Характерная черта
глобальных проблем – их мера значимости для общественного развития. Это
касается как экологических, так и проблем безопасности при решении социальных
конфликтов и т.д. Оптимизация окружающей среды – это предпосылка общественного
развития. Кроме того, поскольку познание законов развития общества невозможно
без изучения и использования законов природы, вмешательство в любой глобальный
процесс неизбежно влечет за собой цепные реакции, распространенные на многие
сферы.
Еще одной характерной чертой
глобальных противоречий является то, что их источники в основной своей массе
позитивны, т.е. связаны с ростом производства и благосостояния людей.
Для характеристики
глобальных проблем можно использовать классификацию, принятую международными
организациями:
1.Проблемы, связанные с
основными социально-экономическими и политическими задачами человечества:
предотвращение мировой войны;
немилитаризация Космоса; предотвращение гонки вооружений и разоружение; создание
благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление
отставания в развитии слаборазвитых стран.
2.Комплекс проблем,
касающихся взаимоотношений человека, общества и научно-технической революции (НТР):
эффективность использования
достижений НТР; проведение демографической политики; совершенствование системы
образования; ликвидация негативного влияния техники на человека.
3.Проблемы, связанные с
социально - экономическими процессами и окружающей средой:
решение сырьевой,
энергетической и продовольственной проблем; мирное освоение Космоса и богатств
Мирового океана; устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями.
Данная классификация
выделяет только первоочередные задачи, стоящие перед мировым сообществом.[3,35-36]
ГЛАВА II ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ
ПРОБЛЕМ
2.1 Разоружение ради развития
Наиболее острой проблемой
современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации
экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежали
экономические, идеологические и политические причины, было связано со
структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного
количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные,
финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Гонка вооружений
обошлась человечеству дорого. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 80-х гг. прошлого столетия, обернулись потерями 10 млн.человек, огромным ущербом. [1,486]
Военным производством заняты
свыше 60 млн.человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие
у шести стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни
на Земле несколько десятков раз.
К настоящему времени
сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества: доля
военных расходов по отношению к ВНП; количество и научно-технический уровень
вооружений и вооруженных сил; объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к
войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи; интенсивность
использования военного насилия во внутренней и внешней политике. С этих позиций
можно выделить ряд уровней милитаризованности общества: сверхпредельный (на
военные цели тратится 30-40% бюджета); сверхдостаточный; оборонительной
достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.
Существует ряд стран,
которые довели расходы на военные цели до минимума, и процветают благодаря
такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).
В области производства
вооружения новая техника, предопределила способы ведения боевых действий, но и
приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация
вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической
революции. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения,
продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате
чего она попадает в очаги политической напряженности и нестабильности, создает
критические ситуации. [1,486]
По оценке военного ведомства
США на протяжении 90-х гг. приблизительно 30 стран будут обладать химическим
оружием, 10 – производить биологическое оружие и столько же обладать ядерным
потенциалом. К 2000 г. около 15 развивающихся стран смогут самостоятельно
производить баллистические ракеты. Особенно неблагоприятные последствия имела
гонка вооружений на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На
создание ВПК и содержание огромной армии потрачено до 80-90% национальных
ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых. Удовлетворение
потребностей людей постоянно отставало от их запросов. В государстве накопились
структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость пересмотра
национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и
демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение
военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).
Конверсия представляет собой
перепрофилирование экономики и сопровождается материальными и моральными
издержками, порождает много проблем в области занятости и структуры экономики.
Структурная перестройка может идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании
экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с
разработкой и производством вооружения и военной техники, на выпуск продукции
гражданского назначения; второй – в наращивании выпуска гражданской продукции
при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объеме военного
производства или его снижении. Это процесс диверсификации. Размежевать эти
процессы крайне трудно.
Практически конверсия была
осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой
войны военные расходы сократились с 41 до 4% ВНП в 1947г., при этом вырос
выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсия
доказывается тем, что в1947г. восстановились народное хозяйство, увеличились
национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.
Следующий этап конверсии в
СССР был осуществлен в 60-е гг.: армия была сокращена на 2 млн.человек,
национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании
в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3
раза, а затем вообще начал падать.
В странах бывшего СССР
перевод военных заводов и целых отраслей на производство гражданской продукции
осуществлялся в сложных экономических условиях и под влиянием ряда факторов. Во-первых,
у государств СНГ практически отсутствуют бюджетные средства на финансирование
закупок вооружения и военной техники и осуществление конверсии. Во-вторых,
перепрофилирование производственного потенциала часто неэффективно, так как не
использует в полной мере научно-технические возможности. В-третьих, этот
процесс в различных государствах СНГ осуществляется разрозненно, тогда как ВПК
– единое взаимосвязанное образование. Все это обусловлено еще и тем, что
сложная, внутренне противоречивая и крайне неоднородная структура оборонного
комплекса и размытость его границ затрудняют оценку реально заключенного в нем
ресурсного потенциала и возможностей конверсии, многие показатели в открытых
источниках отсутствуют.
Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и
экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с
провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных
расходов.[5,284]
Утвержденную в последних числах
января 2006 г. стратегию развития оборонно-промышленного комплекса России на
среднесрочную перспективу вполне можно назвать программой конверсии - доля
гражданской продукции в ОПК превысит 70 %. Следует учесть, что именно
оборонщики разрабатывали и внедряли высокие технологии, самую современную
технику и новые материалы. Излишняя засекреченность сдерживала использование в
гражданской экономике всех (или почти всех) плодов прогресса, о чем, надо
полагать, теперь приходится жалеть. В программе, в частности, предусмотрено
увеличить объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности к
2015 году по сравнению с 2004 годом в 2,8-3 раза. Утверждена и Федеральная
космическая программа на период с 2006 по 2015 год, с помощью которой Роскосмос
пытается восстановить позиции, потерянные в предыдущие годы.*
Поддержка конвертируемых
предприятий включает прямые и косвенные меры. К прямым относятся
государственные бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и
конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые требования к некоторым видам
деятельности. Косвенные меры чрезвычайно многообразны и охватывают многие
сферы: экономическую (определение льгот и т.д.), организационную (создание
системы государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия
конверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов и
документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных
предприятий и их конверсию, информационную (создание банка данных).[14,23]
Для осуществления этих мер
необходимо формирование разветвленной рыночной инфраструктуры, состоящей из
следующих основных элементов:
1)товарно-сырьевых бирж и
других коммерческих структур, решающих проблемы материально-технического
снабжения и сбыта;
_____________________________________________________________________________*
А.Андреев «Военная экономика» Парк - обзор прессы
10.03.2006 г.
2)организаций финансовой
поддержки конверсируемых проектов – инвестиционных фондов, специальных банков;
3)хозрасчетных функциональных
организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности: внешнеторговую,
маркетинговую и др.;
4)независимых организаций и
советов, имеющих целью выработать согласованную политику по вопросам конверсии
и обороны.
И наконец, политика
конверсии должна проводиться комплексно с учетом возможностей развития других
отраслей народного хозяйства и уровня благосостояния населения.[13,186]
Опыт ХХ в. показывает, что
главным условием прекращения войны является не исчезновение частной
собственности и основанной на ней общественной системы, а глубокая
демократизация внутренней и международной жизни государств, экономики,
политики, духовной сферы и т.д. Смешанная высокотехнологическая,
демократизированная экономика – фактор в пользу демилитаризации общества.
В наше время расходы на
вооружение продолжают расти, не смотря ни на что. Представители
Стокгольмского института исследования мира сообщили, что в 2004г., впервые
после окончания «холодной войны», суммарные мировые расходы на вооружение
превысили 1 трлн. долл. Из них около половины суммы было потрачено Соединенными
Штатами. Так, по данным института, с учетом расходов на военные действия в
Ираке, Афганистане и борьбу с терроризмом общие расходы всех стран на военные
цели в 2004 году составили 1,035 трлн. долл. Это составляет 2,6% совокупного
мирового ВВП (162 долл. на каждого жителя планеты). Соединенные Штаты потратили
47% от указанной суммы. В 2003г. рост военных расходов по сравнению с 2002г.
составлял 11%. Второе после США место по военным тратам у Великобритании - 47
млрд. долл. Также в списке стран, существенно увеличивших свои военные затраты,
фигурируют Франция, Германия, Китай, Япония и Индия. Россия занимает лишь 8-е
место в мире по военным расходам. В 2004 году на оружие РФ потратила 19 млрд. долл.
По данным Министерства обороны РФ, в 2005г. из бюджета страны на военные нужды
планировалось выделить 573 млрд. руб., что на 70 млрд. руб. больше, чем в
2004г. Российский гособоронзаказ на 2005г. составляет 187 млрд. руб., что
отражает тенденцию последних лет к увеличению бюджетных расходов государства на
оборонную часть. В 2004г. на гособоронзаказ из федерального бюджета было
выделено 148 млрд. руб., в 2003г. - 113 млрд. руб., в 2002г. - 80 млрд. руб. В
2005 году - 62,8 млрд. руб., или 33% гособоронзаказа, направили на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых
перспективных образцов вооружений, 112 млрд. руб., или 60% - на серийные
закупки военной техники, 11,8 млрд. руб. - 6% - на ее ремонт.*1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|