1. Коэффициент
интенсивного использования оборудования определяется делением фактической или
плановой производительности по выработке продукции в единицу времени (за час,
сутки) на техническую норму производительности ведущего оборудования в ту же
единицу времени (час, сутки).
2. Коэффициент
экстенсивного использования мощности определяется как отношение планового
(фактического) времени работы оборудования к времени, принятому при расчете
мощности оборудования.
Таблица
1.
Эффективность
использования производственной мощности предприятия.
Показатели
|
Факт
|
2004г. в % к 2003г.
|
2003г.
|
2004г.
|
Среднегодовая
производственная мощность, тонн
|
3,7
|
3,8
|
103
|
Коэффициент
интенсивного использования мощности
|
0,32
|
0,34
|
2
|
Коэффициент
интенсивного использования мощности
|
0,1
|
0,1
|
–
|
Коэффициент
использования производственной мощности
|
0,32
|
0,34
|
2
|
Пути улучшения
использования производственной мощности предприятия:
1. Улучшение интенсивного использования
оборудования (увеличение скорости движения рабочих органов машин, степени
использования поверхности или емкости аппаратов, снижение возвратных отходов);
2. Увеличение экстенсивной
нагрузки оборудования, или удлинение времени его работы (сокращение простоев,
продолжительности ремонта оборудования, увеличение коэффициента сменности).
Важнейшим
показателем эффективности производства является трудоемкость.
Трудоемкость –
это затраты рабочего времени на единицу или весь объем выпускаемой продукции.
Рассчитывается путем деления фонда рабочего времени на количество выпущенной
продукции.
Показатель
трудоемкости обратный производительности труда, то значит снижение трудоемкости
– это важный фактор повышения производительности труда.
2.3. Основные
экономические показатели деятельности предприятия.
Для предприятия
важным является определение основных направлений повышения эффективности
производства, факторов его роста, методов определения эффективности.
В плане повышения
экономической эффективности производства даются как обобщающие, так и
показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели
повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных
средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе названных
показателей: общая рентабельность, затраты на 1 рубль товарной продукции, темп
роста производства товарной продукции за счет повышения производительности
труда; фондоотдача; оборачиваемость оборотных средств; показатели
капиталоемкости и материалоемкости; прибыль.
План
производства и реализации продукции является ведущим разделом плана развития
предприятия. От количества и ассортимента выпускаемой продукции зависят все
основные показатели работы предприятия. От объема реализации произведенной
продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием.
Таблица 2.
Показатели,
характеризующие производство и реализацию продукции.
Показатели
|
2003г.
|
2004г.
|
2004г.
в % к 2003г.
|
2004г.
в % к плану
|
план
|
факт
|
1. Объем
производства в натуральном выражении, всего, тыс. руб.
|
1267,3
|
1300
|
1330,5
|
105
|
102,3
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
— хлебобулочные изделия
|
1235,3
|
1280
|
1295,3
|
104,9
|
101,2
|
— кондитерские изделия
|
20
|
23
|
23,2
|
116
|
100,9
|
— прочая продукция
|
12
|
12
|
12
|
100
|
100
|
2.
Товарная продукция, всего, тыс. руб.
|
7070
|
8000
|
8040
|
113,7
|
100,5
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
— хлебобулочные изделия
|
6700
|
7500
|
7600
|
113,4
|
101,3
|
— кондитерские изделия
|
240
|
320
|
340
|
141,7
|
106,3
|
— прочая продукция
|
10
|
95
|
97
|
97
|
102,1
|
3. Объем
реализованной продукции, тыс. руб.
|
7070
|
8000
|
8040
|
113,7
|
100,5
|
4. Средняя цена
тонны выпущенной продукции, руб.
|
5580
|
5900
|
6040
|
115
|
102,4
|
5.
Реализованная продукция к товарной продукции, %
|
100
|
100
|
100
|
х
|
х
|
Товарная
продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, предназначенных
для реализации на сторону и подлежащих к оплате. Фактический объем реализации –
это стоимость отгруженной продукции, оплаченной в свободных оптовых ценах.
Объем
производства хлебопекарни в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на
5%, а с планом – на 2,3%, в том числе хлебобулочная продукция – на 4,9%,
кондитерские изделия – на 16%. Это связано с увеличением численности населения
и ростом спроса на хлеб. С ростом объема производства растет объем
реализованной продукции на 13,7%.
С увеличением
затрат на выпуск продукции, средняя цена тонны выпущенной продукции в 2004 году
по сравнению с 2003 годом возросла на 15%, а с планом – на 2,4%. Рост объема
продукции связан с расширением ассортимента хлебобулочных изделий.
Выручка от
реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров и предъявления
покупателю расчетных документов. Выручка от реализации продукции включает
средства на возмещение затрат предприятия, на реализованную продукцию, то есть
полную себестоимость; денежные накопления – прибыль; налоги – НДС, спецналог.
Сумма выручки в
значительной степени отличается от стоимости не только произведенной, но и
отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:
–
остатки
готовой продукции на складе;
–
остатки
товаров отгруженных, не оплаченных в срок.
Выручка исчисляется
в оптово-отпускных ценах за вычетом налога на добавленную стоимость.
Таблица 3.
Исходные
данные для анализа прибыли от реализации продукции.
Показатели
|
2003г.
|
2004г.
|
2004г.
в % к 2003г.
|
2004г.
в % к плану
|
план
|
факт
|
Выручка от
реализованной продукции
|
6363
|
7200
|
7236
|
113,7
|
100,5
|
Себестоимость
проданных товаров
|
5910
|
6700
|
6736
|
114
|
100,5
|
Прибыль от
продаж
|
453
|
490
|
500
|
110,4
|
102
|
Выручка от
реализации продукции в 2004 году увеличилась на 13,7% по сравнению с 2003
годом, это связано с ростом выпуска изделий и ее реализации, в результате
возросла прибыль от продаж на 10,4%, но с увеличением себестоимости проданных
товаров прибыль сократилась на 14%.
В рыночных
условиях от уровня затрат на производство и реализацию продукции зависят все
экономические показатели, в том числе и конечный показатель – прибыль. Чем выше
затраты, тем меньше прибыль от производства продукции.
Себестоимость
является одной из основных экономических категорий, определяющих эффективность
работы предприятия. Чем ниже себестоимость, тем больше продукции можно
выработать из одних и тех же ресурсов.
Значение
себестоимости состоит в том, что она является базой, на основе которой
предприятие устанавливает свободно-отпускные цены.
Себестоимость
определяется по двум направлениям: по статьям калькуляции и
по элементам
сметы затрат на производство продукции.
Калькуляцией
называется себестоимость единицы продукции. Калькуляция составляется по прямым
статьям расходов.
В смете
производственные расходы группируются по первичным элементам по экономическому
признаку.
По смете затрат
определяется структура себестоимости продукции, кроме того, смета является
основой для расчета оборотных средств.
Затраты в смете
группируются по следующим экономическим элементам.
Таблица 4.
Структура
производственных расходов, тыс. руб.
Элементы затрат
|
2003г.
|
2004г.
|
Отклонение в % 2004г.
к 2003г.
|
тыс. руб.
|
%
|
план
|
%
|
факт
|
%
|
Материальные
затраты
|
5000
|
74,6
|
5650
|
73,1
|
5700
|
74
|
-0,6
|
Амортизация
основных фондов
|
90
|
1,3
|
94
|
1,2
|
94
|
1,2
|
-0,1
|
Затраты на
оплату труда
|
600
|
9
|
980
|
12,7
|
1000
|
13
|
4
|
Отчисления на
социальные нужды
|
200
|
3
|
370
|
4,8
|
400
|
5,2
|
2,2
|
Прочие затраты
|
810
|
12,1
|
630
|
8,2
|
510
|
6,6
|
-5,5
|
ИТОГО затрат:
|
6700
|
100
|
7724
|
100
|
7700
|
100
|
-
|
Рост выпуска
хлебобулочных изделий требует дополнительных затрат на производство.
Затраты на
производство в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросли на 1000 тыс.
рублей, это связано с приобретением материальных ресурсов на производство на
700 тыс. рублей и с ростом заработной платы на 400 тыс. рублей, однако за счет
сокращения прочих затрат, затраты на производство снизились на 300 тыс. рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|