Инновационный менеджмент
Министерство образования Российской Федерации
Государственный Университет Управления
Институт национальной и мировой экономики
ш
Курсовая работа
По
дисциплине: менеджмент
на
тему: инновационный
менеджмент
Выполнила студентка группы НЭ 2-1
Гончукова Татьяна
Проверила преподаватель
Мисникова Наталья Александровна
Москва 2001 год
Оглавление:
1.Введение-----------------------------------------------2
2.Инновационный менеджмент и
научно- техническая политика---------------------------------4
2.1. Инновационный
менеджмент-------------------4
2.2.Научно- техническая
политика-----------------7
3. Разработка и внедрение новой
продукции-----12
3.1.Основные этапы
инновационного процесса-13
3.2. Сфера инновационной
деятельности--------16
4.Организационные формы
инновационного менеджмента------------------------------------------20
4.1. Системы управления
процессом инновации-----------------------------------------------20
5.Инновационный
менеджмент в компании «3М»--------28
5.1.История
создания компании «3М»----------------------28
5.2. Инновационная
стратегия роста-----------------------29
6.Заключение------------------------------------------------------33
7. Список
используемой литературы-------------------------35
1.Введение
Появление
в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент»
продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической
сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени,
увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия
функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями,
происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых
продуктах и новой технике является основой экономического развития.
Инновационный
процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и
состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В
результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение –
инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет
диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной
инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет
циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких
систем организации и управления экономикой.
Современные
инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа
закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными
организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать
возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для
рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм,
заинтересованной в обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих
нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором
участвуют инновационные менеджеры.
Инновационные
менеджеры могут действовать в различных организационных структурах, создавая
творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств,
формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки.
2.Инновационный менеджмент и г научно-техническая политика
Основные
положения теории инноваций были высказаны еще в 1930-е годы известным
экономистом Й.Шумпетером, затем дальнейшее развитие теория получила в конце
1970-х – начале 1980-х гг. в работах западноевропейских исследователей
(Г.Менша, Х.Фримена, Я. Ван Дейна, А. Клянкнехта и др.). В советской
экономической литературе анализ инновационной теории нашел наиболее полное
отражение в работах С.П. Аукуционека.
2.1.Инновационный менеджмент
Инновационный
менеджмент - одно из
направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне
руководства компанией. Его целью является определение основных направлений
научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие
производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей
продукции.
Главное
внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и
мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции
становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все
остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в
целом предполагает:
·
разработку планов и
программ инновационной деятельности;
·
наблюдение за ходом
разработки новой продукции и ее внедрения;
·
рассмотрение проектов
создания новых продуктов;
·
проведение единой
инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных
подразделениях;
·
обеспечение финансами и
материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
·
обеспечение
инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
·
создание временных
целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до
серийного производства продукции.
Как и для
любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента характерны
четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация,
исполнение, руководство.
Рис.1
Схема инновационного менеджмента.
На каждой
стадии цикла решаются определенные задачи.
1.
Планирование – составление плана реализации стратегии.
2.
Определение условий и
организация – определение
потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,
постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3.
Исполнение – осуществление исследований и разработок,
реализация плана.
4.
Руководство – контроль и анализ, корректировка действий,
накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных
управленческих решений, применения новшеств.
Особенность
современного этапа развития инновационной деятельности – образование в
крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый
процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех
этапов цикла «наука - производство». Создание целостных
научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено
научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
В
современных условиях в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась
тенденция к переориентации направленности научно-технической и
производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении
к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых
наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических
услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны,
отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Особенно
заметны эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских
машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и
производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника,
особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника,
энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за
счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию
капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и
оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек
производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их
конкурентоспособности.
2.2.Научно- техническая
политика
Научно-техническая
политика выступает,
во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики фирмы и,
во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в
производственном отделении.
Она
ориентирует деятельность производственного отделения по тем направлениям,
которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и
выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению
экономического потенциала фирмы
Научно-техническая
политика решает следующие задачи:
·
быстрая и четкая
адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;
·
внесение соответствующих
корректив в текущие и среднесрочные планы;
·
минимизация затрат в
связи с изменением планов.
Обычно
научно-техническая политика разрабатывается по трем направлениям: ориентация
производства на выпуск новых товаров, ориентация производства на быстрое
техническое обновление выпускаемой продукции и ориентация производства на
выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на
отдельных рынках.
Разработка
научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих
вопросов.
1.
Выпуск принципиально
новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание
новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и
активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших
затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности,
достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской
работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое
производство.
2.
Выпуск новых для
данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается
ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация
следования за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании
продуктов аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо
имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует
наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого
реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею
лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет
крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой
продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок,
пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на
постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.
3.
Ориентация
производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как
целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации
продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов,
выпускаемыми конкурирующими фирмами.
Ориентация
производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения
целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной
необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии
производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие
расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие
издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и
деталей при выпуске многих модификаций изделий.
Научно-техническая
политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных
характеристик уже освоенной продукции и реализовываться на основе составления
программ освоения новых изделий и технологических процессов.
Ориентация
производства на выпуск изделия с улучшенными свойствами и отличающихся новизной
благодаря модернизации конструкции не требует крупных ассигнований на НИОКР, а
предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы
дизайнеров и инженеров.
Модификация
изделий может проводиться и внесением незначительных изменений, повышающих
удобство пользования изделиями (миниатюрность) и внедрение на заранее
определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов. Другими словами,
производится модификация выпускаемых изделий применительно к конкретным рынкам.
4.
Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но
пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о
целесообразности сохранения налаженного производства продукции по традиционной
технологии или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет
определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии
жизненного цикла одного и того же продукта на различных рынках
Правильно
сформулированная научно-техническая политика имеет для производственного
отделения важное значение, поскольку позволяет оценить перспективы развития
рынка и возможности фирмы сконцентрировать ресурсы на наиболее важных
направлениях хозяйственной деятельности. Такая политика должна обеспечивать
непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой фирмой продукции, что
выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения
продукции и внедрения ее в массовое производство. Реализация научно-технической
политики осуществляется путем разработки в производственном отделении
программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения.
Такие программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала фирмы
для последующих нововведений.
Страницы: 1, 2, 3
|