рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Иностранные инвестиции в Россию

Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, вы ступает крупным заемщиком на финансовом рынке, ее создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательным для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, о ответственно к повышению эффективности импорта снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах к внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное — увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

 

Структура внешнего долга России

Государственный внешний долг России благодаря  целому ряду обстоятельств – договоренности о реструктуризации долга с Лондонским клубом, аккуратному выполнению финансовых обязательств  перед МВФ (сумма выплат МВФ за 2000 г. – 3,6 млрд. долл.), вынужденному сокращений новых заимствований и т.д. - в истекшем году несколько сократился. Относительно общей суммы этого долга, включающего обязательства бывшего СССР, существуют расхождения, связанные с разной методикой измерения отдельных его компонентов.

Во внесенном в Госдуму правительственном проекте федерального бюджета на 2001 год сумма внешнего долга на 1 января 2000 г.оценивалась  в 154,1 млрд. долл., а на 1 января 2002 г. - в 156,5 млрд.долл. против 158,4 млрд.долл. на начало 2000 г. Но после проведенной счетной палатой корректировки этот показатель был понижен до 145 млрд. долл., причем по состоянию как на начало 20001 г., так и на начало 2002 г.

Из общей суммы долга около трети (48,4 млрд. долл.) приходится на обязательства перед Парижским клубом, более 20 % (29,8 млрд. долл.) - перед Лондонским клубом, более 18% - на государственные ценные бумаги РФ, деноминированные в инвалюте, более 11% - на долги по кредитам международным финансовым организациям, около 10 % - на долги бывшим странам СЭВ. Частью внешнего долга сейчас считается также задолженность РФ перед ЦБ России (около 6 млрд. долл.). Если говорить о задолженности перед Парижским клубом, находящейся в настоящее время в центре внимания, то главными кредиторами России выступают : Германия – 21,1 млрд.долл., Италия – 5.9,Япония – 5,6,США – 4,6,Франция – 3,0 и Австрия  - 2,5 млрд.долл.

В августе 2000 г. была завершена операция переоформления прежних долговых обязательств перед Лондонским клубом в новые российские еврооблигации, как это предусматривалось заключенным в феврале 2000 г. соглашением о реструктуризации этих обязательств. Облигации (“евробонды”) имеют два срока погашения в зависимости от того, какую часть долга они заменяют: 2010 г. (просроченная задолженность по процентным платежам и 2030 г., включая 7-летний льготный период (основная часть долга). По соглашению 10,6 млрд.долл. из 32,8 млрд.долл. основного долга были списаны, но при всех льготах России с учетом процентов все же придется выплатить Лондонскому клубу около 40 млрд.долл.

В 2001 году России так и не удалось получить новый кредит от МВФ, хотя он был заложен в бюджет на  2000 г. Тем не менее, благодаря бывшим валютным поступлениям и значительному перевыполнению бюджетного плана, к каким-либо финансовым осложнениям это не привело, и по состояния на начало 2001 г. Россия практически сохраняла полную платежеспособность по своим действовавшим на этот момент и признанным ею международным финансовым обязательствам. Таким образом, непосредственных финансовых причин для того конфликта, который  возник в начале 2001 г. вокруг проблемы погашения долга долга бывшего СССР перед Парижским клубом, по сути дела, не существовало. И все же этот конфликт не был надуманным или случайным.

В российских верхах существуют обоснованные опасения, что, если согласиться на обслуживание долга России Парижскому клубу в полном объеме в 2001 г. (для этого, действительно, есть возможности), то невольно будет создан прецедент, осложняющий ведение дальнейших переговоров об отсрочках, необходимость которых, по-видимому, возникнет в последующие годы, особенно в 2003 г., являющимся пиковым по графику платежей (табл. 5).

Россия как страна с переходной экономикой, только еще выходящая из глубочайшего кризиса, в котором есть доля вины западных консультантов и “кураторов”, вправе рассчитывать на “снисходительность” западных кредиторов, неоднократно и в гораздо больших масштабах демонстрировавших ее в отношениях с рядом других стран. Но отношение к России западных политических и финансовых кругов в последнее время значительно ухудшилось.

По словам советника нового американского президента по национальной безопасности Кондолизы Райс, сказанных ею, правда, еще до назначения на указанный пост, в мире возникли “усталость от России” и ощущение “обманутых ожиданий”, связанные с отсутствием видимого прогресса в России в том, что касается как решения основных экономических задач, так и проблем коррупции и неэффективного использования получаемых ею из-за границы финансовых ресурсов. [16].

Таблица 5

График платежей по обслуживанию внешнего долга РФ, включая долг бывшего СССР, в 2001-2006 гг., млрд. долл.


Долг

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Всего

14.43

14.58

19.72

14.63

17.15

14.79

В том числе:

 

Собственный долг РФ

 6.99

 5.81

 7.05

 5.39

 7.45

 3.02

Из него:

 

Перед международными финансовыми организациями

 2.22

 2.50

 2.73

 2.32

 2.09

 1.89

Долг бывшего СССР

 7.44

 8.77

12.67

 9.24

  9.7

11.77

       Из него платежи:

 

       Парижскому клубу

 3.21

 3.26

 3.15

 3.33

 3.39

 3.33

       Лондонскому клубу

 1.83

 2.85

 3.18

 3.12

 3.47

 3.79


Одной из главных причин появления проблемы погашения внешнего долга является слишком поспешный отказ в ходе “революционных” рыночных реформ от жесткого государственного контроля за производством и экспортом основных “валютных” ресурсов страны (нефти, цветных металлов, леса и т.п.), однако частичный “возврат назад”, т.е., по сути дела, пересмотр самой парадигмы рыночных преобразований, в планы нынешнего российского государства явно не входит.

Глава 3 . Инвестиционный климат и пути его активизации


Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.


Международный инвестиционный  рейтинг России

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.

Можно спорить с теми или иными оценками хозяйственной ситуации в России, которые встречаются в западной печати, но эти оценки во многом определяют поведение потенциальных инвесторов. По мнению, например, американского политолога Кондолизы Райс, ставшей недавно советником президента Джорджа Буша-младшего по национальной безопасности, ”экономика России не становится рыночной, а трансформируется в нечто иное. Широкое распространение бартера, квазибанки, миллиарды рублей, припрятанные за границей или в домашних кубышках, причудливые схемы приватизации, обогатившие так называемых реформаторов, - все это придает российской экономике прямо-таки средневековый оттенок” [16].

Новый американский президент в одном из своих первых выступлений заявил, имея в виду Россию, что “нам не стоит вкладывать или способствовать вложению денег в систему, в которой они никогда не тратятся по назначению”, добавив, что “от самой России зависит, создавать ли благоприятные условия для наших капиталов”. [15]

Как считают западные аналитики, Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире (она занимает третье место после Нигерии и Индонезии в списке из 90 государств) по степени распространения коррупции. В 2000 г. она, кроме того, вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”.

По степени экономической свободы (index of economic freedom),составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией “The Heritage Foundation” Россия опустилась в 2000 г. на 127-е место среди 155 стран, уступив даже некоторым своим партнерам по СНГ (например, Грузии и Молдове), но опередив Украину, занявшую 133-е место.

В 2001 г. в рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществления инвестиций и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с Пакистаном, отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве, хотя ее индекс несколько улучшился по сравнению с предыдущим годом.

В очередном ежегодном рейтинге 47 наиболее крупных стран мира по уровню конкурентоспособности их национальных экономик, разрабатываемым Международным институтом развития менеджмента (Лозанна), Россия, как и в 1999 г., заняла последнее место.

Наконец, еще по одному важному показателю – индексу экономической созидательности (economic creativity index), в котором учитывается уровень технологического (инновационного) развития страны и наличие условий, благоприятствующих экономической активности,- Россия в списке 32 стран стоит на 30-м месте, причем с минусовым показателем, опередив лишь Венесуэлу и Колумбию.

После президентских выборов (1996 г.) в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах и сумма индексов всех стран принимается равной 100 %. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ ,Лукойл ,МГТС ,Мосэнерго ,Норильский никель и др.).Фактически индексы МФК рекомендуют инвесторам, куда им вкладывать капиталы. Доля России в индексе составила 5.1%, и она заняла 6-е место после ЮАР (12.3 %), Бразилии (11.6 %), Малайзии (9%), Тайваня(7,8%).Таким образом, максимально Россия может рассчитывать на 5% мировых инвестиций.

Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций ,не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу, причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. В инвестиционной политике ряда промышленно развитых стран по отношению к России все еще сохраняются отголоски “холодной войны”,которые вряд ли исчезнут автоматически.

Таблица 6

Российские компании, имеющие кредитные рейтинги

 международных рейтинговых агентств

      Компания

       Агентство

Рейтинг*

АО Ростелеком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.