Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки
в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на
конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов,
социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались
ущемленными. На государственные программирующие органы поэтому постоянно
оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы
отдельных групп, общественных сил , политических парий.
Рассмотрим механизм государственного регулирования
на примере политики цен.
Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах
рыночной экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены
являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства.
Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической
жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей,
оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей,
экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно,
вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на
переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.
Воздействие на цены служит глобальным целям государственного
регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с
инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и
смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической
политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на
процессах формирования цен.
Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или
даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с
другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели
государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического
развития и стабилизации социальной системы
Классическая политическая экономия рассматривала свободно
складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания
равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей
и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь вопрос в степени и
формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от
возможностей сговора производителей и продавцов, на протяжении всей истории
капитализма можно проследить воздействие государства на цены.
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты,
телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные
годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом
воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер
государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.
Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и
кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования
цен. Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические
потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах
лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и
избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы
государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и
поддержанию справедливых цен.
Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса
путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов
во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,
предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их
замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали
составным элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут
носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые
парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными
субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс
этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью
в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные
органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В
случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной
ответственности.
Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным
вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами
или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен
осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран
существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают
влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х годах были
созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные
функции.
В каждой стране при правительстве или отдельных его органах
существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в
которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,
предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны
консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение
по поводу ценовых законопроектов.
Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической
и логической последовательности.
Наблюдение за ценами является первичной формой
государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него
началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за
ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой
области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические
управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят
научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям
руководства партий, международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных
органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для
определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и
пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и
национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на
цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней
торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя
налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены
оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели
они не служили.
Государственное вмешательство в процесс ценообразования
осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения
издержек производства через включение в себестоимость завышенных
амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в
целых отраслях возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е.
расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех
предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько
высоки, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так
как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в
условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для
роста цен.
Прямым государственным вмешательством в
процесс ценообразования является государственная политика установления цен
на так называемые акцизные товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают
государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -
предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или
потребителю.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в
отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна,
например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.
Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками
определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по
договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем
базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на
добавочную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или
услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно
воздействуют на цены.
Особым направлением государственной экономической политики
является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное
поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в
некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и
транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой
конкуренции на мировом рынке.
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в
государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и
железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и
услуги госсектора.
Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют
снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной
конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или
дефицитности этих объектов государственной собственности.
Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном
секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования.
Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является
неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще
всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной
напряженности.
Контроль над ценами на определенные виды товаров
осуществляется национальными органами.
Примерами могут служить установление цен на уголь и черные
металлы Европейским объединением угля и стали, ежегодное установление
закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС),
участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам
товаров, тарифам на воздушные перевозки.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является
управление инфляцией. В мире почти нет стран, где бы во
второй половине 20 века не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену
прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, -
циклическим кризисам.
Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной
способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько
взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении
цен - наряду с открытой, ценовой инфляцией имеет место скрытая, или
подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении
качества товаров. В буквальном переводе с латинского инфляция означает “вздутие”,
т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не
обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции
лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и
услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы
производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.
Диспропорция между спросом и предложением, превышение доходов над
потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы
государства превышают доходы);чрезмерным инвестированием (объем инвестиций
превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по
сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине
и структуре спроса; другими факторами.
Сошлемся в качестве примера на резкое обострение дефицита
госбюджета в России во второй половине 80-х годов (1985-1989 годы - разрыв
между доходной и расходной частями государственного бюджета вырос, с 18 до 120
млд. руб, или с 3,5% до 19% к национальному доходу страны. Возросший дефицит
нанес огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неоправданные
денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние,
так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение
поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и
платежного балансов. Инфляционный процесс в России усиливало падение цен на
мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего
экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях
значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере
зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор
(ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл
едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом
политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала рост внутренних,
оптовых и потребительских цен.
Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами
обуславливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер.
Рассмотрим на примере России.
Во-первых, как правило, одним из истоков инфляционных
процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в
существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно
гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного
машиностроения.
Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается
недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики
практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических
рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и
товарной массой; что касается административных ограничителей, то они “работали”
недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль
играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые “работали” под него,
подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-либо
ограничений.
Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического
развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы,
постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост
потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно
сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую
технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали
желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных
вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам
хозяйственный механизм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|