|
|
На практике чаще всего используется индекс валового национального продукта индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлен индекс продукта (его также называют дефлятором валового национального продукта). По сравнению с индексом потребительских цен индекс валового национального продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы, оборудование и т.д. Измерение оптовых цен отображает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
3. Виды инфляции.
Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен по различным группам (т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемость инфляции. Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий) т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции: ¾ умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах); ¾ галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты “привязываются” к росту цен, деньги ускоренно материализируются); ¾ гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становятся катастрофическими). По степени сбалансирования роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемой – наоборот. Повышение цен и проявление излишнего количества денег это лишь внешнее проявление инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции: ¾ государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные и прочие расходы, связанные с функциями с функциями современного государства; ¾ профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы; ¾ монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен. Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией. Различают два типа инфляции, во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
4. Инфляция спроса.
Инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары). Проиллюстрируем инфляцию спроса (рис. 1). Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены. 5. Инфляция предложения.
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, что часто встречается в мировой практике. Теория инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продаж, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.