рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Формирование рынка труда в российской экономике

Формирование рынка труда в российской экономике

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической теории факультета гуманитарного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

Экономика России

 

“Формирование рынка труда в российской экономике”

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнил:

                                                                                     студент гр. МУз06№ 069048

                                                                 Иванов Евгений

                                                          Анатольевич

 

                                                                       Проверил: Балакина

                                                                                    Элеонора Вячеславовна

 

 

 

 

 

                                                   Кемерово 2007                                                 

                                                       План

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Основная часть…………………………………………………………………4

2.1 Трудовые ресурсы…………………………………………………………….4

2.2 Экономическая активность населения……………………………………..10

2.3 Образовательная структура занятости……………………………………...11

2.4 Профессиональная структура занятости…………………………………...13

3. Выводы…………………………………………………………………………14

4. Список использованной литературы…………………………………………16

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

                                               1.Введение

В современном мире невозможно органичное развитие производства, сферы услуг, экономики в целом без наличия соответствующих времени и условиям трудовых ресурсов. Человек трудился со времен его появления на земле. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни. Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.

Разработка, использование и развитие высокосложных технологий, распространение компьютерной и информационной техники требуют наличия трудовых ресурсов соответствующего типа и подготовки. И одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда.

Для российской экономики особенно важно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.

В области совершенствования трудовых ресурсов особое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие ее творческого мышления и инициативы. Ключевым становится индивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек на всех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта. Время обучения также индивидуально.

Для России очень важно систематически изучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающей высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы - трудовых ресурсов будущего, которые в настоящий момент в экономике России и других стран СНГ используются плохо и занимают низшее положение по оплате труда.

Современная рыночная экономика предъявляет новые требования к рабочей силе: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; снижение себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и уменьшения затрат.

 

                                     2.Основная часть

2.1Трудовые ресурсы.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения страны, об­ладающую необходимым физическим развитием, умственными спо­собностями и знаниями для осуществления полезной деятельности.

^ Во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три неравные части:

1) лица моложе трудоспособного возраста (от рождения до 14 лет включительно);

2) лица в трудоспособном возрасте: женщины от 15 до 54 лет, муж­чины от 15 до 59 лет включительно;

3) лица старше трудоспособного возраста, т.е. пенсионеры; жен­щины с 55, мужчины с 60 лет.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду различаются лица трудоспособные и нетрудоспособные (неработающие инвалиды).

К трудовым ресурсам относятся:

• население в трудоспособном возрасте, за исключением нера­ботающих инвалидов I и II групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях;

• работающие лица пенсионного возраста;

• работающие подростки в возрасте до 15 лет.

Главное изменение возрастной структуры населения состоит в том, что доля детей и подростков неуклонно сокращается, а удельный вес пожилых людей растет.     

В настоящее время в России наблюдается рост численности на­селения трудоспособного возраста и старшей возрастной группы.

           Численность детей и подростков снижается еще с конца 80-х годов в связи с низкой рождаемостью. Число лиц, входящих в трудоспо­собный возраст, ежегодно увеличивается. Резко снижается числен­ность старшей возрастной группы в связи с выходом на пенсию мало­численного поколения 40-х годов рождения.

Но после 2006 г. естественная убыль трудоспособного населения России резко возрасла: на 3 млн чел. за 2005—2010 гг. и свыше 5 млн за 2010-2015 гг.

Рост численности населения трудоспособного возраста (с 84,5 до 87 млн чел. за 1996-2000 гг.) привел к увеличению предложения рабочей силы. Одновременно уменьшается демографическая нагрузка на ра­ботающее население (отношение населения моложе и старше трудо­способного возраста к населению трудоспособного возраста).

Рост демографической нагрузки — как длительная тенденция — связан, в частности, с проблемой старения населения. В демографи­ческом смысле население считается старым, если доля лиц в возрас­те 60 лет и старше превышает 12%. В России старение населения наступило довольно поздно — в 60—70-е годы как под воздействием довольно резкого снижения рождаемости, так отчасти и под влияни­ем снижавшейся смертности (доля населения старше 60 лет повыси­лась с 9% в 1959 г. до 16,3% в 1979 г. и 18,5% в 1989 г.). В то же время два фактора тормозят тенденцию к старению российского населения:

а) приток в страну иммигрантов, среди которых преобладает моло­дежь и лица среднего возраста, и б) высокая смертность и крайне низкая продолжительность жизни населения. В результате доля лиц 60 лет и старше в населении России к 1996 г. сократилась до 16,8%.

С точки зрения соотношения трудоспособных и нетрудоспособ­ных возрастов Россия на период 1996—2010 гг. вошла в благоприятный период, который необходимо использовать для подготовки к тем вре­менам, когда старение неизбежно повлечет за собой сокращение тру­довых ресурсов, в частности для снижения смертности, особенно в младших и средних возрастах (это несколько замедлит старение на­селения).

В дореформенный период российская рабочая сила заметно от­личалась по своим структурным характеристикам от рабочей силы других стран, особенно — стран со зрелой рыночной экономикой. При наличии гипертрофированного промышленного сектора слабо был развит сектор услуг: спрос на услуги искусственно подавлялся в пользу спроса на товары; система снабжения и сбыта отличалась сверхцентрализацией; господствовала идеология, согласно кото­рой производительным признавался только труд по производству товаров (отсюда — противопоставление сфер «материального» и «нематериального» производства). Профессиональная структура занятости была смещена в пользу «синеворотничковых» профессий, связанных с физическим трудом, многие «беловоротничковые» про­фессии были представлены в недостаточной степени либо вообще отсутствовали. Хотя экономика располагала многочисленным контин­гентом высокообразованной рабочей силы, система образования была ориентирована на выработку узкоспециализированных технических навыков в ущерб общим знаниям и умениям.

Шоки переходного процесса фактически «взорвали» прежнюю структуру занятости, сложившуюся в плановую эпоху. Под влиянием столь масштабных изменений отраслевая структура российской занятости стала качественно иной (табл. 1). Хотя самой крупной отраслью экономики, как и прежде, остается промышлен­ность (в ней, по имеющимся оценкам, сосредоточено порядка 22—24% всех работников), по сравнению с дореформенным периодом ее вклад в совокупную занятость резко уменьшился — почти на 9 п. п. Об­ратный процесс наблюдался в торговле, вклад которой в совокупную занятость, напротив, увеличился на 9 п. п. Это позволило ей перемес­титься на второе место в списке отраслей по численности работников, так что сегодня она аккумулирует значительно большую долю рабочей силы, чем сельское хозяйство, строительство или транспорт и связь. Заметно возросла также доля занятых в государственном управлении (в настоящее время здесь трудится приблизительно каждый двадца­тый работник). Примерно по одному дополнительному процентному пункту «прибавили» за годы реформ здравоохранение, образование и финансы, тогда как ЖКХ и культура сохранили свое представитель­ство практически на дореформенном уровне. Единственной отраслью сферы услуг, удельный вес которой в совокупной занятости сократился (почти на 2 п. п.), была наука.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.