Видимость сайта во всемирной
паутине во многом зависит от формулировки метатегов - своеобразных слов-меток,
по которым поисковик отыскивает сайт при выполнении того или иного запроса,
формулировка таких меток -задача не столько программиста, сколько
контент-менеджера, который должен адекватно оценить целевую аудиторию сайта и
ее возможные запросы.
Итак, первая двадцатка сайтов,
отобранных по релевантности поисковой системой Яндекс на запрос
"Ярославль", в целом может предоставить потенциальному культурному
туристу всю необходимую ему основную информацию о городе. Другое дело, что эти
ресурсы не всегда выполняют декларированные ими функции. Так, практически все
городские информационные системы грешат необъяснимым отсутствием активных
ссылок в каталогах организаций. К примеру, в рубрике "Культура, искусство"
нет ни одной работающей ссылки на сайты музеев, театров, хотя эти ресурсы,
безусловно, имеются. В результате подобные порталы утрачивают свое
навигационное значение, представляя ярославский интернет более плоским и
бедным, чем он есть на самом деле.
Для того чтобы выяснить, какие
ресурсы и в какой степени могут повлиять на туристический имидж региона,
следует определиться с критериями.
В основе системы критериев лежит
набор потребностей и запросов современного культурного туриста:
ü
визуальность представления
информации, дизайн сайтов, разнообразие и привлекательность используемых
изображений;
ü
полнота информации с точки
зрения потребностей туриста (в культурно-познавательном плане):
ü
- общая информация о
городе и регионе, маршрутах, достопримечательностях и возможностях для отдыха;
ü
гостиницы;
ü
проезд, транспорт,
расписания, карты, схемы, маршруты;
ü
туристический продукт
(виды отдыха и развлечений, организации сферы досуга, основные культурные
события в течение года, маршруты, достопримечательности, памятники, культурные
события, сувениры, экскурсии);
ü
бытовые услуги (питание,
медобслуживание, связь, прокат);
ü
коммуникативность ресурса:
наличие обратной связи, интерактивных сценариев, дистанционных услуг (форумы и
гостевые книги, интерактивные карты, путеводители, возможность заказа билетов,
бронирования номеров, покупки сувениров через интернет);
ü
наличие перевода на
иностранные языки;
ü
оригинальность
интерпретации информации, наличие "изюминки";
ü
обновляемое сайта,
свежесть информации.
Визуальный облик сайтов,
разумеется, сильно разнится и зависит от многих факторов. Тем не менее,
подавляющее большинство сайтов, попавших в первые десятки, - это хорошо
продвигаемые, профессионально выполненные ресурсы. Но фотографий города мало
даже на городском сервере "Туристический Ярославль", и зачастую
вообще визуально отсутствует какая-либо ярославская специфика, какие-либо
намеки на "региональный стиль".
Что касается коммуникативных и
интерактивных качеств ресурсов, то, помимо системы бронирования гостиниц, есть
возможность узнать расписание поездов (к сожалению, без возможности
забронировать билеты), посмотреть карту города и схему движения городского
транспорта. Но такого интерактива все же недостаточно. Не хватает более широких
возможностей - задать интересующие вопросы специалистам в сфере туризма,
заказать экскурсии, зарезервировать билеты
(как транспортные, так и на культурные мероприятия), купить сувениры, сконструировать индивидуальный
туристический маршрут.
Важность
перевода сайта на иностранные языки комментировать не приходится: например, именно
благодаря его наличию в системе видны сайты администрации Ярославской области и ярославского вуза.
К сожалению, наличие иноязычной версии сайта
еще не стало хорошим тоном в городском интернете. Исключением являются
ресурсы административных органов и турфирм,
а также некоторые сайты организаций культуры (например, на коллективном
музейном портале "Вместе" перевод имеется, а сайт Ярославского художественного музея полностью
англоязычный).
Важным для
имиджформирующей роли сайта является оригинальность интерпретации информации. Однообразие трактовки
ярославских достопримечательностей делает
образ города стереотипным.
Так, во всех
интернет-ресурсах города присутствуют фотографии храмов (преимущественно
церквей Ильи Пророка и Богоявления), сделанные с одного ракурса, в итоге создается
впечатление, что, кроме этих двух памятников, в городе нечего посмотреть. Интернет - это та среда, в
которой можно эффективно и эффектно ломать
подобные стереотипы посредством включения в туристический образ города новых объектов, событий, продуктов.
И наконец,
обновляемость ресурса является свидетельством его жизнеспособности и
востребованности - истина старая, но требующая непрестанного повторения.
Чрезвычайно
полезно применить все вышеперечисленные критерии для оценки сайтов учреждений культуры, в частности музеев.
Сайты музеев
довольно часто могут выступать своеобразными интернет представительствами региона,
особенно в том случае, если регион известен именно своим туристическим потенциалом.
Так
случилось, например, во Владимире, когда на запрос о городе все поисковые
системы выдавали в первой десятке сайт Владимиро-Суздальского
музея-заповедника. Подобное происходит со многими небольшими городами и
поселками, в которых музей является "градообразующим предприятием" и,
зачастую,
лидером местного интернет-пространства. Ярчайшим примером служит Соловецкий музей-заповедник.
Определенные
технические сложности возникают с наполнением сайтов интерактивными
компонентами (впрочем, гостевые книги уже считаются нормой, хотя с
интернет-услугами пока сложнее), а также с переводом контента на
иностранные языки.Критерий, который выше был обозначен нами как "полнота
туристической информации", для музейного интернет-ресурса является
наиболее важным. Он неразрывно связан как с содержанием, так и со структурой сайта. Например, традиционные разделы
любого музейного сайта -"Коллекции",
"Экспозиции", "Выставки", "История музея" - явно
придуманы музейными специалистами для музейных специалистов. Если
исходить из мысли, что музейный сайт рассчитан
на гораздо более широкую аудиторию, в т. ч. иногороднюю, то его содержание и
структура должны быть ориентированы и на
"приземленные" интересы рядовых посетителей. Поэтому информация: а о времени
работы музея;
ü
его
местоположении (не только адрес, но и карта, транспортная схема, пути подъезда);
ü
наличии
инфраструктуры (точки питания, магазины, автостоянки);
ü
предоставляемых
услугах (бронирование билетов, заказ экскурсий) -должна стать первоочередной.
В то же
время на подавляющем большинстве музейных сайтов главная страница чаще всего
содержит новости или раздел неопределенного содержания с невразумительным,
ничего не говорящим названием "Наш музей".
Практика
показывает, что полнота информации, демонстрируя подлинную заботу о приезжих,
нисколько не помешает местным жителям -им подобные сведения требуются не меньше.
Существует
мнение, что музейный ресурс не должен делать ссылки на сайты турфирм или гостиниц - на том основании, что
музей "не обязан бесплатно размещать
рекламу своих конкурентов". Подобная демонстрация
"независимости" музеев есть результат непонимания следующего факта.
Каждый из
субъектов туристического рынка производит услуги и продукты, комплементарные для услуг и продуктов,
поставляемых другими субъектами. Здесь
каждый играет свою собственную роль, но в итоге работает на других.
На
сегодняшний день Ярославль воспринимается преимущественно как часть раскрученного
туристического маршрута "Золотого кольца". Несомненно, именно этот
фактор способствует популярности города среди туристов. И он же приводит к
неблагоприятным последствиям: маршруты однотипны и не оригинальны, что не устраивает
многих современных туристов с неординарными запросами.
Ярославль
следует рассматривать как туристический бренд, торговую марку, репутация и
привлекательность которой напрямую зависят от методов ее продвижения.
Имидж
является ресурсом развития региона, служащим для привлечения не только туристов, но и
партнеров, инвесторов. Интернет, пожалуй, наиболее дешевый и эффективный способ
формирования имиджа региона, но и наименее управляемый.
На
сегодняшний день не существует каких-либо точных рецептов управления развитием
веб-пространства. Это самая анархическая сетевая система современного мира,
здесь невозможны цензура или административные методы. Иерархии сайтов не существует (если не считать позиций
в списках поисковиков или закладках пользователя), но есть иерархия
организаций, которым эти сайты принадлежат.
Например, в
случае с имиджем региона наиболее очевидна заинтересованность региональных (городских и областных) властей,
в подчинении которых находится ряд
организаций, имеющих интернет-представительства. И здесь возможны такие
простейшие методы решения проблемы, как формулировка
обязательных требований к интернет-ресурсам и контроль их качества. Но,
разумеется, это крайне ограниченный путь.
Другая
возможность развития интернет-ресурса - это конкуренция. Так, упомянутый Владимиро-Суздальский
музей-заповедник, став лидером регионального
интернета по спискам поисковиков, вызвал ответную реакцию со стороны владимирских турфирм: их деятельность в
глобальной сети заметно активизировалась, а уровень представления
туристической информации на сайтах заметно вырос.
Спонтанное
конкурирование может быть искусственно стимулировано. К примеру, с помощью
объявления регионального интернет-конкурса, а также поддержки сайтов, наиболее
полно отвечающих запросам имиджевой политики учреждения.
Таким
образом, речь идет о формировании региональных стандартов интернет-ресурсов. Кроме того, помимо чисто
технических стандартов, касающихся необходимого
набора определенных качеств, возможна выработка приоритетов в отношении
содержания сайтов.
Расширение событийного ряда:
размещение календаря туристических событий (бег русских троек "Золотая
грива", фестиваль "Преображение", фестиваль "Джаз над Волгой",
День города, День пива и др.).
Введение в "туристический
оборот" не задействованных в нем объектов инфраструктуры: турагентства уже
пытаются своими методами заинтересовать иностранцев, уставших от храмов на
волжском маршруте, и водят группы, например, к зданию ТЮЗа; в городе можно
найти и другие, не менее интересные объекты " не обязательно по
эстетическим характеристикам: ледовый дворец "Арена-2000 Локомотив",
Петропавловская церковь (аналог Петропавловского собора в Петербурге), необычное
здание областного архива. Таких объектов можно найти множество, и их
презентация в интернете может сместить туристические маршруты с исхоженных
троп.
Продвижение темы. Тема 1000-летия
Ярославля оказалась чрезвычайно важной для развития туризма в городе, поскольку
к 2010 г. планируется создать значительное количество объектов туристической
инфраструктуры, провести реставрационные и реконструкционные работы в
историческом центре.
Юбилей - особый повод для притока
в регион больших капиталов и хороший информационный повод, привлекающий
дополнительное внимание к городу.
Использование бренда ЮНЕСКО.
Включение исторического центра Ярославля в июле 2005 г. в Список всемирного
наследия ЮНЕСКО открывало широкие возможности для позитивного пиара по всему
миру.
Важным условием продвижения образа территории могут
стать:
ü
интерпретация и промоушн
культурных ресурсов;
ü
формирование региональных
интернет-стандартов;
ü
выработка форм отношений
субъектов виртуального пространства "в реальном мире". В целом,
приведение музейного сайта в соответствие с обозначенными
критериями - всего лишь вопрос
критического взгляда на вещи. В большинстве случаев подобная работа не требует
значительных финансовых затрат и профессиональных кадров, но имеет огромную
отдачу. Сайт, способный удовлетворить потребности в информации потенциального
туриста, не только служит инструментом маркетинга, не только продвигает услуги
учреждения культуры, но и содействует реализации его РК-стратегии.
Вопрос влияния на процесс
формирования и развития, имиджформирующих характеристик местных ресурсов
рассмотрен здесь лишь в первом приближении, и хотелось бы надеяться, что в
дальнейшем эта тема получит развитие с точек зрения менеджмента
интернет-ресурсов и регионального имиджмейкинга.
3.
Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по
формированию положительного имиджа
Для своего постоянного развития
учреждениям культуры приходится искать новые формы взаимодействия с обществом.
Проводником подобных отношений стали средства массовой информации, напрямую
сообщающие о культурных событиях и формирующие общественное мнение. Поэтому
важнейшими задачами каждого учреждения культуры являются:
ü
постоянное взаимодействие
с масс-медиа;
ü
выстраивание
цивилизованных партнерских отношений;
ü
использование новых технологий
и методов работы. Концепция работы с прессой
Саратовский государственный
художественный музей им. А.Н. Радищева остро почувствовал необходимость
выстраивания взаимоотношений со СМИ более трех лет назад. Отсутствие налаженных
контактов проявлялось и в нехватке информации о музее, и в непрофессионализме
подачи и описания тех или иных культурных событий, и, как следствие, в
отсутствии должного внимания и интереса к музею со стороны его потенциальных
посетителей.
Для решения проблемы в
Радищевском музее были разработаны собственная модель прямого взаимодействия с
общественностью, а также концепция работы с прессой.
Основными задачами взаимодействия с общественностью
были:
ü
создание положительного
имиджа музея;
ü
широкое распространение
сведений о коллекции и информирование местного сообщества о культурных событиях
в музее;
ü
стремление к
удовлетворению интереса общественности к художественной жизни и искусству;
ü
помощь в становлении
культурной журналистики в регионе.
Концепция работы с прессой предполагала проведение
работ в трех направлениях:
ü
взаимодействие и
установление партнерских отношений с различными СМИ;
ü
подготовка и осуществление
совместных проектов;
ü
использование новых
технологий и методов в работе музея с общественностью.
Для реализации этих задач была проведена
необходимая подготовительная работа. Первоначально сотрудники музея
структурировали все виды информации, используемой различными изданиями, на
основе чего определили необходимые музейные информационные ресурсы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|