Рынок данного
региона привлекателен для иностранных инвесторов из-за квалифицированной
рабочей силы, относительно низких затрат на работу и рекламу, благоприятных
норм заработной платы, разумной цены на недвижимое имущество и роста рыночного
спроса.
Необходимо
отметить, что в этих странах регистрируются высокие темпы развития розничной
торговли и сферы услуг. Местный спрос на высококачественные изделия и услуги
пока невысок, но имеет тенденцию роста. Кроме того, отмечается растущая
восприимчивость рынка к иностранным изделиям и услугам (особенно американским),
большой интерес потребителей к изделиям и услугам, предлагаемым иностранными
компаниями с известными торговыми марками, эмблемами и фирменными знаками.
Общественное
питание и розничная торговля преобладают в настоящее время на франчайзинговом
рынке стран Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее
динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные
резервы развития этого бизнеса. Поэтому иностранные компании планируют
открыть новые рестораны. Например, McDonald’s в Чешской Республике
планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты
вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.
Хорошие
перспективы у гостиничной индустрии, особенно в странах Юго-Восточной Европы,
где туризм бурно развивался в течение последних лет. Этот сектор может также
расширяться в сельских зонах, так как интерес к сельскому туризму постоянно
растет, а инфраструктура все еще остается малоразвитой. Услуги по химической
чистке одежды могут развиваться в маленьких городах. То же самое и операции с
недвижимостью, которые находятся на начальной стадии развития. Франчайзинг
также имеет хороший потенциал развития в области производства изделий и услуг
для детей, типа компьютерных программ образования и детского развлечения.
5.2. В России
Перспективы
развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время
намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода
ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых
четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42
франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002
год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии,
которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными,
возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.
На графике
представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с
1995 года по 2004 год.
График 1
«Рост
франшизных систем России»
Прогнозируя
развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее
время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и
развития бизнеса.
Интерес со стороны физических лиц -
потенциальных предпринимателей будет обусловлен ростом реальных доходов и
возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для
открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по
свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части
населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный
источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус
предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько
лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также
видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании
малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.
По имеющимся данным,
население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и
услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес
франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных
напитков, аренда квартир.
Оценивая
перспективы использования франчайзинга в РФ юридическими лицами, следует
отметить, что уже в конце 2001-начале 2002 гг. их заинтересованность в
применении данного механизма заметно увеличилась. Ведущее место закрепилось за
компаниями, занимающимися розничной продажей продуктов питания.
Так, руководство
транснациональной торговой сети «Спар» (Spar), входящей в десятку крупнейших торговых компаний мира, заявило, что до
2009 г. компания намерена открыть в Москве до 30 полномасштабных магазинов,
большая часть которых будет работать на условиях франчайзинга. Также
разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее
время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети
«Дикси», «Мегамарт»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный
акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть
«Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».
Кроме компаний,
занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием
франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.
Так, компания
«ЮКОС» намерена изменить и усовершенствовать российское сбытовое направление
своей деятельности путем строительства современных дорожных автозаправочных комплексов,
объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин и действующих на условиях франчайзинга.
На сегодняшний день существенным шагом НК «ЮКОС» в данном направлении стало
приобретение части пакета акций торговой сети «Копейка», которая займется
обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.
Другой нефтяной
компанией, имеющей намерения заняться оптимизацией сбытового направления, стала
НК «ЛУКОЙЛ». По свидетельству руководства компании, в ближайшие 2-3 года
численность автозаправочных комплексов на территории РФ, действующих на
условиях франчайзинга, возрастет. И совсем скоро будет открыт ресторан быстрого
питания «Ростик'с Экспресс» (компания «РосИнтер») на одном из автозаправочных
комплексов «ЛУКОЙЛ» в г. Москве.
Продолжая
анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями,
следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в
сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка
являются: 2Subway»(вторая компания в мире по
количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «KFC», «Русское бистро». По свидетельству
специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного
спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений
такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз,
вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.
Помимо
вышеизложенных сфер ожидается значительное увеличение использования
франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям
деятельности:
·
услуги в
области спорта и здоровья;
·
розничная
реализация товаров длительного пользования;
·
услуги в
сфере информационных технологий;
·
гостиничный
бизнес;
·
игорный
бизнес;
·
туристический
бизнес;
·
услуги в
области аренды, ремонта и продажи автомобилей.
Кроме того, в
ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в
центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности
в других регионах. Наиболее привлекательные регионы деятельности
франчайзинговых компаний: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти,
Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Черноморское побережье
Краснодарский край.
Хочется
надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня
дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а
именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению
доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.
Заключение
Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под
воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за
рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так
что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться,
что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России. Ведь идея франчайзинга
проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция
осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому
лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это
использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая
франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.
Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность
деятельности, контроль со стороны франчайзора, предусмотренные договором
франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую
защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц,
не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу
потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие
категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской
деятельностью “под руководством”.
Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий
всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому
предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту
и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров,
позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся
торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее
пределами.
С развитием франчайзинга России предпринимательство в целом и в
особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит
фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.
Список
использованной литературы
1.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное
право. Книга Третья / Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.:
Статут, 2004 г.
2.
Гордиенко И. Еще один выгодный незнакомец:
франчайзинг// Питание и общество №4 2001 г. с15,24.
3.
Завьялов Н. Имидж-все // Школа своего дела
01/2006 г. с 76
4.
Ленц Е. Ретейл-франшизы // Секрет фирмы 11/2005
г. с 10
5.
Мендельсон М. Руководство по франчайзингу/ Пер.
с англ. - М.: Соваминко, 1995 г.
6.
Никифорова И. За чистоту жанра // Секрет фирмы
05/2006 г. с 55
7.
Новосельцев О. Оценка коммерческой концессии.//
Хозяйство и право №3 2000 г.
8.
Панина М. Фаза активного развития франчайзинга
на российском рынке // Деньги 02/2006 г. с 9
9.
Практикум по франчайзингу для российских
предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. -Спб. 1997.
10.
Рогов В. Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества//
Экономика и жизнь. №11 1998 г. с20-21.
11.
Карьера.-2002.-№10-с.16-17
12.
Тотьев К. Коммерческая концессия.// Известия
делового мира N5-(21).
13.
Карих Е. Государство
франчайзинг. –Карьера.-2002.-№ 10.с.15-19.
14.
Корнев Г. Франшиза косит
наши торговые ряды. –Финансовая Россия.-2001.-№47.-с.4.
15.
Кочетков Г.Б.
Франчайзинг: Организация малого бизнеса. - США,
Канада:экономика,политика,культура.-2002.-№4.-с.102-118.
16.
Кочетков Г.Б. Социальная
функция франчайзинга.- Человек и труд.-2003.-№2.-с.32-36.
17.
Колесников. Практикум по
франчайзингу для российских предпринимателей .-М.,-2002.-с.53-54.
18.
Поворин С.В. Тенденции
развития франчайзинга в мировой экономике. -Маркетинг в России и за
рубежом.-2003.-№3.-с.29-32.
19.
Рыков И.В. Франчайзинг в
деятельности отечественных производителей. -Маркетинг в России и за
рубежом.-2003.-№6.-с.81-88.
20.
Кнорринг В.И.
Теория,практика и искусство управления.-М.,-2001.-с.82.
21.
Сорокина Т. Франчайзинг в
розничных сетях: франчайзинговые проекты на розничном рынке. -Управление
компанией.-2003.-№8.-с.22-26.
22.
Internet / www.deloshop.ru
(магазин франшиз и все о франчайзинге).
23.
Internet / www. buybrand.ru (покупка
франчайзинга).
[1] Карьера.-2002.-№10-с.16-17
[2] Карих Е. Государство франчайзинг.
–Карьера.-2002.-№ 10.с.15-19.
[3] Практикум
по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. -Спб.
1997.
1
Кнорринг В.И. Теория,практика и искусство управления.-М.,-2001.-с.82.
[4] Мендельсон М. Руководство
по франчайзингу/ Пер. с англ. - М.: Соваминко, 1995
1
А.Майлер, С. Силинг, Т. Ерошкина, В.Колесников. Практикум по франчайзингу для
российских предпринимателей .-М.,-2002 .-с.53-54.
[5] Никифорова
И. За чистоту жанра // Секрет фирмы 05/2006 г. с 55
[6] Рыков И.В. Франчайзинг в деятельности
отечественных производителей. -Маркетинг в России и за
рубежом.-2003.-№6.-с.81-88.
[7] Практикум
по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. -Спб.
1997.
[8] Панина М.
Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги 02/2006 г. с
9
1
Карьера.-№8.-2003.-с.19.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|