Этот принцип
обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что
смена налоговой системы объективно повлечет за собой резкое сокращение
налоговых поступлений в бюджет, и для восстановления равновесия потребуется
несколько лет.
4.
Принцип
множественности налогов.
Данный принцип
включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что
налоговая система государства должна быть основана на совокупности
дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и
облагаемых объектов должны образовать такую систему, которая отвечала бы
требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Другим аспектом
этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при
неожиданном изменении экономической и политической ситуации доходная часть
бюджета может просто не состояться.
Множественность
налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики
государства, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков,
выровнить и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным,
отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической
деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.
5.
Принцип
исчерпывающего перечня региональных и местных налогов
Единое
экономическое пространство России предопределяет политику Российского
государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип
исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут
устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление
государственно–правовой идеи фискального федерализма как основного способа
разделения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а
также органами местного самоуправления. Стержень идеи – распределение налоговых
доходов между различными уровнями бюджета на оптимальной научной основе.
В соответствии с
Законом РФ от 16 июля 1992 года «О внесении изменений и дополнений в налоговую
систему России» п.2 ст.18 Закона «Об основах налоговой системы» был дополнен
положением согласно которому органы государственной власти всех уровней не
вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не
предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать
ставки установленных налогов и налоговых платежей. Иными словами, данный
принцип означает ограничение по введению дополнительных налогов и обязательных платежей,
непредусмотренных Законом «Об основах налоговой системы», а также запрет на
повышение ставок налоговых платежей. Кроме того, этот принцип составляет основу
разграничения полномочий вы налоговой сфере.
III Экономическая сущность налогообложения.
Возникновение налогообложение было вызвано
появление государства и государственного аппарата. Однако налоги - это в
первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория. Стоимость всех
материальных благ, созданных обществом за определенный период и предназначенных
для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит
название валового общественного продукта. В свою очередь, ВОП в стоимостной
форме состоит из ст0ти потребленных средств производства (с), выплаченной
заработной платы (v) и прибыли (m).
Вновь созданная стоимость (v+m)
представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД
проходят 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление.
Экономический принципы налогообложения. Принципы - это основополагающие и руководящие идеи, ведущее
положение, определяющие начало чего-либо. Применительно налогообложения
принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой
сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и
неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых
отношений соответствует своя система принципов.
Условно можно выделить три таких принципа:
-
экономические принципы налогообложения;
-
юридический принципы налогообложения (налогового
права);
-
организационные принципы налоговой системы.
Подробнее рассмотрим экономические принципы
налогообложения. Представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся
целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были
сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и
причинах богатсва народов». Он выделил пять принципов налогообложения,
названных позднее «Декларация прав плательщика».
1)
принцип хозяйственной независимости и свободы
налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал
А.Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2)
принцип справедливости, заключающийся в
равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
3)
принцип определенности, из которого следует,
что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны
налогоплательщику;
4)
принцип удобства, согласно которому налог
должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют
наибольшие удобства для плательщика;
5)
принцип экономии, в соответствие с которым
издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые
поступления.
Принципы, предложенные А.Смитом, сохранили
свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развития общества
система принципов претерпела определенные изменения. Представляется, что в
настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономический
принципа налогообложения:
1)
принцип справедливости;
2)
принцип соразмерности;
3)
принцип максимального учета интересов и
возможностей налогоплательщиков;
4)
принцип экономичности (эффективности).
Согласно принципу справедливости,
каждый подданный государству обязан принимать участие в финансирование расходов
государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Принцип соразмерности заключается в соотношение наполняемости бюджета и неблагоприятных для
налогоплательщика последствий налогообложения. Можно также сформулировать как
принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и
государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется
кривой Лэффера - при построение кривой показал зависимость налоговой базы от
повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Д
Нормальная Запретительная
Зона
шкалы зона шкалы
Т1
О Т
В
На рис.1 представлена графически следующая
концепция. Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более
замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку
побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не
затрагиваются, заинтересованность в легальном заработке, а также общий объем
производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Следовательно,
поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки,
в целом доходы бюджета возрастают. Однако при достижении определенного предела
(Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически
не остается. Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить
налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налога
приобретает массовый характер. Происходит перемещение валового национального
продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки
налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты
налога. Задача законодателя – на основе экономически обоснованных предложений
установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую
активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень
налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, налогообложение как
экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с
принципом соразмерности. Налоговый предел – условная точка налогообложения, в
который достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля
валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.
Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации,
проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение
налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов,
миграция населения и др.
Принцип максимального учета интересов и
возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономический
положений, известных в России еще с начала XIX в. В
соответствии с данным принципом налогообложения должно характеризоваться
определенность и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого
принципа является информированность налогоплательщика – обо всех изменениях
налогового законодательства налогоплательщик должен быть информирован за ранее,
- а также простота исчисления и уплаты налога. Одним из проявлений данного
принципа можно считать возможность выбора плательщиком того или иного способа
поведения из предложенных налоговым законодательством. Однако в ряде случаев
современное российское налоговое законодательство вступает в противоречия с
данным принципом.
Принцип экономичности (эффективности), по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу
должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования
этого принципа может стать налог на имущество граждан. Условия налоговых
органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению
граждан и контролю едва покрывается суммами уплачиваемого налога, а уж о
взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. Не
случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налогом
или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового
налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы
десятикратно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|