Новая организация по маркетингу джипа является
классической организацией для работы с товарами промышленного назначения или
потребительскими товарами длительного пользования. ВВ небольшой организации ,
фирме с небольшим ассортиментом продукции координация различных маркетинговых
функций наилучшим образом может проводиться руководителем фирмы или
предприятия. Но при увеличении размеров предприятия , фирмы и его усложнения
может быть введена должность директора по маркетингу.
В обязанности руководителя по виду продукции или
товарной марке входят:
a)
управление общим бюджетом
по виду продукции (или товарной марке).
b) координация деятельности отдела рекламы и
отдела исследования рынка;
c)
руководство работой по
улучшению существующих видов продукции ;
d) участие в разработке новых видов продукции.
e)
Отрицательная сторона
наличия руководителей по отдельным видам продукции и отдельным товарным
маркам-замедление процесса принятия решений, т.к. могут потребоваться
полномочия руководителей более высокого ранга. На предприятиях с небольшим
ассортиментом (малые предприятия от автозавода) необходимости в должности
руководителя по видам продукции нет - там за маркетинг отвечает директор по
маркетингу.
Развитие рыночных отношений в качестве одного из
необходимых шагов требует автомобилизация всей страны , которая в отличие от
коллективизации, индустриализации , химизации совершается не насильственно,
преодолевая скрытое и явное противодействие , а совсем наоборот , при полной
поддержке и огромной радости населения.
Все страны, ныне достигшие цивилизационного уровня
жизни, шли к нему через автомобилизацию . И это закономерно. Автомобиль после
жилища - самый массовый из самых дорогих и самый дорогой из самых массовых
предметов потребления. Производство автомобиля влечет за собой глобальные
переменны в потреблении, производстве , образе жизни, мышлении, организации
труда , быта и т.д.
Приступив к массовой автомобилизации , РФ, поднимает
на новый качественный уровень технологию и организацию труда, кооперацию и
конкуренцию, подготовку кадров, экономию ресурсов, охрану
окружающей среды , культуру поведения граждан дома и на работе, в автомобиль и
в качестве пешехода. Автомобилизация во много раз поднимает мобильность рабочей
силы -одно из важных условий рыночной экономики.
Массовая автомобилизация - это ликвидация автомобильного
дефицита. Частичная автомобилизация для узкого круга , как показал опыт бывшего
СССР, не принесла пользы ни узкому кругу , ни всем остальным гражданам.
Когда есть дефицит и нет конкуренции, производство
деградирует: снижается требовательность и соответственно качество, теряется
профессионализм работников, не воспринимается научно-технический прогресс,
заедает бюрократия, нарушается ритмичность. Наши автомобилестроительные
достижения хорошо иллюстрирует зарубежная реклама нашей авто продукции: «Вы
можете купить новый автомобиль по цене подержанного!» (1, с.19)
Глобальный авто дефицит , результат действий наших
планирующих органов, привел к деградации не только автостроения, но и к развалу
инфраструктуры, к небывалому расцвету авто преступности на производстве , в
торговле, в автосервисе. Простои автотранспорта в ремонте у бензоколонок
обходились государству в гигантские суммы, отражаясь на эффективности всего
народного хозяйства в целом.
Если ориентироваться на страны с такой же
протяженностью территории , то для ликвидации авто дефицита рынок должен быть
насыщеннее в 8-10 раз сравнительно с нынешним. Пути к авто изобилию известны:
резкое увеличение собственного производства и импорт.
Насыщение российского рынка автомобилями застопорилось
по нескольким причинам. Это неплатежеспособность населения, высокая цена при
низком качестве и т.д. сейчас чаще всего приобретаются иномарки, которые по
качеству, увы , зачастую превосходят российские. Отечественным
автомобилестроителям необходима протекционистская политика Правительства, а те,
в свою очередь, просто обязаны сделать резкий рывок на пути к производству
конкурентоспособной авто продукции. И стратегическому маркетингу - здесь карты
в руки.
Не от хорошей жизни возникли в российской экономике
1992 года взаимозачеты. Появились они и на автозаводе. Дилерская фирма «ВЗЛЕТ»
стала продавать автомобили УАЗ-3962. Объем продаж увеличивался . Менеджер фирмы
утверждает , что «цыганская точка « эффективнее любой рекламы: приобрел
покупатель хороший товар длительного пользования , убедился в его хороших
качествах, посоветовал его другому , тот третьему и т.д. В настоящее время
реализация «уазиков» почти вся за денежные средства-95%. В системе маркетинга
одно из центральных понятий цена . Умение правильно понимать и использовать эту
важнейшую категорию. Во многом определяет коммерческий успех фирмы , в т.ч.
дилерский на рынке .
Известно, что минимальная цена определяется
себестоимостью продукции , максимальная -наличием каких-либо уникальных
достоинств в товаре. Цены конкурентов и товаров - заменителей (к примеру,
«уазики» другой модификации ) дают некий средний уровень.
Цены находятся в некой взаимосвязи с другими факторами
маркетинга. Они не остаются неизменными на протяжении жизненного цикла
автомобиля. На начальной стадии они могут быть достаточно высокими , на
заключительной - значительно снижаются, несмотря на модернизацию товара и
мероприятия по усилению сбыта. В структуре жизненного цикла товара цена может
сыграть решающую роль - обеспечит либо максимально возможную, либо нулевую
деятельность цикла; либо высокую прибыль, либо крах фирмы.
Для успешного сбыта автомобилей у дилера «ВЗЛЕТ» есть
необходимый профессионализм его сотрудников и личная заинтересованность в
результате сбыта . Покупателей в этой фирме привлекает добротный допродажный
сервис : на месте купли-продажи опытные автомеханики тщательно осматривают
автомобиль, устраняя мелкие погрешности серийного производства, заправляют
горюче-смазочными материалами . Для покупателей открыта комната отдыха и кафе.
На различных этапах товародвижения функции оптовая и
розничная торговля. Розничную мы упомянули. У «ВЗЛЕТА» давно сложившиеся
отношения с оптовыми покупателями , которые разбросаны по всей РФ.
Устанавливаются торговые связи с Беларусью и Литвой. Дилер работает в тесным
контакте с производителем. Для снижения себестоимости автомобиля ЗАО «ВЗЛЕТ»
предлагает поставщикам комплектующих изделий более выгодные для них условия -
отдавать им по взаимозачету автомобили сразу же , не дожидаясь того момента,
когда все комплектующие будут использованы в производстве.
Маркетинговые исследования показали , что в системе
товародвижения взаимозачеты - не лучшая мера. Нельзя допускать , чтобы
поставщик комплектующих изделий жили за счет основного товаропроизводителя и
накручивали цены на свои детали. При этом предлагается выход из ситуации.
Необходимо создать сеть региональных дилеров , предоставив им определенные
льготы . В перспективе это позволит даже снижать цены на товар. Пока дело
доходит до абсурда : «ВЗЛЕТУ» приходится продавать машины по цене ниже
себестоимости , только для того чтобы сбить поток покупателей у «диких»
дилеров. Деньги должны поступать на завод , а не к тем , кто два дня посидел на
телефоне в гостиничном номере и исчез.
Сложная ситуация складывается с продажами автомобилей
в 1998 г. Их объем сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого
года. Основные причины - позднее принятие Закона о бюджете и резкое падение
мировых цен на нефть. Основными показателями «уазиков» являются бюджетники (армия,
МВД и др), нефтяники , газовики.
Маркетинговые исследования показали , что автозаводу
будет экономически выгодно из запланированных 105 тысяч автомобилей в 1998 г
передать добросовестным дилерам на реализацию 40-50 тысяч. Независимые мелкие
предприниматели должны зарекомендовать себя надежными ,проверенные временем
партнерами. Товаропроизводитель идет на риск , передавая машины дилерам ,
которые тоже в свою очередь, рискуют беря на себя довольно жесткие
обязательства по договору. Но сети региональных дилеров , которая действует на
сегодняшний день , вполне по силам реализовать тот объем продаж , который
необходим для выплаты заработной платы работникам автозавода.
Вышеназванная дилерская сеть осваивает стандарты
обслуживания , которые включают ряд критериев, позволяющие оценивать качество
работа посредников и продавцов. Это намеченный объем продаж ; отношение объема
запасов к реализации; отношение «территория/число клиентов»; динамик роста продаж в
качественном и денежном выражении ; стабильность продажных цен ; эффективность
рекламы и продвижения товаров.
Методы управление рыночной деятельностью автозавода
состоят из трех групп : экономические , организационно - распределительные и
социально - психологические. Экономические методы основываются на социально -
экономических законах развития общества в целом (не только экономики),
использование этих методов основано на системе экономических интересов -
отдельного работника , подразделения, фирмы и государства. Организационно -
распорядительные методы состоят из властного принуждения. Права администрации и
ответственности подчиненных. Социально-психологические методы основываются на
формировании и развитии общественного и индивидуального мнения о социально
значимых категориях общественной морали и этики -смысла жизни, порядочности и
добра, зла и сострадания.
Определенное место в системе всех методов управления
занимают методы материального и социального стимулирования. Последнее
выражается в подчеркнутом уважении представителей администрации АО к инициативным
работникам , которые внесли большой вклад в экономический успех автозавода.
Они получают поощрения в разных видах , подарки, благодарственные письма,
поздравления семье, почетные адрес и др.
Материальное стимулирование основывается на конечном
экономическом результате деятельности автозавода - прибыли. Для этого,
естественно, необходимо , чтобы весь коллектив работал слаженно и надежно.
Только в этом случае каждое усилие каждого работника будет увеличивать
экономический эффект. Методы материального стимулирования наиболее полезны при
совместном применении.
АО «УАЗ» ориентируется не только на внутренний , но и
на внешний рынок (экспорт продукции). Все функции завода имеют строгую
последовательность , образуя сложные контуры.
Одна из главных задач АО при выходе на внешний рынок
- свести до минимума его коммерческий риск и обеспечить финансовый успех.
Последовательность процедур предполагает:
1) Изучение будущего рынка своих товаров. Новые
формы не ценовой конкуренции требует иного подхода к методам организации работы
АО на рынке. Применение неценовых методов конкурентной борьбы требует от всех
ее участников немалой организационной работы и служит мощным стимулом активного
и постоянного изучения положения дел на рынке и разработки прогнозов развития.
2) Прогноз развития рынка , ведущийся прежде
всего в отношении ассортимента и объемов сбыта, конкурентной борьбы,
стабильности , анализа благоприятных и неблагоприятных экономических условий и
т.д.
3) Оценка собственных экспортных возможностей ,
предполагающая особое внимание автозавода к высокому научно-техническому уровню
продукции и технологии, совершенствование ассортимента выпускаемой продукции ,
улучшение технического обслуживания машин и оборудования. Важны научный задел и
квалификация кадров.
4) Разработка стратегии экспорта завода ,
включающая постановку целей на ближние и дальние перспективы , выработка
методов достижения целей , научно-технической и основной политики.
5) Разработка тактики , которая предполагает
выработку конкретных средств достижения целей в АО.
6) Формирование системы спроса и стимулирования
сбыта (ФОССТИС). Проведение эффективной работы на современном внутреннем и
особенно внешнем рынке нуждается в регулярных и комплексных мерах по
формированию спроса (ФОС) и стимулированию сбыта (СТИС). Система мероприятий
ФОС превращает потенциальную потребность в товаре в актуальную, потенциального
покупателя - в реального. Эффективными методами формирования спроса являются
«вводящая» реклама , участие в выставках и ярмарках. Это позволяет создать
представление о новом товаре у будущего покупателя и показать, что именно
данный товар (автомобиль) удовлетворяет потребность наилучшим образом. Выставки
и ярмарки - наиболее удобный способ введения нового товара на рынок, поскольку
деловые люди посещают их именно для того, чтобы познакомиться с новинками
автомобиля строения и выбрать ту , которая в наибольшей степени отвечает их
потребностям.
Если мероприятия ФОС относятся к вводимым на рынок
новым товарам , то СТИС - к товарам , о которых у покупателей уже имеется
некоторое представление (например, модернизированный джип). Задача СТИС -
побудить к приобретению данного товара . Для этого используется «напоминающая»
реклама, различного рода скидки и поощрения (например, розыгрыши ценных
запасных частей), «престижная» реклама и действия «Public Relationns» (формирование положительного отношения к предприятию
, фирме и его товарам). Стимулирование сбыта особенно выгодно , когда на рынке
находятся много товаров с примерно равными потребительскими свойствами
(автомобили «Жигули», «НИВА»,»Ока» и др).
Анализ и контроль. Деятельность любого предприятия
должна опираться на всесторонний анализ поступающей информации и контроль,
который служит основной деятельности системы управления маркетингом.
Наличие развитой системы обратных связей позволяет
проводить широкий информационный обмен , проводить необходимые процедуры и
добиваться оптимизации поведения фирмы в условиях резко меняющихся внешних
условий.
Рассмотрим более подробно концепцию маркетинга
относительно продукции автозавода. Известно . что совокупность представлений
на источник, движущие силы, направления и перспективы развития маркетинга и
есть концепция. Она определяет стратегию АО «УАЗ» в решении им задач
разработки, производства, продаж и послепродажного обслуживания новых моделей
автомашин.
Внимание к заводской концепции маркетинга объясняется
следующими обстоятельствами:
1) усложняются процессы разработки ,
производства и потребления, при этом увеличивается степень риска на всех
стадиях создания и движения джипа:
2) резко расширяется ассортимент товаров на
автозаводе (кроме автомобилей), при этом учитываются различные категории
покупателей (физические, юридические лица), климатических зон , этнических
особенностей и т.д.;
3) обостряется конкурентная борьба , т.е. на
рынок выходит все больше производителей (ОАО «ГАЗ», и др) и торговых
посредников;
4) ускоряются темпы социально - экономического и
научно - технического прогресса;
5) возрастают действия неопределенных и
чрезвычайных ситуаций во внешней по отношению к АО среде (внешнеэкономическое
давление областных властей , попытки криминального контроля и др.)
Маркетинг вообще как системное явление выступает
прежде всего как единство подходов к исследованиям разработке и реализации
товаров. Вместе с тем маркетинг выступает и как концепция управления заводом ,
которое до сих пор не приведено к оптимальной численности. Управление должно
быть ориентированным на успех во внешнем мире, где необходимыми и жесткими
элементами выступают конкуренты , потребители , вся внешняя среда.
Маркетинг выступает , как философия бизнеса , который
должен быть социально-этическим ; завод обязан действовать на строгих моральных
принципах , всестороннем учете и уважении мнений и требований потребителей
продукции. Честность , порядочность , последовательность , профессионализм
выступает, как важные требования к маркетинговой деятельности, и одно временно
эти качества выступают как важные требования к маркетинговой деятельности , и
одно временно эти качества выступают как основной капитал каждого бизнесмена ,
участника рыночной сделки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|