Было бы важно закрепить обозначившуюся тенденцию сокращения
внешних заимствований и объема задолженности в целом. Явным стал акцент в
политике долга, суть которого - переход на
рыночные методы управления долгом, рефинансирование его за счет новых заимствований на внешнем и внутреннем
рынках. Перспектива значительного роста заимствований нереальна: инвесторы оправились от кризиса 1998г. и не
могут вкладывать деньги лишь в
ценные бумаги. Необходима крайняя осторожность. Надежды на привлечение
средств населения практически нет до тех пор, пока государство остается
должником по обязательствам Сбербанка
(около 11 трлн. руб. - 2003г.).
В текущем десятилетии
(2001-2010 гг.) Россия должна погасить 135-140 млрд. долл.
долга, что сопоставимо с нынешним объемом ее внешнего госдолга. Государство
ежегодно прибегает к новым заимствованиям. Можно
было бы ставить вопрос и о реструктуризации внешних активов России - того, что должны ей многочисленные заемщики. Можно ставить и
вопрос о реструктуризации бывшей советской
задолженности перед внешними кредиторами. Верхний предел
долга иностранных государств перед СССР на конец 2004г. законом о бюджете
утвержден на уровне 97, 2 млрд. долл. Будучи должником, Россия имеет внешние активы (как следствие выполнения функций кредитора)
примерно в сопоставимых размерах. Внешние активы могут быть использованы
для решения самых насущных социально-экономических
проблем.
Необходимо перейти к радикальному улучшению
управления госдолгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность
банков и по лизингу. (На
начало 2003г. - около 218 млрд. руб. при доле ценных бумаг
около 17%). Растут заимствования муниципалитетов. (в 2003 году – 4млрд.
рублей). Требуется корректировка всей политики управления
госдолгом. Опыт показал, что использование такого
"встроенного стабилизатора" не подчинено улучшению инвестиционного обеспечения политики активизации качественного, структурного
экономического роста и замедляет решение задач восстановления экономики. Существенной конструктивной мерой в
области госдолга должно стать
использование посильных для экономики заимствований для государственных капитальных вложений
непосредственно в производство и в соцкомплекс.[18;40].
Глава5.Анализ состояния и динамики
госдолга России
5.1 Анализ
динамики и структуры внешнего долга РФ.
Размер госдолга в абсолютном выражении не дает
полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для
оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и
обслуживанию накопленного объема госдолга мировая практика выработала долговые
показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости
является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е.
размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот
показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и
отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное
производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения
способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю
доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять
не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними
кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне-
и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение
долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса".
Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга
принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение
было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть
до 2001г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в
объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002г. объем внешних
заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. - 14,19% [6;64-65].
Динамика
этого показателя представлена на рис.1.
Вместе с тем в структуре госдолга России при некотором снижении
внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних
долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о
начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой
заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние
и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми
обязательствами государства переходит к единому центру.
Показатель "государственный долг/доходы"
используется международными финансовыми организациями для оценки долговой
устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного
внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его
обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального
развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации
задолженности.
Поскольку внешняя задолженность фиксируется,
погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем
платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт
товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является
индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить
его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной
экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые
обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение
данного показателя. Страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким
уровнем внешней задолженности. К I группе - страны, у которых первый показатель
выше 80% или второй превышает 220%. Для II - колеблются в интервале соответственно между 80
и 48%, 220 и 132%. А третья - страны с небольшим объемом задолженности - менее
48 и 132% соответственно.[6; С.65]
Валютная составляющая госдолга для бюджетной
системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной
валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000г.
удельный вес внешнего госдолга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял
соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка
соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. В 2005году
Россия перешла к странам с низким уровнем внешнего долга.
Международные финансовые организации часто
пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся
важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью
правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему
долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на
международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%,
отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года
внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что
либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать
срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной
валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долл., а
платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15
млрд. долл. "Резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что ниже
критического уровня.[6, С.65]
Государственный
внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской
Федерацией) складывается из:
·
задолженности
странам - участницам Парижского клуба;
·
задолженности
странам, не вошедшим в Парижский клуб;
·
задолженности
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
·
задолженности
перед международными финансовыми Организациями;
·
задолженности
бывшим странам СЭВ;
·
еврооблигационных
займов;
·
ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
·
кредитов
Центрального Банка России.
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от
правительств иностранных государств, основной объем долга составляют
обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К
обязательствам РФ перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по
кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных
соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными
правительственными организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным
членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет 18 стран -
крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1
января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского
клуба составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга РФ.
Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она
выступает здесь в качестве должника одних и кредитора других стран.
По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами
кредиторами - не членами Парижского клуба составило 2,9 млрд. долларов США, или
3,0% от общей суммы внешнего долга РФ на указанную дату. Постановлением
Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней
задолженности бывшего СССР" Минфину РФ совместно с Внешэкономбанком было
поручено представить в Правительственную комиссию по внешнему госдолгу и
активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР
официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе.
В настоящее время заключены двусторонние межправительственные соглашения
с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией,
Уругваем, Египтом, Мальтой. Отсутствуют межправительственные соглашения с
Грецией, Кувейтом и ОАЭ.
Новый долг РФ перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов
представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным
банком Турции. Правительством РФ были предоставлены соответствующие платежные
гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и
процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным
соглашениям. На 1 января 2006 года объем задолженности перед странами - бывшими
членами СЭВ составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января
2000 года сократился более чем в 5 раз [30].
Кроме осуществления денежных расчетов и погашения внешнего госдолга
товарными поставками, при погашении внешнего долга РФ перед бывшим
странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с
дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией,
Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы
бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.[30]
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает
в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую
задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом погашены досрочно.
Коммерческая задолженность - наиболее сложная с точки зрения урегулирования.
Она остаётся перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства
развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются
следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа,
краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и
векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные
и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году
негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд.
долл.[31]
Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате
деятельности организаций госсектора, выступавших на международных рынках
товаров и услуг по поручениям Правительства РФ, союзных министерств, в
результате операций организаций, получивших к тому времени право осуществления
внешнеторговой деятельности.
Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены
постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 года №1107, на основании
которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства РФ
"О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными
кредиторами".
В коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
·
контракты
с рассрочкой платежа;
·
краткосрочные
или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
·
тратты и
векселя с платежом по предъявлении;
·
отзывные
и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
·
инкассо;
·
другие
коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по
решению Правительства Российской Федерации.
Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего
долга РФ увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2006 года с
18,1% до 38%. Задолженность по основной сумме внешнего госдолга Российской
Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд.
долл. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 года №1565 и на
основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993
года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был осуществлен
выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) [31].
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные
ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по
средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке,
заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является
Министерство финансов РФ. Облигации номинированы в долларах США. Номинал
облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых,
начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.
Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая
1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.[31]
Еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги,
эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента,
имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных
государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре
внешнего госдолга РФ составлял по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4
млрд. долл.). Рынок еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с
помощью телефона и телефакса. Одной из внебиржевых торгово-информационных
систем является ТRАХ, основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация участников
международных рынков ценных бумаг). Торговая система ТRАХ подключена в режиме
реального времени к депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок,
заключенных посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для
депозитарных переводов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|