Однако такой принцип
классификации экономических функций представляется недостаточно научным и
устойчивым, ибо в процессе развития общества могут меняться и пересматриваться
сами функции, их приоритеты и значимость для экономики.
Поэтому более логичной и
аргументированной видится классификация экономических функций института
государственной службы по наиболее крупным составляющим экономической политики.
Именно в подготовке экономической политики заключается основная экономическая
задача государственной службы, которая и определяет все многообразие ее
конкретных экономических функций.
Определенный опыт подготовки
резерва управленческих кадров накоплен в Японии. Особый интерес представляет
анализ деятельности Школы государственного управления и промышленного
менеджмента в городе Тигасаки. Выпускникам этой школы предназначено стать
политическими и экономическими лидерами Японии в XXI в., т. е. речь идет о
подготовке резерва кадров для занятия высших должностей в государстве в
стратегической перспективе. Выпускники школы, по мнению ее ректора Ютаки
Хисакадо, станут "осуществлять руководство политикой, экономикой,
идеологией, культурой таким образом, чтобы все это соответствовало
предназначению Японии главенствовать над миром".[9]
Учатся в школе физически
здоровые мужчины не старше 25 лет, уже получившие образование в объеме
университета или колледжа и имеющие стаж практической деятельности. При отборе
учащихся учитываются их личные качества и жизненные устремления, склонность к
карьере. Все они выходцы из верхнего слоя общества: сыновья президентов крупных
фирм, губернаторов, депутатов парламента.
В школе нет обязательных
теоретических дисциплин. Слушатели изучают теорию самостоятельно, поскольку они
уже имеют высшее образование. В этой связи на первом курсе их учат методам
самостоятельного приобретения знаний. Такой способ приобщения к теоретическим
знаниям можно признать весьма рациональным. Научившись самостоятельной работе с
литературой, выпускники школы смогут регулярно обновлять свой теоретический
багаж.
Для ведения занятий по
практической политике, конкретной экономике, идеологии приглашаются
руководители политических партий, в первую очередь правящей, президенты фирм и
банков, министры, известнейшие журналисты. Чтобы слушатели привыкали к
атмосфере международных конференций, лекции и семинары проводятся в помещении с
круглым столом, телекамерами и микрофонами.
Слушатели занимаются также
традиционной японской каллиграфией, постигают тайны чайной церемонии, тонкости
икебаны.
Физическое воспитание - один
из двух обязательных предметов. Физическому воспитанию отводится ежедневно 90
минут, кроме этого обязательна ежедневная физзарядка. Лидер - будь то
премьер-министр или глава корпорации - должен обладать крепким здоровьем,
выносливостью.
Другой обязательный предмет -
английский язык. Как считают руководители школы, управлять страной, являющейся
мировым экономическим гигантом, невозможно без знания иностранного языка.
Учебный процесс в школе
отвечает ее назначению - готовить деятелей крупного масштаба. Их подготовка
может быть только строго индивидуальной, "поштучной". На это в школе
не жалеют ни денег, ни времени, ни сил.
Слушателю, прочащему себя,
скажем, в партийные лидеры, индивидуальные консультации дает генеральный
секретарь правящей в Японии партии. Этот слушатель получает командировку в
Европу, чтобы узнать о деятельности, например, английских консерваторов
непосредственно от председателя партии тори, а о тактике французских
социалистов - от первого секретаря Французской социалистической партии.
Будущему президенту банка лекции
читают министр финансов Японии и глава Японской торгово-промышленной палаты.
Для семинарских занятий стараются пригласить одного из директоров
Международного валютного фонда или члена Совета управляющих Международного
банка реконструкции и развития.
Практику слушатели школы
проходят в компаниях, стоящих на грани банкротства, но с явной тенденцией
выхода из кризиса.
Подводя итоги деятельности
Школы государственного управления и промышленного менеджмента по подготовке
кадров высшего эшелона, намеревающегося руководить Японией в будущем, можно
отметить, что такой опыт подготовки будущих политических и экономических
лидеров представляет интерес и для России, где растет спрос на
высокопрофессиональные управленческие кадры во всех структурах государственной
службы, формируется новая система подготовки кадров для органов государственной
власти и управления.
В Японии убеждены, что
именно на этих системах и зиждется так называемое "японское чудо" —
стремительное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.
В структуру пяти великих
японских систем, цементирующих стройную систему подготовки госслужащих, входят:
система пожизненного найма; система кадровой ротации; система репутаций;
система подготовки на рабочем месте; система оплаты труда.
Прежде чем перейти к
краткому их анализу, следует отметить одно общее принципиально важное
обстоятельство. Ценность и причина действенности этих систем заключается в том,
что они представляют собой не набор отдельных элементов, а являются системами в
единой системе. Каждая из них, дополняя другую, является основой и условием ее
функционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе. Одна
система не может существовать (без другой. В сумме они составляют единый
слаженный механизм, формирующий мощную мотивационную среду, обеспечивающую
подготовку высокопрофессиональных чиновников и полную реализацию их творческих
и интеллектуальных способностей.
В такой обстановке
мотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решение
проблем, стоящих перед регионом и страной в целом.
Это то, чего не хватает
российскому институту государственной службы. У госслужащих в России нет
заинтересованности в целенаправленном и результативном труде.
Первым, ключевым элементом
единого механизма японской системы подготовки и использования кадров
госслужащих является система пожизненного найма. Она в классическом виде в
настоящее время применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и
государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного,
официального пожизненного найма. Скорее, речь идет о джентльменском соглашении
между работодателем и наемным работником.
Впервые термин
"пожизненный найм" применил американский ученый
Абегулен в книге "Японские заводы". Он обратил внимание на то, что
уже в 50- е годы в Японии не действовала система увольнений, подобная
американской, когда при необходимости (снижение объемов производства, тяжелое
финансовое положение предприятий и т.п.) увольняли работников, принятых
последними. В таких ситуациях японские работодатели занимались их
переподготовкой, переобучением и использовали на других рабочих местах, а не
увольняли.
Смысл пожизненного найма не
в формальном правовом, юридическом его закреплении, а в реальном обеспечении
заинтересованности работников трудиться в данной организации максимальное время
и пожизненно связать с ней свою судьбу. Сами японцы в этом смысле часто
приводят такое сравнение:
"Можно довести лошадей
до пруда, но заставить их, если они не хотят, пить воду из пруда нельзя".
Поэтому продолжительность работы человека в одной организации в основном
зависит от умения администрации заинтересовать работника, в частности, оплатой
труда, вознаграждением за выслугу лет, премиями, повышением его
профессиональной подготовки, различными социальными льготами, неформальной
заботой о сотруднике и его семье. В этой связи системы обучения, оплаты труда,
являясь самостоятельными, в то же время тесно связаны с системой пожизненного
найма и выступают составными ее элементами.
Система пожизненного найма
начинается с механизма назначения на государственную службу, который включает:
принятие на государственную службу (ГС); повышение в должности госслужащего;
перевод на другую должность; смещение с должности.
Принципы назначения на ГС:
по приоритетам, в соответствии с итогами вступительного экзамена или аттестации
по способностям (учитываются результаты экзаменов для вновь принимаемых,
проверки уже работающих, наличие свидетельств, аттестатов, дипломов и т.д.);
принцип нейтральности — госслужащие могут иметь свои политические убеждения, но
не разрешается, чтобы это отражалось на профессиональной работе на ГС, так как они
должны осуществлять решения правительства и парламента принцип равных
возможностей стать государственным служащим для всего населения; принцип
равенства ко всем, кто принят на государственную службу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России формирование новой
системы работы с кадровым резервом еще не завершено, сделаны лишь первые шаги
по ее становлению, приняты основные нормативно-правовые акты, ведомственные
положения, регламентирующие порядок комплектования, требования к подбору
кандидатов в состав кадрового резерва, формы и методы подготовки
"резервистов", обязанности должностных лиц, ответственных за работу с
резервом кадров.
Анализ показал, что институт
резерва кадров используется еще недостаточно. Не во всех министерствах и
ведомствах утверждены положения, определяющие порядок работы с резервом кадров.
России необходим единый для федерального и регионального уровня механизм
эффективного использования кадрового резерва.
Задача качественного
обновления персонала государственной службы решается через пополнение
профессионально подготовленными кадрами, а также формирование рациональной
половозрастной структуры, оптимальное использование знаний служащих, их навыков
и способностей, стимулирование постоянного профессионально-квалификационного
развития. Цель такой кадровой политики состоит в том, чтобы обеспечить
максимальное приращение знаний и профессионального опыта специалиста и
рационально им распорядиться в интересах развития общества и эффективной
организации государства.[10]
Практика показывает, что
повышение квалификации и профессиональное переобучение достигает наибольшего
эффекта при соблюдении следующих условий: ориентация на практические нужды
обучающихся и учет специфических психологических особенностей обучения
взрослых, все это приводит к позитивным изменениям когнитивных свойств
личности, повышению ее профессиональной и интеллектуальной активности.
Необходимой инновацией повышения квалификации является создание в каждом органе
власти "корпоративного университета", функционирующего путем
взаимодействия образовательных учреждений и кадровых служб министерств и
ведомств.
Деятельность
"корпоративного университета" государственного органа в обязательном
порядке должна основываться на следующих принципах:
- диагностика служащих на
соответствие профессиональной модели компетенций с целью выявления потребности
знаний и навыков;
- разработка и адаптация обучающих
программ, отражающих специфику деятельности министерств и ведомств;
- изучение конкретных примеров
деятельности из экономико-управленческой практики организации;
- создание в структуре органа власти
отдела обучения, курирующего образовательный процесс;
- накопление и обновление
информационной обучающей базы внутри организации;
- системный подход к обучению:
согласованность отдельных дисциплин, целостность подачи информации.
Такой подход к специализации обучения
помимо роста профессионализма позволит решить задачи повышения мотивации труда,
заинтересованности в содержании работы, формирования кадрового резерва и
внутриорганизационной культуры.
Предлагается внедрение зарубежного
опыта обучения государственных служащих с целью повышения мотивации
профессионализации:
- направленное на формирование
стратегического системного мышления и развитие лидерских качеств обучение
руководителей;
- ротация внутри организации, в т.ч.
и в территориальных органах; стажировки в частных компаниях,
- привлечение индивидуальных
наставников.
Одним из решений проблемы
повышения доступности и эффективности обучения в российской государственной
службе является личностно-ориентированное обучение государственных служащих,
основанное на использовании информационных технологий, позволяющее
интенсифицировать и максимально приблизить процесс обучения к месту работы.
Список использованных
источников
01. Конституция Российской Федерации,
принята всенародным голосованием 12.12.1993.// Российская газета от 21 января 2009 г. № 24
02. Указ Президента Российской
Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе
"Реформирование и развитие системы государственной службы Российской
Федерации (2009-2013 годы)"// "Российская
газета" - Федеральный выпуск №4867 от 13 марта
2009 г.
03. Указ Президента РФ от
01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности
государственной гражданской службы РФ" // "Российская газета", N
20, 03.02.2005.
04. Указ Президента РФ от
27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной
гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по
специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (ред.
от 26.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 03.10.2005, N 40,
ст. 4017. Редакция дана по справочно-правовой системе "КонсультантПлюс".
05. Указ Президента РФ от
30.05.2005 N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных
государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его
личного дела" (ред. от 23.10.2008) // "Российская газета", N
120, 07.06.2005. Редакция дана по справочно-правовой системе
"КонсультантПлюс".
06. Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена
Б.Л .Учебник 1999г.//"Центр Кадровых Технологий - XXI век"
07.
Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999). // «Собрание
законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
08. Повышение мотивации труда
государственных служащих. Е.Чернова "Кадровик. Трудовое право для кадровика",
2009, N 3
09. Алексеев Н. Эволюция систем
управления предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 3. с.
45.
09.
10. Бабина С.И., Гришиковец В.Б.
Стимулирование труда персонала предприятия в индустриально развитых странах.
Кемерово, Человек и труд. 2007. 260 с.
11. Бергер Дорети, Бергер Ланс.
Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда. Изд. «Альпина Бизне Букс». 2008.
761 с.
12. Вебер М. Основные
социологические понятия.// Избранные произведения. М., Мысль, 1990. 283 с.
13. Вебер М. Политика как
призвание и профессия. // Избранные произведения. М., Политическая литература.
1990. 628 с.
20. Верховин В.И. Профессиональные
способности и трудовое поведение. М., МГУ, 2007. 320 с.
21. Волосский А.А. Мотивация и
стимуляция труда. М., «Техносфера». 2007. с. 46-98
22. Восленский М. Номенклатура.
М., «Советская Россия». 1991. 350 с.
23. Голдман М. Теория управления в
США и России: сравнительный анализ. // Проблемы теории и практики управления.
2006. № 2. С. 3-9.
24. Государственная кадровая
политика и механизм ее реализации // Курс лекций. М.: Изд-во РАГС. 2007. С.
10-98.
25. Государственная служба.
Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. М., «Политиздат», 1999. 352
с.
26. Демидова Л. Пути повышения
эффективности государственного сектора. // Проблемы теории в практике
управления. М. 2006. №4.с. 45-60.
27. Емельянов Е., Поварницына с.
Ваша миссия. М. «Экономика», 2006, 218 с.
28. Замфир К. Удовлетворение
трудом. М. 1999. 198 с.
29. Клуниченко Н.М. Некоторые
социальные и социально- психологические факторы труда и руководства. Барнаул,
Изд-во АлтГУ. 2005. 150 с.
30. Кокин И. Муниципальная служба
и трудовой кодекс в России. М. ИМУ. 2004. с. 36-89.
31. Комарова Н. Мотивация труда и
повышение эффективности работы. // Человек и труд. 2007. № 13. с. 27-55.
32. Лобанов В. Административные
реформы - вызов и решения. // Проблемы теории и практики управления. 2001. №1.
с 17-26.
33. Лобанов В. Реформирование
государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. // Проблемы
теории и практики управления. 2006. № 2. с 66- 79.
34. Маркович Д. Социология труда.
М., «Экономика», 1988. 404 с.
35. Международная научная
конференция «Наука управления на пороге XXI века». Государственная академия
управления им. С. Орджоникидзе. 3-5 ноября 1997. 105 с.
36. Мескон М.Х., Альберт М.,
Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. «Экономика», 1992. 625 с.
37. Наумов А.Н. Организация,
нормирование и стимулирование труда. М., «Экономика», 1999. 506 с.
38. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А.
Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. М., «Экономик».
1993. 203 с.
39. Принцип Питер, Лоуренс Дж.
Питер. М., «Знание», 1996. 160 с.
40. Поварич И.П. Виды и формы
организации стимулирования труда. Кемерово. «Знамя». 1990. 266 с.
41. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление
персоналом в Японии. М., «Зарубежная литература», 2000. 361 с.
42. Савеленок Е. Идеология
компании и изменения в организации. // Проблемы теории и практики управления.
1998. № 6. с. 29-35.
43. Санталайнен Т., Поренне П.
Управление по результатам. М., «Политиздат».2004. 135 с.
44. Фейдимен Дж., Фрейгер Р.
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. М., 1995.
45. Фресс П., Пиаже Ж.
Экспериментальная психология: оптимум мотивации. М., 1975.
46. Филиппов А. Проблемы мотивации
в управлении XXI века // Наука управления на пороге XXI века. Материалы
международной научной конференции. Государственная академия управления им. С.
Орджоникидзе. 2004. с. 109-142.
47. Черепанов В.В. Основы
государственной службы и кадровой политики: Учебник для студентов ВУЗов. М.,
«Юнити». 2008. 575 с.
48. Шмидт Г. Государственная
служба накануне XXI века: риски, шансы, условия. // Наука управления на пороге
XXI века. Материалы международной научной кофренции. Государственная академия
управления им. С. Орджоникидзе. 2001. с. 216-249.
49. Щербаков Ю. Государственная и
муниципальная служба. М., «Феникс». 2007. 256 с.
50. Экономика предприятия / Под.
ред. Семенова В.М. М., «Экономические науки». 2003. 136 с.
51. Государственная кадровая политика
и механизм ее реализации. РАГС 1998 г.
[1]
Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ -
ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 488.
[2]«Создаем
кадровый резерв» Екомасов В.В.,
директор по персоналу группы компаний «Белая Дача» Кадры
предприятия №10 / 2003
[3]Государственная
кадровая политика и механизм ее реализации. РАГС 1998 г. стр. 280.
[4]
Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей СПО.2007 г.
[5]
Федеральный Закон №119-ФЗ . «Об основах государственной службы Российской
Федерации» ст. 9.
[6]
«Новые законы и нормативные акты» приложение к «Российской газете» май 1992 г..
[7]
Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. РАГС 1998 г. стр. 288.
[8]
Повышение мотивации труда
государственных служащих. Е.Чернова "Кадровик. Трудовое право для
кадровика", 2009, N 3
[9]
См.: Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Реандш. М., 1986. С. 204 - 217..
[10]
Повышение мотивации труда
государственных служащих. Е.Чернова "Кадровик. Трудовое право для
кадровика", 2009, N 3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|