявления. Эмитент же использует его для публикации
предварительных проспектов эмиссии, дающих необходимую информацию, для оценки
привлекательности выпуска
III.
Этап предэмиссионного совещания, на котором
выверяется заявление о регистрации и определяется окончательный проспект
эмиссии.
IV.
Период непосредственной реализации новых выпусков.
Первичный рынок предполагает
обязательное существование вторичного рынка. Более того, по моему мнению,
существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка
практически не возможно.
Вторичный рынок – рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме
перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка
являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения
прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к
постоянной купле-продажи ценных бумаг. Купить подешевле и продать подороже –
основной мотив их деятельности.
Вторичный рынок обязательно несёт в
себе элемент спекуляции. В результате на вторичном рынке происходит постоянное
перераспределение собственности, которое имеет всегда имеет одно направление –
от мелких собственников к крупным.
Миграция капитала осуществляется в
виде перелива его к месту необходимого приложения и оттока капитала из тех
отраслей, предприятий, где имеется его излишек.
Таким образом, вторичный рынок в
отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он
обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через
первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной
жизни. В итоге функционирование вторичного рынка обеспечивает постоянную
структурную перестройку экономики в целях повышения её рыночной эффективности и
выступает столь же необходимым для существования фондового рынка, как и
первичный рынок.
Однако роль вторичного рынка этим не
ограничивается. Вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность
их реализации по приемлемому курсу и тем самым создает благоприятные условия
для их первичного размещения. Возможность в любой момент превратить ценные
бумаги в форму наличных денег представляет собой обязательное условие
инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного
капитала – временно свободные денежные капиталы и средства, которые могут быть
использованы только в соответствии с основными принципами кредита.
Возможность перепродажи – важнейший фактор, учитываемый инвестором при покупке
ценных бумаг на первичном рынке. Функцией вторичного рынка становится
сбалансированность фондового рынка и обеспечение ликвидности. Ликвидный рынок
характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя;
небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Более того, я сделала вывод, что
ликвидность рынка тем больше, чем больше число участников продажи и возможность
оперативной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны
предложенных для продажи ценных бумаг.
Существуют две организационные
разновидности вторичных рынков: организованный – биржевой и неорганизованный –
внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы
организации.
Наиболее простой формой организации
фондовой торговли выступает стихийный рынок. Здесь продавцы и покупатели,
общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные
ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение
сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит
продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут
существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же
момент.
Внебиржевой оборот возникает как
альтернатива бирже .Многие компании не могли выходить на биржу, так как их
показатели не соответствовали требованиям, предъявляемых для их регистрации на
бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть
всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных
отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики,
потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги
кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных
бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций.
Торговлю на внебиржевом обороте ведут
специалисты: брокерские и дилерские компании, часто совмещающие свои функции.
Во внебиржевом обороте отсутствует единый физический центр для выполнения
операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные
сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим
внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами
торговли, действующим на бирже.
Как известно, в России
организованным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система
(РТС), объединяющая брокерско-дилерские компании центрального региона и
северо-запада.
Традиционной формой вторичного рынка
выступает фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок
ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового
рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.
Роль фондовой биржи в экономике
страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности,
точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального
продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в
целом.
К основным функциям фондовой биржи
относятся (1, с.127):
¨
мобилизация и концентрация свободных денежных
капиталов и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг;
¨
инвестирование государства и иных хозяйственных
организаций посредством организации покупки их ценных бумаг;
¨
обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в
ценные бумаги.
Чтобы ценные бумаги обращались на
фондовой бирже, они должны преодолеть ряд барьеров: комиссия по
листингу(процедура включения ценных бумаг эмитента в котировальный список
биржи); котировальная комиссия(определяет курс ценной бумаги при ее первой
реализации).
В результате, проанализировав
вышеизложенную информацию, можно сделать заключение, что фондовая биржа
позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их
сбалансированность путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень
эффективности функционирования акционерного капитала.
1.2 Регулирование фондового рынка.
Регулирования
фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников
и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти
действия.
Регулирование фондового рынка
охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных
фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка может
быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность
деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу,
правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность
этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее
регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным
актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование фондового рынка
осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение
функций регулирования. С этих позиций различают (2, с.260) :
qгосударственное
регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию
которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
qрегулирование
со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование
рынка;
q
общественное регулирование, или регулирование через
общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в
целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой
начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов
рынка .
Процесс регулирования на фондовом рынке включает:
Ø создание нормативной базы функционирования рынка, т.е.
разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и
других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на
общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
Ø отбор профессиональных участников рынка; современный
фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без
профессиональных посредников;
Ø контроль за соблюдением выполнения всеми участниками
рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется
соответствующими контрольными органами;
Ø систему санкций за отклонение от норм и правил,
установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные
предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников
рынка.
Государство на фондовом рынке выступает в качестве (2,
с.262) :
§
эмитента при выпуске
государственных ценных бумаг;
§
инвестором при управлении
крупными портфелями акций промышленных предприятий;
§
профессионального
участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
§
регулятора при написании
законодательства и подзаконных актов;
§
верховного арбитра в
спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование фондового рынка - это
регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования включает:
- государственные и иные нормативные акты;
-
государственные органы
регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка можно
разделить на (2, с.264) :
-
прямое, или
административное, управление;
-
косвенное, или
экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление
фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|