Тем самым отвергается кейнсианская идея о
возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста, жертвуя определенным
повышением темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и
инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях
цен.
Кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг
проблемы совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное
производство и занятость, берет за основу кривую Филлипса (жесткая зависимость
между инфляцией и безработицей).[1]
Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний момент мы
не имеем абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных
процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины
и последствия. Каждая из перечисленных теорий имеет как свои сильные, так и
слабые стороны.
Таким образом,
любая современная школа не представляет собой единого монолита. Она, как
правило, включает различные ответвления, фракции, которые отстаивают свое
понимание основных положений доктрин и выдвигают особые варианты практических
мероприятий. Одновременно происходит процесс сближения, синтеза, размывающий
четкие границы между доктринами. Все эти особенности налагают свой отпечаток на
полемику по проблемам инфляции. Все теории и концепции становятся взаимосвязанными,
одна дополняет, продолжает другую или является альтернативной ей, обеспечивая
возможность широкого выбора методов объяснения, понимания и исследования инфляционных
процессов.[2]
Большинство экономистов
сходится во мнении, что причины инфляции нужно искать в трех видах монополий:
1.
Государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю
торговлю, налоги; на рост производственных, прежде всего военных, расходов;
2. Профсоюзная монополия, задающая размер и
продолжительность того или иного уровня зарплаты;
3. Монополия крупных фирм на определение
цены и собственных издержек.[3]
Однако объяснения причин
дисбаланса различны. Одни экономисты (Дж.М. Кейнс и его последователи)
объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости, т. е. со стороны спроса.
Другие – неоклассики
–
искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т.
е. со стороны предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину
следует искать в синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию, как
со стороны спроса, так и со стороны предложения.
Рост цен может быть связан с
превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между
спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример -
энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на
нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на
7-9%.
Независимо от состояния
денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста
производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов
в системе воспроизводства, монополизации рынка и т.п. Очевидно, что не всякий
рост цен – инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно
инфляционные причины роста цен.
Так, рост цен, связанный с
циклическими колебаниями коньюктуры, нельзя считать инфляционным. По мере
прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной”
растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в
фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих
фазах выхода из кризиса.
Повышение производительности
труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны
случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению
заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли
сопровождается повышением общего уровня цен.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние,
так и внешние.
Внутренние причины инфляции:
-
бюджетный дефицит и дополнительная эмиссия денежных
средств в наличной и безналичной форме для покрытия дефицита бюджета,
-
сокращение объемов производства, сопровождающееся
стагнацией (застоем в производстве с одновременным ростом безработицы и инфляцией)
и стагфляцией (состоянием экономики, при котором застой в производстве,
торговле имеет место при одновременном развитии инфляционного процесса),
-
возрастание издержек производства,
-
чрезмерные военные расходы, необоснованный рост
расходов на содержание аппарата управления, оборону, милицию, социальные
программы и субсидии,
-
чрезмерные инвестиции.
Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и
экспортируемые товары, обменом банками иностранной валюты на национальную,
мировыми кризисами. К внешним факторам относятся:
-структурные мировые кризисы,
сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал
поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых
пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;
- обмен банками национальной валюты на
иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что
ведет к инфляции.[4]
Рассмотрим подробнее важнейшие
инфляционные причины роста цен:
1.
Диспропорциональность
- несбалансированность
государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного
бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного
станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
2.
Инфляционно
опасные инвестиции –
преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию
дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению
денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной
причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного
долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3.
Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением
структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее
напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени
напоминает олигополистическую. Олигополия – это отрасль, в которой большая
часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна
оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.[5] Таким образом, олигополисты
напрямую заинтересованы в усилении "гонки цен", а также стремясь
поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита. Ограничивая
приток новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное
несоответствие спроса и предложения.
4.
Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать
профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют
контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров.
Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения
зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт
зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение
зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими
факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то
увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это
сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При
неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.
Тип инфляции, вызванной повышением заработной платы, представляет собой
разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
5.
“Импортируемая”
инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и
вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для
борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты,
иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация
делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
6.
Инфляционные
ожидания - возникновение у
инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты
привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения
заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание.
Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков,
одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на
комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких
инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
Существует
и несколько иной взгляд на природу инфляции. Как считают некоторые экономисты,
под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя
с этой точкой зрения, Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены
не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не
увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы
пользуемся. Он обращает
внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы
никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен
было бы логически невозможно.1
Экономисты различают два типа инфляций: спроса
и предложения.
Инфляция спроса – повышение
уровня рыночных цен под воздействием избыточного спроса покупателей по
сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое изменение динамики
цен объясняется тем, что производственный сектор экономики не в состоянии ответить
на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей товаров и услуг)
увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы уже
использованы.
В силу этого чрезмерный спрос (неудовлетворенная покупательская
способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции
и вызывает инфляцию спроса.
Существо инфляции спроса иногда образно поясняют: «Слишком
много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Этот тип инфляции имеет место в том случае, когда доходы
населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Рост
массового спроса часто является следствием адаптивных инфляционных ожиданий,
при которых потребители, желая опередить инфляционный подъем рыночных цен,
нагнетают ажиотажный текущий спрос и тем самым провоцируют усиление инфляции.
Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MS•V=P•Q
Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос
(AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика
функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое
возрастание предложения денег (MS) или скорости
обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может
обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P. Однако
увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой
составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется
подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.
С учетом
занятости можно выделить три ступени развития этих процессов. Сначала объем
национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного
спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен
возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество
бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в
действие при существующих на них ценах.
По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при
дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что
связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных
мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение
спроса.
Когда общие расходы достигают
третьей ступени, полная занятость распространяется на все секторы экономики.
Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее
увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает
наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на
потребление смещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены,
предложение же остается постоянным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|