рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Информатика в задачах управления

Информатика в задачах управления

Реферат сдавался в Бокситогорской средней общеобразовательной школе №2 на экзамене по информатике в 2006 г. и был защищен на «отлично»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по «основам  информатики и вычислительной техники»

 

 

 ИНФОРМАТИКА В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ


























                                                                                          Выполнил:



                                                                 Проверил:





 

 

 

 


Содержание


Введение................................................................................................................................................................................ 3


1. УПРАВЛЕНИЕ В ИНФОРМАТИКЕ......................................................................................................................................................4

  1.1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ..........................................................................................................................4

  1.2 УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС....................................................................4

       1.2.1 РАЗОМКНУТАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ........................................................................................5

       1.2.2 ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................................6

2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ..............................................................................................................6

2.1 ВИДЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВИДЫ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.........................................................................................................................................................7

2.1.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.............................................7

2.1.2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.............................................................9

2.1.3 АВТОМАТИЗИРОВАНИЕ ОФИСА.................................................................................................10

2.1.4 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ..............11

2.2 Использование ЭВМ при управлении предприятием как объективная    необходимость               13

2.3 Готовность предприятия к использованию автоматизированной системы управления          15

2.4 Преимущества разработки автоматизированной системы управления специализированной фирмой...................................................................................................................................................................................... 17

2.5 Комплексная и системная автоматизация.................................................................................... 19

2.6 Программные средства для создания автоматизированных систем..................... 22

Заключение........................................................................................................................................................................... 25

Список использованных источников:.......................................................................................................... 26











Введение



    Трудно представить современную жизнь без техники, в частности, без информационных технологий. На каждом шагу мы сталкиваемся с компьютерной индустрией: мобильные телефоны, компьютеры, справочные системы, различные гаджеты и т.д. Сами того не замечая, мы пользуемся последними достижениями техники. Так почему некоторые люди до сих пор с опаской относятся к внедрению информационных технологий в процесс управления? Проявление это консерватизма или боязнь новшеств, страх перед своей некомпетентностью в данных вопросах?

   Я выбрал данную тему для реферата не случайно. Она частично связана с моей будущей профессией, и мне было любопытно рассмотреть вопрос управления с точки зрения информатики. Нужно заметить, что термин «управление» имеет хотя и схожее, но неоднозначное значение в науке экономике и информатике. Это была первая проблема, с которой я столкнулся.

В своей работе я использовал научные статьи, статьи из журналов и опыт работы моих знакомых, которые работают в сфере автоматизирования предприятий.

    Реферат состоит из двух частей. В первой я рассмотрю управление как информационный процесс.

   Во второй части я рассмотрю частный случай влияния информатики на политику управления -  автоматизацию предприятия.

       Цель моей работы – изучить процесс управления при использовании информационных технологий и ответить на вопрос: помогает ли информатика в решении задач управления?
















 

1.   Управление в информатике

1.1 Понятие управления.


Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связаны с процессами управления. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

    В повседневной жизни мы встречаемся с процессами управления очень часто: пилот управляет самолетом, а помогает ему в этом автоматическое устройство – автопилот; директор и его заместители руководят производством, а учитель – обучением школьников; процессор обеспечивает синхронную работу всех узлов компьютера, а каждым его внешним устройством руководит специальный контроллер.

    Управление – это целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, а другие – управляемыми. Модели, описывающие информационные процессы управления в сложных системах, называются информационными моделями процессов управления.

    В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие этих двух объектов – управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи – информация о состоянии управляемого объекта.

    Процесс управления имеет определенные общие закономерности. Их изучением занимается специальная наука, которая называется кибернетикой.



1.2 Управление как информационный процесс.


    Управление является информационным процессом. Действительно, для принятия тех или иных решений и их реализации требуется постоянно проводить различные действия с информацией: получить и обработать данные о состоянии регулируемого объекта и окружающей его среды, передать контролируемому объекту управляющие команды для изменения его состояния в соответствии с целью управления. Часто при организации процесса управления требуется также хранить поступающую информацию, для того, чтобы использовать её в дальнейшем. Таким образом, в ходе управления применяются все наиболее важные виды работы с информацией, фигурирующие в определении информационного процесса.

Необходимо отметить, что первоначально все исследования в области информации относились к кибернетике. Однако с развитием науки область её проблем расширилась, изучались все новые аспекты работы с информацией. В результате возникла более общая наука – информатика, в которую в качестве составной вошла кибернетика. Системы, изучаемые в кибернетике, могут быть очень сложными, включающими в себя множество взаимодействующих объектов. Однако для понимания базовых понятий теории можно обойтись простейшей из таких схем, которая содержит всего два объекта – управляющий и исполнительный (управляемый). Примером может послужить система, состоящая из светофора и автомобиля.


1.2.1 Разомкнутая система управления


В простейшем случае управляющий объект посылает свои команды исполнительному объекту, без учета его состояния. В этом случае сообщения передаются  только в одном направлении.

Такой процесс не учитывает состояния управляемого объекта и обеспечивает управление по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому). Подобные системы управления называются разомкнутыми. Информационную модель разомкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:



Разомкнутыми системами являются всевозможные информационные табло на вокзалах и аэропортах, которые управляют перемещениями пассажиров. К рассматриваемому классу систем можно отнести и современные программируемые бытовые приборы.

Как правило, описанная схема управления не очень эффективна и нормально работает только до возникновения экстремальных условий. Так, при больших потоках транспорта возникают пробки, в аэропортах и на вокзалах приходится дополнительно открывать справочные бюро и т.п.


1.2.2 Замкнутая система управления. Обратная связь.


Более совершенные системы управления отслеживают результаты деятельности управляемой системы. В таких системах дополнительно появляется ещё один информационный поток – от объекта управления к системе управления; его принято называть обратной связью. Именно по каналу отдельной связи передаются сведения о состоянии объекта и степени достижения цели управления.

В том случае, когда управляющий объект получает информацию о реальном положении управляемого объекта по каналу обратной связи и производит необходимые перемещения по прямому каналу управления, система управления называется замкнутой. Информационная модель замкнутой системы управления наглядно представлена на схеме:



Главным принципом управления в замкнутой системе является выдача управляющих команд в зависимости от получаемых сигналов обратной связи. В такой системе управляющий объект стремится компенсировать любое отклонение управляемого объекта от состояния, предусмотренного целями управления.

Обратную связь, при которой управляющий сигнал стремится уменьшить отклонение от некоторой постоянной, принято называть отрицательной.

Примером замкнутой системы управления является обучение в классе. Управляющую систему представляет учитель, а ученики являются объектом управления. Прямой канал передачи информации – это передача знаний учителем, а обратная связь – ответы учеников, результаты контрольных работ, сочинений и т.д. Благодаря обратной связи в результате анализа проведенной контрольной работы учитель может провести дополнительный урок по данной теме.

Рассмотрев, в чем заключается понятие «управление» с точки зрения информатики, можно перейти к главной части моего реферата – автоматизация предприятия.

 

2. Автоматизация предприятия


Автоматизация сопровождает человеческое общество с момента его зарождения, она внутренне присуща его развитию. В методологии ее определяют как замещение процессов человеческой деятельности процессами технических устройств. С каждым новым открытием человек снимал с себя очередную "обязанность" и перекладывал ее на подручные средства, на животных, потом на машины. Появился компьютер, и человеку так захотелось и свою главную функцию переложить на машину, что даже споры разгорелись: может ли компьютер думать? Однако процесс познания нельзя переложить на машину, поскольку именно он направляет развитие. Если познавать будут машины, то и развиваться будут они, а не человек. Императив развития предполагает, что сначала человек должен познать процесс и только потом он сможет переложить его реализацию на машины. Невозможно автоматизировать ни один процесс, пока не получены знания о том, как, а главное, почему его осуществляет человек. Автоматизация идет следом за знанием, но никогда не предшествует ему. Кроме того, нужно понимать, что автоматизация - не самоцель. Она должна служить определенным целям. Российским фирмам она необходима, но, как и во всяком деле, ко всему нужно подходить с умом. Иначе автоматизация не принесет желаемых результатов или, может быть и так, даже усугубит положение.

Очевидно, что «ложная» автоматизация, не нужна. Вопрос надо ставить так: как изменить технологию управления фирмой, чтобы решить задачу выживания предприятия, или задачу улучшения финансовых показателей, или задачу построения стратегически устойчивого предприятия, или задачу контроля над предприятием со стороны собственников. Поставив вопрос таким образом, понимаешь, что без оперативной и достоверной информации решить его невозможно. А из каких источников поступает эта информация - из системы, или собирается вручную - это уже вопрос в каком-то смысле второстепенный. Поэтому немаловажно, с чьей позиции рассматриваются результаты автоматизации. Если задачей автоматизации является повышение управляемости, то, как правило, результат от автоматизации есть!

Для начала рассмотрим виды автоматизированных информационных технологий. Это необходимо, чтобы понять как, собственно, работает система автоматизации, каковы её составляющие, что главное в данном процессе.


2.1 Виды автоматизированных информационных технологий и виды их обеспечения

Существуют следующие виды информационных технологий:

·    Информационная технология обработки данных

·    Информационная технология управления

·    Автоматизирование офиса

·    Информационная технология поддержки принятия решений

Каждый из них имеет свой вид обеспечения. Рассмотрим их подробнее.

2.1.1 Информационная технология обработки данных

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне исполнительной деятельности (рис.1) персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повышает производительность труда персонала, освобождает его от рутинных операций, возможно, даже приводит к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

·  обработка данных об операциях, производимых фирмой;

·  создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

·  получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Рис.1 Квалификация персонала по уровням управления

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой (рис. 2) данных, отличающих данную технологию от прочих:

·  выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме законом предписано иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология;

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.