рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инфляция - экономические последствия

         Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом возросли на 8,8% (в 2004 г. – на 9,9%).

         В структуре источников формирования денежных доходов населения доля оплаты труда (включая скрытую заработную плату) оставалась значительной (64,5%). По сравнению с 2004 г. она снизилась на 0,4 процентного пункта. Доля доходов от собственности увеличилась на 0,7 процентного пункта. Доля социальных выплат практически не изменилась и составила 13%.

       Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2005 г. составила 8530 рублей, увеличившись в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом на 9,7% (в 2004 г. - на 10,6%).

         Средний размер назначенных месячных пенсий в 2005 г. составил 2364 рубля и в реальном выражении возрос на 9,6% по сравнению с предыдущим годом (в 2004 г. – на 5,5%).

    В 2005 г. продолжилась тенденция предыдущего года к превышению темпов роста потребительских расходов населения над темпами роста его доходов, что в условиях увеличения склонности населения к потреблению и снижения доли расходов на сбережения свидетельствует о недостаточно высоком уровне жизни населения. Так, реальные потребительские расходы населения в 2005 году по сравнению с предыдущим годом увеличились, по оценкам, на 10,7% (в 2005 г. - на 11,8%). Увеличение потребительских расходов населения сопровождалось высокими темпами роста банковского кредитования физических лиц.

         В январе 2006 г. в условиях укрепления номинального курса рубля по отношению к доллару США и сохранения высокого уровня рублевой ликвидности кредитных организаций рос интерес участников рынка к рублевым инструментам. Это способствовало снижению доходности и росту котировок на большинстве сегментов российского финансового рынка.

         Таким образом, в настоящее время наблюдается снижение темпов инфляции по сравнению с прошедшим годом. Но продолжают повышаться цены на продовольственные товары, автомобильный бензин, услуги пассажирского транспорта и многие другие товары и услуги; возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, но темпы роста потребительских расходов населения превышают темпы роста доходов; увеличился объем инвестиций, укрепляется номинальный курс рубля.

2.2  Социальные и экономические последствия инфляции

         Социальные и экономические последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Инфляция[9] дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Инфляция активизирует спрос  до уровня, на котором он не может быть насыщен промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы сверхналогом на население, а как следствие - отставание доходов населения от беспрерывно растущих цен.

Инфляция возникает в структуре доходов населения. В последнее время денежные доходы населения в среднем превышают потребительские расходы. Следовательно, деньги накапливаются «на руках» у населения и обесцениваются, что приводит к инфляции. Основным источником доходов населения является заработная плата. Она в среднем в 2005 году составила 8655 рублей и по сравнению с 2004 годом возросла на 22,2%.

По последним данным[10] объем денежных доходов населения РФ в 2005 года сложился в размере 5944,1 млрд. рублей и увеличился на 21,4% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 4307,3 млрд. рублей, что на 24,6% больше, чем годом ранее. Сбережения населения за этот период составили 1122,8 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Следовательно, превышение денежных доходов населения над расходами и сбережениями составило 514 млрд. руб.

         Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причём выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берётся при одной покупательной способности денег, а возвращаются, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных участков, и предприятия, у которых имеет место превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Выигрывает, и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция даёт ему возможность оплатить долги рублями, имеющими меньшую покупательную способность.

         Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.

         В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Например, в 2006 г. потребительские цены повысились на сахар-песок – на 10,7%, на что оказал влияние высокий рост цен на мировом рынке сахара, что стало результатом ажиотажной закупки этого продукта.

         Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. Целесообразными оказываются только те инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причём, чем дольше срок инвестиций, тем больше обесценивание.

         Разрушительные последствия, вплоть до экономического краха несёт с собой гиперинфляция. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, идёт обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам становится всё более и более выгодным накапливать сырьё и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что ведёт к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание производства.

         В такой ситуации нормальные экономические отношения разрушаются. Предприниматели не знают, какую цену назначить на товар, а потребители не знают, сколько следует заплатить. Поставщики хотят как можно быстрее получить деньги, так как последние мгновенно обесцениваются. Нарушаются кредитные отношения. Растёт дефицит бюджета и государственный долг. Деньги фактически перестают выполнять свои функции. В результате имеет место кризис в финансово-денежной сфере. Производство и обмен двигаются к остановке, и в итоге может наступить экономический, социальный и даже политический хаос.

         Высокая инфляция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала, способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования государственного бюджета[11].

Часто утверждается, что инфляция в России порождается не денежными причинами. К ним специалисты относят монополизм российской промышленности, высокие цены на энергоносители и неплатежи. При этом подразумевается, что инфляция в России вызвана давлением издержек производства.

С утверждением, что причиной инфляции является монополизм российской промышленности, трудно согласиться. Предприятия, контролирующие значительную часть рынка, могут поднять цены выше нормального конкурентного уровня. Но это приведет лишь к единовременному повышению цен, было бы трудно понять, как подобный фактор мог способствовать высокой инфляции в течение уже нескольких лет после либерализации цен.

Так же легко опровергается утверждение, что инфляцию подстегнул рост цен на энергоносители. Действительно, он может привести к повышению общего уровня цен, но только если издержка на энергоносители увеличивается для всех пользователей, что было бы возможным лишь при условии отсутствия любых ограничений в сфере ценообразования. Удорожание энергоносителей при фиксированной денежной массе должно привести лишь к относительному росту их цен. Для того же, чтобы цены росли в течение трех лет, необходим и постоянный рост номинального спроса.

Таким образом, высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.


2.3 Роль Центрального Банка в регулировании инфляции

          Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики.      Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.

          Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит Центральному Банку (ЦБ) в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны:

1.                 косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ) через предоставление своих ресурсов. Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру;

2.                 проведение операций на открытом рынке. Под такими операциями понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) у финансовых посредников и населения.

3.                 рефинансирование. ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Чем меньше процент по этим ссудам, тем больше денежная масса и наоборот. В настоящее время ставка рефинансирования равна 13%, что несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Банк России может снизить ставку рефинансирования в начале следующего года, если инфляция по итогам текущего года окажется на уровне 10%;

4.                 изменение уровня банковской ликвидности, т.е. способности банка погасить в срок свои обязательства, определяемая отношением и структурой активов и пассивов банка. В среднем уровень банковской ликвидности вырос на 68,6 млрд. руб. до 585,6 млрд. руб. Остатки средств на корсчетах и депозитах увеличились в результате поступления денег с валютного рынка: продаж долларов и масштабных интервенций Банка России. По данным специалистов ЦБ уровень банковской ликвидности будет держаться на уровне 1,5-2%.

         Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением ЦБ может осуществлять в нескольких формах.

          Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия ЦБ проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

          Во-вторых, Центральный Банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.

          Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, ЦБ выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

          Высокий уровень ликвидности[12] при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов ­путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

          Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

          В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.

          В целом можно сказать, что влияние ЦБ значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей ЦБ, без других комплексных мер могут не иметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

          Тем не менее, повышение регулирующей роли ЦБ - ­важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

          В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в   перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров.

         Одним из антиинфляционных методов является таргетирование - установление ЦБ целевых ориентиров прироста денежной массы.

         В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

         Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3%  говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.

         Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, ЦБ сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

            Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

         Неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей.

         Значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений.

         Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции.

         Внешнее давление на цены можно ограничивать двумя способами. Во-первых, за счет административных мер, не поощрения расходов бюджета, которые бы не носили компенсационный характер, как в случае с выплатами пенсионерам. Но нужно очень жестко понимать техническую сторону компенсаций, чтобы средства шли непосредственно потребителям товаров и услуг, цены на которые будут расти, и отказываться от государственного субсидирования и каких-либо льгот для предприятий, предоставляющих такие услуги. Во-вторых, это непосредственно управление курсом Банком России - он может сдерживать валютный рынок за счет управления процентными ставками.

         Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем ситуация ближе к кризису, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. К прямым методам относятся установление различных ограничений (лимитов), издание нормативно-законодательных актов, в том числе и законов о проведении денежных реформ.

         Косвенные методы включают:

¨     регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”;

¨     регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими ЦБ;

¨     обязательные денежные резервы коммерческих банков;

¨     операции ЦБ на открытом рынке ценных бумаг;

         Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно ЦБ не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

         Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

¨     прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.

¨     государственное регулирование цен, т.е. государство с помощью административных, законодательных и бюджетно-финансовых мероприятий может воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом;

¨     государственное регулирование пределов заработной платы. Оно включает дифференциацию уровня заработной платы в зависимости от качества, величины и эффективности трудового вклада, условий труда, природно-климатических условий и др. особенностей регионов; повышение заработной платы с ростом эффективности производств ее индексации с инфляционным ростом цен; обеспечение оптимальных воспроизводственных пропорций в распределении хозрасчетного дохода предприятия на цели потребления и накопления; сочетание самостоятельности предприятий с государственным регулированием заработной платы в пределах установленной законодательством компенсации государства;

¨     государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. Это меры, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.;

¨     государственное регулирование валютного курса. Низкий курс национальной валюты способствует дорогому
импорту и удешевляет за границей экспорт. Это приводит к росту цен на импортированные товары.

          В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией - регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли.

          Таким образом, роль Центрального Банка в регулировании инфляционных процессов велика. Он может воздействовать на них с помощью прямых и косвенных методов, а также политики таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров, сдерживающих рост денежной массы.


Заключение

          Таким образом, инфляция – это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, необеспеченной массой товаров и услуг, что проявляется в обесценении денег и росте цен. Она оказывает негативное влияние на экономическую, политическую, социальную и другие сферы жизни общества.

В зависимости от разных факторов существуют такие виды инфляции как инфляция спроса и инфляция издержек, ползучая, галопирующая, гиперинфляция, сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и неожидаемая, открытая и подавленная. В экономике чаще всего происходит взаимодействие и переплетение этих видов, и она развивается как полномасштабная инфляция.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический.

Инфляция является многофакторным процессом. Она может возникнуть под действием как денежных факторов (объем денежной массы, импортируемая инфляция, которую вызывают понижение валютного курса денежной единицы, которое повышает рыночные цены импортируемых потребительских товаров, и чрезмерное расширение денежной массы и т.д.), так и неденежных (падение роста производительности труда, снижение объемов производства, монополизм и т.д.)

В настоящее время наблюдается снижение темпов инфляции по сравнению с прошедшим годом. Но продолжают повышаться цены на продовольственные товары, автомобильный бензин, услуги пассажирского транспорта и многие другие товары и услуги; возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, но темпы роста потребительских расходов населения превышают темпы роста доходов; увеличился объем инвестиций, укрепляется номинальный курс рубля.

В зависимости от темпов инфляция имеет свои плюсы и минусы. Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы прибыли. По мере роста инфляция наносит серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.

Роль Центрального Банка в регулировании инфляционных процессов велика. Он может воздействовать на них с помощью прямых и косвенных методов, а также политики таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров, сдерживающих рост денежной массы, что позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях.

         В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом.

Список использованной литературы:

1.     Афанасьев М., Витте О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация //Вопросы экономики. 2001г. №3.

2.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. – 675 с.

3.     Видяпин В.И. Общая экономическая теория. - М.: 1999. - 652 с.

4.     Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. – М.: КНОРУС, 2005. – 288 с.

5.     Вьюгин О.В Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит № 11, 2002 г.

6.     Герасименко В. Инфляция в России: причины, характер перспективы

7.     Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.- М.: ЮНИТИ, 2001. – 622 с.

8.     Красавина Л.Н.  Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1997- 564 с.

9.     Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М., 1993.

10. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно – кредитная политика.- М.: Финстатинформ, 1995. -128с.

11. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – М.: Высшее образование, 2006 – 654 с.

12. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999. – 544с.

13. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.- М.: ЮНИТИ, 2001. – 622 с.


[2] Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. – М.: КНОРУС, 2005. – 288 с.


[3] Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999. – 544с.


[4] Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999. – 544с.


[5] Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.- М.: ЮНИТИ, 2001. – 622 с.


[6] Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно – кредитная политика.- М.: Финстатинформ, 1995.        -128с.

[7] #"#">www.cbr.ru


[8] #"#">www.cbr.ru

[9] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. – 675 с.


[10] www.gks.ru

[11] Красавина Л.Н.  Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1997- 564 с.


[12] Вьюгин О.В Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит № 11, 2002 г.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.