рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Иностранные инвестиции в РФ: структура, направления и эффективность использования

Роль правительства

Многие правительства используют лизинг как средство активизации инвестиций в капитальное оборудование и содействуют развитию этой индустрии. Лизинг также развивает конкурентоспособность рынка финансовых услуг, открывает новые возможности для финансирования бизнеса, способствует распространению технологии.

К 1998 году Министерство экономики выдало около 500 лицензий на осуществление лизинговой деятельности. Боль­шинство российских лизинговых компаний расположены в Москве и центральной части России. Объемы лизинговой дея­тельности постепенно увеличиваются, хотя все еще остаются небольшими. По оценкам Российской Ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), созданной в 1994 году и представляющей на сегодняшний день около пятидесяти компаний, в 1995 году лизинговые компании — члены Ассоциации заключили договоры о лизинге оборудования на общую сумму 170 млрд. рублей (42 млн. долларов). В 1996 году эта цифра возросла до 670 млрд. рублей (130 млн. долларов), а в 1997 году объем лизинговой деятельности составил 2,8 трлн. рублей (500 млн. долларов). По прогнозам представителей Ассоциации Рослизинг, в 1997 году на долю лизинга должно было приходиться около 5% от общего объема инвестиций в России, однако, по последним данным Ассоциации, доля финансового лизинга в общем объеме инвестиций составила менее одного процента.

Серьезное стимулирующее воздействие на развитие лизинга оказали два постановления Правительства РФ. Первое их них, Постановление №1133 (ноябрь 1995 г.), разрешает лизингополучателям относить лизинговые платежи на себестоимость продукции в полном объеме. Второй документ. Постановление .№ 752 (июнь 1996 г.), позволяет участникам лизинговой сделки 1рименять ускоренную амортизацию переданного в лизинг оборудования. Эти документы представляли собой только первые шаги на пути создания четкой законодательной базы и благоприятного климата для успешного развития лизинга. 5 ноября 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О лизинге». Теперь дальнейшая судьбы лизинга в России зависит от того, насколько прогрессивным будет новый Налоговый кодекс.

О законе «О лизинге».

Итак, предметом лизинговых инвестиций могут быть любые не потребляемые вещи, т. е. движимое или недвижимое имущество, в том числе имущественные комплексы, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Согласно положениям Гражданского кодекса РФ объектами финансовой аренды не могут быть только земельные участки и другие природные объекты. Федеральный же закон расширяет этот перечень имуществом, запрещенным для свободного обращения, и имуществом, для которого установлен особый порядок обращения. К такому имуществу относится, например, оборудование для опасных производств, отдельные виды сырья и т. п., что существенно снижает возможности инвестирования в отдельные отрасли производства.

По закону к числу субъектов лизинга, в отличие от норм ГК, относятся кроме лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора) также продавец (поставщик) имущества, составляющего предмет лизинга, а иногда и кредитор лизингодателя. Таким образом, лизинговые отношения всегда имеют определенный по финансовым функциям минимум тройственный субъектный состав. Все стороны лизинговых отношений имеют взаимные права и обязанности. Кроме того, некоторые из них (например, продавец и лизингополучатель) могут совмещать свои функции в одном лице. Согласно ст. 9 Федерального закона не допускается совмещение обязательств лизингодателем и лизингополучателем, а также кредитором и лизингополучателем предмета лизинга кроме случая возвратного лизинга. Последнее положение требует отдельного рассмотрения.

Закон устанавливает три основных вида лизинга: финансовый, предусматривающий традиционный случай финансовой аренды с возможностью перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю; возвратный как разновидность финансового лизинга, при котором продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель; оперативный, при котором покупка предмета лизинга производится на свой страх и риск лизингодателем, а сам предмет по истечению срока договора подлежит возврату лизингодателю без возможности перехода права собственности на него.

Таким образом, в соответствии с законом допустим в правовом отношении случай, когда одно и то же лицо является кредитором будущих инвестиционных вложений, продавцом (поставщиком) имущества, составляющего предмет лизинга, и его получателем. В этом случае лизингодатель играет роль "перевалочного пункта" и оформителя финансовых операций одного и того же хозяйствующего субъекта. Такой финансовой операцией можно запросто прикрыть любую другую. Так, средства "крутятся", а оборудование потихонечку списывается (разумеется, "по взаимному соглашению сторон") по механизму ускоренной амортизации.

В Гражданским кодексе вообще не содержится каких-либо ограничений на совмещение обязательств участниками лизинговых операций.

 

Заключение

В России, несомненно, существует необходимость в развитии рынка финансовых инструментов. Это может быть эффективно реализовано путем продвижения лизинга в качестве альтернативного средства финансирования. В этих целях усилия по развитию лизинга должны быть направлены на разработку правовой, регулирующей базы, а также схемы налогообложения, бухгалтерского учета, которые позволили бы лизингу, как минимум, проявить себя даже в качестве альтернативного источника финансирования. Лизинг является важнейшим финансовым инструментом для развития малых и средних предприятий, которые являются ключевым фактором для экономического роста в странах с развивающимся рынком.


II.    Что такое франчайзинг?

Франчайзинг - franchising - (также франчайзинг, франшизинг, льготное предпринимательство, коммерческая концессия):

а) форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором;

б) процесс создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владельцев независимых предприятий.

Франшиза - franchise - (также фрэнчайз):

а) право на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг более крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию;

б) организационная форма малого бизнеса, дающая индивидуальному предпринимателю право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной фирмы, т.е. предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.

 

Какой бывает франчайзинг?

ТОВАРНЫЙ франчайзинг - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франшизодатель передает, а владелец франшизы получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ франчайзинг - отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство, сбыт под торговым знаком франшизодателя продукции с использованием поставляемого им сырья, материалов или технологий.

ДЕЛОВОЙ франчайзинг - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства.

КОРПОРАТИВНЫЙ франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

КОНВЕРСИОННЫЙ франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизодателя.

РАЙОННЫЙ франчайзинг - форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель получает право на освоение определенного района, т.е. создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

СУБФРАНЧАЙЗИНГ - форма организации франшизного бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи субфраншиз компании-франчайзора.

 

Как работает франчайзинг.

Крупное предприятие (франчайзер), уже завоевавшее прочное место на определенном рынке и имеющее известную среди потребителей торговую марку, в целях расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи, оператор) на производство и реализацию строго оговоренных видов товаров и услуг, соответствующих стандартам качества крупной фирмы. Согласно договору, франчайзер передаст франчайзи право пользования торговой маркой, оборудование, технологию, ноу-хау, а также оказывает постоянную деловую и профессиональную помощь, проводит обучение персонала, обеспечивает рекламу и проведение маркетинговых исследований (1). Отметим, что речь идет, прежде всего о так называемом деловом франчайзинге, при котором продавец франшизы предлагает предпринимателям использовать уже проверенную на практике модель организации собственного дела, т. е. полностью скопировать схему ведения бизнеса. Таким образом, экономические преимущества франчайзинга очевидны: для франчайзера — расширение сбыта продукции практически без дополнительных инвестиций, для франчайзи — минимальный риск разорения на первоначальном этапе деятельности, наконец, для потребителей — своевременное удовлетворение спроса с учетом особенностей местного рынка.

 

Франчайзинг в России

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.

Суть франчайзинга можно кратко сформулировать следующим образом: в обмен на преимущества уже на деле проверенной концепции и методики ведения бизнеса с относительно известной и уважаемой торговой маркой Франчайзи делится с Франчайзором частью своей прибыли и частью своей независимости.

Франчайзинг в России делает первые шаги. С его развитием предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для создания так называемого среднего класса - основы стабильности и процветания общества.

Франчайзинг

 

Для франчайзоров

Для франчайзи

Преимущества

1. Быстрое расширение бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов.
2. Снижение риска, так как собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени.
3. Освобождение от необходимости оперативного управления.
4. Получение дополнительных доходов за счет выплат франчайзи.

1. Возможность начать собственное дело.
2. Готовая "ниша". Франчайзи покупает готовый бизнес, опробованный всесторонне франчайзором.
3. Торговая марка. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем.
4. Реклама. Наличие товарного знака дает возможность пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака.
5. Помощь. Франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса.
6. Облегчение доступа к кредитным ресурсам, поскольку франчайзор может выступать гарантом по кредитам.

Недостатки

1. Необходимость кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом.
2. Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы.
3. Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий.
4. Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.
5. Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи.

1. Меньше экономической свободы, ограничение инициативы.
2. Невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайза обычно заключается на относительно большой срок.
3. Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы.
4. Зависимость от финансовой стабильности франчайзора.

Обязанности

1. Передача деловой и технической информации.
2. Разработка единой документации.
3. Контроль качества.
4. Обеспечение постоянной поддержки франчайзи.
5. Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках.
6. Предоставление защищенной территории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.