Государственный долг
Федеральное агентство по
образованию Российской Федерации
Байкальский государственный
университет экономики и права
Колледж бизнеса и права
Кафедра бухгалтерского учета,
анализа и финансов
Специальность
080106 «Финансы»
Отчет по учебной практике
на тему
«Государственный долг»
Иркутск
2005
Введение
Я выбрала тему «Государственный долг»,
потому что мне интересно, чем живет и дышит наша страна. Государственный долг
играет не менее важную роль в развитии экономики страны. Прежде чем начать свой
анализ хотелось бы вкратце рассказать о государственном долге.
Долг- это состояние (запас), а не
движение (поток), т.к. он оценивается на определенную дату, а ее изменение в
определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования
(заимствование минус погашение).
Общее понятие государственного
(публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и
порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном
кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на
государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед
физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг
полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной
собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом РФ
понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом,
составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается
совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и
без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в
зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний
долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний
долг ассоциируется с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны
другим странам). Внутренний долг ‑ это долг самим себе. Под внутренним
государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ.
Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут
указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в
российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства,
возникающие в иностранной валюте.
В статье «Анализ еврозайма
Нижегородской области как финансового инструмента инвестиций» авторы пишут о внешнем
долге Нижегородской области США. Постепенно происходит замещение внешней
задолженности на внутренний долг с более низкой стоимостью обслуживания и
равномерным графиком погашения. Это происходит следующим образом. В 1997г.
Нижегородская область заняла у США 100 млн. долларов сроком на 5 лет под 8,7%
годовых, с условиями выплаты процентов 2 раза в год - в апреле и октябре. Из
этих 100млн. долларов США было распределено чуть более 70 млн. долларов США.
Наибольший удельный вес займа у департамента финансов г. Нижнего Новгорода –
более 50%. Наименьший удельный вес займа у ЗАО «Маяк» - 0,44% или 310 тыс.
долларов США.
После августовского кризиса 1998 г.
Долги по еврозайму выросли до фантастических размеров. Но держатели
еврооблигаций согласились отложить погашение до 2005 г. с 3-летним льготным
периодом. По условиям соглашения с кредиторами на 2003 - 2005 гг. должен
приходиться пик платежей, с апреля 2003 г. началось погашение основного долга,
которое запланировано проводить 5 траншами.
По состоянию на 20.01.2003 г. общая
сумма задолженности Нижегородской области составляла 119 млн. 372 тыс. долларов
США. В апреле 2003 г. администрация области не нашла денег для погашения
еврозайма и решила получить ссуду из федерального бюджета и взять кредит в
Сбербанке РФ. В апреле 2003 г. область выплатила 23 млн. 874,5 тыс. долларов
США по основному долгу и 5 млн. 222,5 тыс. долларов США по процентам. После
этого у области остался непогашенный общий долг на сумму 95,5 тыс. долларов по
основному долгу и 10 млн. 44 тыс. долларов США по процентам.
Второй транш по еврозайму в октябре
2003 г. Нижегородская область выплатила в размере более 28,05 млн. долларов
США. После выплаты второго транша остаток долга составил 77,9 млн. долларов
США.
Таким образом, погашая внешний долг
за счет ссуды и кредита, у области образовывается внутренний долг. За счет
этого область уменьшает риски, связанные с колебаниями курса доллара.
Нижегородская область взяла
беспроцентную ссуду из федерального бюджета в размере 200 млн. руб. и
опережающего трансферта в размере 360 млн. руб. Эти средства направлены на
погашение основного долга.
В третьем транше 212,6 млн. руб.
Нижегородская область выплатила за счет собственных средств.
30 сентября 2004 г. Нижегородская
область полностью выплатила четвертый транш по еврозайму в размере 758,6 млн.
руб. за счет бриджкредитов и собственных средств бюджета.
Постепенное замещение внешней
задолжности на внутренний долг с более низкой стоимостью обслуживания и
равномерным графиком погашения снижает валютный риск заимствования, происходит
выравнивание пиков платежей. В результате уменьшается совокупная долговая
нагрузка на бюджет области.
А. В. Лазин в своей статье
«Особенности размещения еврооблигаций» раскрывает, как размещаются
еврооблигации на еврорынке. Выпуск еврооблигаций на еврорынок происходит в
форме открытой подписки и частного размещения. Размещение в первой форме
осуществляется среди практически не ограниченного круга инвесторов, а частное,
наоборот – среди небольшой группы инвесторов. Законодательства большинства
государств не требует обязательной регистрации эмиссии и раскрытия инфляций для
выпусков еврооблигаций. Германия, Франция и Япония регулируют время и объём
выпусков, а США и Канада не делают попыток регулирования эмиссий еврооблигаций.
Традиционно эмиссия еврооблигаций
осуществляется двумя траншами: еврорыночным в форме на предъявителя и
американским регистрируемым траншем. Правильный выбор валюты займа имеет
исключительную важность для элемента, так как он должен принимать во внимание
размер валютного риска и нестабильность риска срочных финансовых инструментов.
К настоящему моменту сложились
следующие схемы организации эмиссии еврооблигаций:
·
прямая
эмиссия (от имени эмитента);
·
эмиссия
от имени дочерней компании эмитента, зарегистрированной вне страны элемента;
·
эмиссия
иностранной компанией от имени эмитента.
Основные действия заемщика остаются
всегда неизменными:
® на первом этапе эмиссии определяются
ведущие менеджеры займа, агенты, консультанты и расчетные банки, принимается
решение о целесообразности получения рейтинга и определяется схема эмиссии;
® на втором этапе готовится и
подписывается необходимая документация, и получаются необходимые разрешения;
® на третьем этапе проходят презентации
в выбранных финансовых центрах, и в дальнейшем происходит само размещение
облигаций на рынке, и проводятся расчеты между участниками.
День принятия решения об
окончательных ценовых и объемных параметрах нового выпуска считается днем
«запуска» ценных бумаг. Датой закрытия сделки считается день окончания ее
оформления: подписываются последние документы и завершаются расчеты.
Стоимость заимствования на внешнем
рынке зависит во многом от общего состояния мировой экономики и рынков капитала
в ведущих финансовых центрах мира, прежде всего, в США и Лондоне, а также от
рейтинга эмитента. С позиции заемщика следует учитывать расходы по размещению
долговых обязательств.
Что касается России, то за
посткризисный период заметно расширился набор выпускаемых российскими
компаниями инструментов: кредитные ноты и среднесрочные евроноты. Для эмиссии
еврооблигаций и евронот субъектов РФ и самой России пригодна прямая эмиссия (топливно-сырьевые
и естественные монополии – «Газпром», «ЕЭС России», «РЖД»). Вариант эмиссии от
дочерней компании наиболее подходит для эмиссии еврооблигаций и евронот с
короткими и средними сроками обращения крупных российских компаний и банков, а
также для правительств субъектов РФ. Эмиссия иностранной компанией от имени
российского эмитента может оказаться приемлемой практически для всех российских
юридических лиц, располагающих необходимым обеспечением и имеющих устойчивые
связи на финансовых рынках.
В статье 2880 – Распоряжение
правительства РФ «О заключении Соглашения между Правительством РФ и
Правительством Китайской Народной Республики об окончательном урегулировании
задолженности бывшего СССР и РФ перед КНР » от 1 июля 2005 года говорится об
окончательном урегулировании задолженности бывшего СССР и РФ перед КНР в
соответствии с пунктом 1 ст.11 Федерального Закона «О международных договорах
РФ».
По достижении договоренности с
китайской стороной поручено подписать указанное соглашение от имени
Правительства РФ заместителю председателя Правительства РФ Жукову А.Д.
В статье 2139 ‑ Постановление
правительства РФ «О подписании соглашения между РФ и Северным инвестиционным
банком о займе для финансирования проекта «Завершение строительства комплекса
защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений» от 23 мая 2005 года
говорится о займе России Северному инвестиционному банку в размере 40
млн.долларов США со сроком погашения 18 лет для финансирования проекта
«Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от
наводнений».
Министерство финансов должно
подписать соглашение от имени РФ.
Министерство регионального развития РФ должно
информировать Северный инвестиционный банк о вступлении соглашения в силу. Федеральному
агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству обеспечить
реализацию проекта. Министерству финансов РФ предусматривать средства для
обслуживания и погашения займа. Софинансирование проекта должны обеспечивать
Министерство регионального развития РФ, Министерство финансов РФ совместно с
Министерством экономического развития и торговли РФ в соответствии с
соглашением.
В статье 2140 постановление
Правительства РФ «О подписании Соглашения между РФ и международным банком
реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Повышение
инвестиционной привлекательности г. Казани» от 23 мая 2005 года Правительство
РФ постановляет: в пункте 1 настоящего постановления принять предложение
Министерства финансов о подписании соглашения между РФ и Международным банком
реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Повышение
инвестиционной привлекательности г. Казани» Российской Федерации в размере 125
млн. долларов США со сроком погашения 17 лет.
Во втором пункте Правительство РФ
постановляет Министерству финансов РФ подписать Соглашение от имени РФ,
осуществить необходимые мероприятия для вступления соглашения в силу и
уведомить об этом Международный банк реконструкции и развития и зак5лючить
договор о реализации проекта с кабинетом Министров республики Татарстан,
администрацией г. Казани.
В пункте 3 настоящего Постановления
Министерства финансов РФ совместно с кабинетом Министров республики Татарстан и
администрацией г. Казани должен обеспечить реализацию проекта.
В четвертом пункте Правительство РФ
постановляет Министерству финансов РФ при формировании проекта предусматривать
средства, необходимые для обслуживания и погашения займа и средства,
необходимые для дополнительного финансирования мероприятий.
В статье 3331 Постановление
Правительства РФ «О подписании Соглашения между РФ и Международным банком
реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Развитие системы
государственного кадастрового учета объектов недвижимости» от 2 августа 2005
года. Правительство РФ постановляет принять предложение Федерального агентства
кадастра о подписании Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции
и развития о займе для финансирования проекта «Развитие системы
государственного кадастрового учета объектов недвижимости» в размере 100 млн.
долларов СШВ со сроком погашения 17 лет.
Во 2 пункте Федеральному агентству
кадастра поручается подписать Соглашение от имени РФ, осуществить мероприятия,
необходимые для вступления соглашения в силу, информировать об этом
Международный банк реконструкции и развития и обеспечить реализацию проекта.
В 3 пункте установить, что обслуживан6ие
и погашение займа будут осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Федеральному агентству кадастра
объектов недвижимости предусматривать совместно с Министерством финансов в
федеральном бюджете средства для софинансирования проекта.
В статье 3332 Постановление
Правительства РФ «О подписании Соглашения между РФ и Международным банком
реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Модернизация и
техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета». Российская
Федерация берет займ в размере 80 млн. долларов США со сроком погашения 17 лет
в соответствии с предложением Федеральной службы по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды.
Правительство РФ во втором пункте
постановляет Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды подписать Соглашение от имени РФ, осуществить мероприятия, необходимые
для вступления Соглашения в силу и уведомить об этом Международный банк
реконструкции и развития, обеспечить реализацию проекта.
Установить, что за счет средств федерального
бюджета будут осуществляться обслуживание и погашение займа. Федеральной службе
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с Министерством
финансов РФ предусматривать средства для финансирования мероприятий.
В статье «Управление государственным
долгом Волгоградской области» С.П.Сазонов пишет о долговой политике
Волгоградской области. Чтобы создать единую систему управления государственным
долгом Волгоградской области принят закон «Об управлении государственным долгом
Волгоградской области». Он устанавливает порядок управления государственным
долгом и классификацию долговых обязательств.
Область занимает 24 место из 81
регионов по уровню относительной кредитоспособности по финансовым и
экономическим показателям по итогам 2002 г. Чтобы избежать штрафных санкций,
администрация области полностью погасила долг по облигациям товарного займа. В
2001-2002 гг. погашен долг перед Госрезервом, ОАО «ЛУКОЙЛ». С 1 января 2001 г.
Передана в собственность администрации федеральная ссуда в размере 162,3 млн.
руб. Погашена задолженность области по товарному кредиту, которая была получена
в 1995 г. в размере 376,7 млн. руб. На 1.01.2002 г. государственный долг
области по централизованным кредитам уменьшился на 275,7 млн.руб., а также на
сумму задолженности – 39,8 млн.руб.
Так как принятые заемщиками
обязательства выполняются не всегда, предоставление государственных гарантий – большой
риск для областного бюджета. Так в 2003 г. долг ОАО ВМЭЗ «Сарепта» был передан
администрации области.
Страницы: 1, 2, 3
|