рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственный экзамен по экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет №10.

 

28. Характеристика функции – «организация».

В широком смысле организация это функционально-целевая общность людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества.

В узком смысле организация процесс определения наиболее существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей.

Каждый элемент структуры управления организацией – подразделение или отдельная должность – является носителем определенных управленческих полномочий, т.е. совокупности официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах фирмы.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. От структуры организации зависит  управленческий процесс.

Структура организации тесно связана со всеми основными понятиями менеджмента (целями, функциями, внутренними переменными и т.п.) и поэтому имеет огромное влияние на все стороны управления.

-выделение блоков, обеспечивающих основные направления деятельности в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда

-Определение соотношения  основных полномочий, делегирование отдельных полномочий, формирование цепи команд, отслеживающих оптимальную специализацию исполнителей.

-Определение должностных обязанностей исполнителей.

Известны три базовые структуры управления:

q  Линейная:

q  Функциональная:

q  Смешанная.

 

 

29. Понятие стратегии.

Стратегия – это искусство руководства; общий план ведения этой работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития.

Это подетальный комплексный план мероприятий, направленный на достижение поставленных целей.

Это перспектива, основной способ действия организации, направленный на её успех.

Основные характеристики стратегии:

- связь между организацией и   внешней средой;

- определяет направление развития организации в существующих условиях;

- координирует деятельность организации;

- влияет на благополучие организации;

- ее невозможно продумать до конца (например, намечаемая стратегия может не совпадать с реализуемой);

- устраняет неопределенность и обеспечивает   последовательность и порядок.

Преимущества и недостатки стратегии.

1. С одной стороны указывает организации направление развития, с другой - следование заранее установленному курсу в незнакомой обстановке  может заслонить потенциальные опасности и препятствовать  изменению поведения в нужный момент.

 2. С одной стороны отражает в общих чертах характер организации и демонстрирует ее отличительные особенности, с другой - общая характеристика не всегда  может дать представление о размахе  и сложности всей системы организации.

4. С одной стороны устраняет неопределенность и обеспечивает последовательность и порядок, с другой - неизбежно упрощает и искажает реальность, ограничивает творчество.

Подходы к формированию стратегии:

а) Главный стратегический подход – т.е. разработчиком стратегии и всех ее составляющих является управляющий;

б) «делегирование полномочий» - т.е. разработкой стратегии занимается персонал по или спец.группа; позволяет привлечь управляющих всех уровней к активному участию в выработке стратегий;

в) интеграционный подход-управляющий привлекает прямых подчиненных для разработки согласованной стратегии;

г) инициативный - управляющий побуждает менеджеров на нижних организационных уровнях выработать, защитить и претворить в жизнь разумную стратегию.

Эти подходы имеют сильные и слабые стороны и могут привести как к успеху, так и к провалу.

30. Рынок чистой конкуренции.

Принято делить рынки по степени монополизации (т.е. по степени влияния на цену товара) на четыре основных типа:

§ рынок чистой монополии (единственный продавец, который диктует цену);

§ олигополистический рынок, на котором действуют несколько крупных продавцов;

§ рынок монополистической конкуренции (множество продавцов, которые предлагают множество товаров, объединённых в группы по своему качеству и свойствам;

§ рынок чистой конкуренции. На этом рынке ни один покупатель или продавец не имеет большого преимущества в определении цены товара.

Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.

Рынок инноваций является именно таким рынком, т.к. каждое нововведение уникально и поэтому в процессе определения цены участвует только сам продавец и его потенциальный покупатель. (Поскольку новинку сравнить не с чем!).

Коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства и управления, повышать качество продукции и услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, повышать полезный эффект своей продукции  поддерживать необходимый уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности.

Этот рынок безжалостно отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе участники  этого рынка  должны идти на рынок новшеств либо формировать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет №11.

 

31. Выбор структуры организации.

Структура управления организацией - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

В рамках структуры управления происходит управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и обязанности по их выполнению.

Формирование структуры сложный и многогранный процесс.

Основные принципы её построения:

-Выделение блоков, обеспечивающих основные направления деятельности в соответствии с вертикальным и горизонтальным  разделением труда (первый аспект организационного процесса). Горизонтальные связи носят характер согласования (одноуровневые). Вертикальные связи – это связи подчинения и необходимость в них возникает при возникновении нескольких уровней управления (при появлении иерархичной структуры).

-Определение соотношения  основных полномочий, делегирование отдельных полномочий, формирование цепи команд, отслеживающих оптимальную специализацию исполнителей.

-Определение должностных обязанностей исполнителей.

Структура управления организацией зависит от размера фирмы!

Три базовые структуры управления:

q       Линейная:

q       Функциональная:

q       Смешанная.

Линейная структура организации - Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель–начальник, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя - принцип единоначалия. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.). Она является менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Эта организационная структура имеет свои преимущества и недостатки . Линейная структура наряду с преимуществами имеет ряд серьезных недостатков, которые в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

Функциональная структура управления (делегирование полномочий по функциям)

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Смешанная структура сочетает вышеперечисленные

 

32. Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора.

Задачей руководства организации с точки зрения принятия решений является формирование и направление процесса оптимального использования ресурсов (физических, финансовых, человеческих, информационных) для достижения поставленных целей. В зависимости от того какой аспект процесса потребления ресурсов рассматривается,  выделяют оперативные, управленческие , стратегические решения.

Оперативные -  Распределение ресурсов по функциональным областям и видам продукции, составление планов распределения ресурсов и графиков выполнения операций, руководство и контроль за их исполнением. Направлены на оптимизацию степени использования ресурсов. С помощью разработки производственных планов, поддержания необходимых уровней запасов, маркетинговых мероприятий и стратегий,  исследований и разработок. Вывод: Оперативные решения принимаются в сфере распределения ресурсов по функциональным областям  (производство, маркетинг, финансы , научно-исследовательские разработки т.д.) и видам продукции

Управленческие - организация приобретения и использования ресурсов. Направлены на структуризацию ресурсов фирмы для наиболее эффективного использования. С помощью структурирования информации, полномочий и обязанностей персонала, построение производственных и информационных потоков, расположения помещений и оборудования, получение и использование ресурсов (финансы, помещения и оборудование, сырье, персонал). Вывод: Управленческие или административные решения связаны со структурированием полномочий и обязанностей персонала, информации, расположением помещений и оборудования, с получением и  развитием ресурсов ( финансирование, поиск источников сырья, квалифицированных кадров, обучение персонала, приобретение оборудования).

Стратегические - Распределение ограниченных ресурсов по альтернативным товарам и рынкам. Направлены на выбор товаров и рынков, оптимизирующих возврат инвестиций фирмы. С помощью новых рынков сбыта, новой продукции и технологии, диверсификации, организационных изменений. Вывод: Стратегические решения связаны с выбором сферы деятельности организации и поиска новых направлений ее развития и направлены на  распределение  ресурсов по альтернативным товарам и рынкам, с целью создания наибольшего потенциала для достижения поставленных целей.

Вышеперечисленные решения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Критерии для оценки Достоинств выбранной стратегии:

1.Степень соответствия ситуации

2.Степень достижения конкретных преимуществ

3.Интенсивность работы организации

Стратегический выбор диктует:

1. Постоянно меняющиеся условия макро-  и микросреды

2.Стремление к усилению конкурентных позиций

3.Потребность к реконструкции деятельности повышения ее эффективности.

33. Экспертиза инновационных проектов.

Перед тем, как инвестор примет решение об участии в проекте, он должен провести экспертизу предлагаемого проекта. Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое внимание уделяется: срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий.

Совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Если инновационный проект финансируется из бюджета, то существуют три основных метода экспертизы:

Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать  взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование с теми, кто его не получает. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых проектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.