| Иностранные инвестиции в Россию |
Значительные размеры государственного долга оказывают
существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по
государственному долгу требуют соответствующих расходов и сокращены быть не
могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования
других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие
– рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную
сумму долга, вы ступает крупным заемщиком на финансовом рынке, ее создавая
конкуренцию между эмитентами, что и приводит росту процентных ставок по
кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным
ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции реальный сектор экономики.
Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательным
для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же
проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение
спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов
приводит к удорожанию национальной валюты, о ответственно к повышению
эффективности импорта снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на
внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в
процентных выплатах к внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное —
увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты
для обеспечения платежей.
Структура внешнего долга России
Государственный внешний долг России
благодаря целому ряду обстоятельств – договоренности о реструктуризации долга
с Лондонским клубом, аккуратному выполнению финансовых обязательств перед МВФ
(сумма выплат МВФ за 2000 г. – 3,6 млрд. долл.), вынужденному сокращений новых
заимствований и т.д. - в истекшем году несколько сократился. Относительно общей
суммы этого долга, включающего обязательства бывшего СССР, существуют
расхождения, связанные с разной методикой измерения отдельных его компонентов.
Во внесенном в Госдуму правительственном проекте
федерального бюджета на 2001 год сумма внешнего долга на 1 января 2000
г.оценивалась в 154,1 млрд. долл., а на 1 января 2002 г. - в 156,5 млрд.долл.
против 158,4 млрд.долл. на начало 2000 г. Но после проведенной счетной палатой
корректировки этот показатель был понижен до 145 млрд. долл., причем по
состоянию как на начало 20001 г., так и на начало 2002 г.
Из общей суммы долга около трети (48,4 млрд.
долл.) приходится на обязательства перед Парижским клубом, более 20 % (29,8
млрд. долл.) - перед Лондонским клубом, более 18% - на государственные ценные
бумаги РФ, деноминированные в инвалюте, более 11% - на долги по кредитам
международным финансовым организациям, около 10 % - на долги бывшим странам
СЭВ. Частью внешнего долга сейчас считается также задолженность РФ перед ЦБ
России (около 6 млрд. долл.). Если говорить о задолженности перед Парижским
клубом, находящейся в настоящее время в центре внимания, то главными кредиторами
России выступают : Германия – 21,1 млрд.долл., Италия – 5.9,Япония – 5,6,США –
4,6,Франция – 3,0 и Австрия - 2,5 млрд.долл.
В августе 2000 г. была завершена операция
переоформления прежних долговых обязательств перед Лондонским клубом в новые российские
еврооблигации, как это предусматривалось заключенным в феврале 2000 г.
соглашением о реструктуризации этих обязательств. Облигации (“евробонды”) имеют
два срока погашения в зависимости от того, какую часть долга они заменяют: 2010
г. (просроченная задолженность по процентным платежам и 2030 г., включая
7-летний льготный период (основная часть долга). По соглашению 10,6 млрд.долл.
из 32,8 млрд.долл. основного долга были списаны, но при всех льготах России с
учетом процентов все же придется выплатить Лондонскому клубу около 40
млрд.долл.
В 2001 году России так и не удалось получить
новый кредит от МВФ, хотя он был заложен в бюджет на 2000 г. Тем не менее,
благодаря бывшим валютным поступлениям и значительному перевыполнению
бюджетного плана, к каким-либо финансовым осложнениям это не привело, и по
состояния на начало 2001 г. Россия практически сохраняла полную
платежеспособность по своим действовавшим на этот момент и признанным ею
международным финансовым обязательствам. Таким образом, непосредственных
финансовых причин для того конфликта, который возник в начале 2001 г. вокруг
проблемы погашения долга долга бывшего СССР перед Парижским клубом, по сути
дела, не существовало. И все же этот конфликт не был надуманным или случайным.
В российских верхах существуют обоснованные
опасения, что, если согласиться на обслуживание долга России Парижскому клубу в
полном объеме в 2001 г. (для этого, действительно, есть возможности), то
невольно будет создан прецедент, осложняющий ведение дальнейших переговоров об
отсрочках, необходимость которых, по-видимому, возникнет в последующие годы,
особенно в 2003 г., являющимся пиковым по графику платежей (табл. 5).
Россия как страна с переходной экономикой,
только еще выходящая из глубочайшего кризиса, в котором есть доля вины западных
консультантов и “кураторов”, вправе рассчитывать на “снисходительность”
западных кредиторов, неоднократно и в гораздо больших масштабах
демонстрировавших ее в отношениях с рядом других стран. Но отношение к России
западных политических и финансовых кругов в последнее время значительно
ухудшилось.
По словам советника нового американского
президента по национальной безопасности Кондолизы Райс, сказанных ею, правда,
еще до назначения на указанный пост, в мире возникли “усталость от России” и
ощущение “обманутых ожиданий”, связанные с отсутствием видимого прогресса в
России в том, что касается как решения основных экономических задач, так и
проблем коррупции и неэффективного использования получаемых ею из-за границы
финансовых ресурсов. [16].
Таблица 5
График платежей по обслуживанию внешнего долга РФ,
включая долг бывшего СССР, в 2001-2006 гг., млрд. долл.
|
Долг
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Всего
|
14.43
|
14.58
|
19.72
|
14.63
|
17.15
|
14.79
|
В том числе:
|
|
|
Собственный долг РФ
|
6.99
|
5.81
|
7.05
|
5.39
|
7.45
|
3.02
|
Из него:
|
|
|
Перед международными финансовыми организациями
|
2.22
|
2.50
|
2.73
|
2.32
|
2.09
|
1.89
|
Долг бывшего СССР
|
7.44
|
8.77
|
12.67
|
9.24
|
9.7
|
11.77
|
Из него
платежи:
|
|
|
Парижскому
клубу
|
3.21
|
3.26
|
3.15
|
3.33
|
3.39
|
3.33
|
Лондонскому
клубу
|
1.83
|
2.85
|
3.18
|
3.12
|
3.47
|
3.79
|
Одной из главных причин появления проблемы
погашения внешнего долга является слишком поспешный отказ в ходе
“революционных” рыночных реформ от жесткого государственного контроля за
производством и экспортом основных “валютных” ресурсов страны (нефти, цветных
металлов, леса и т.п.), однако частичный “возврат назад”, т.е., по сути дела,
пересмотр самой парадигмы рыночных преобразований, в планы нынешнего
российского государства явно не входит.
Глава
3 . Инвестиционный климат и пути его активизации
Готовность инвесторов к вложению капитала в
экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного
климата.
Инвестиционный климат - это совокупность политических,
экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в
конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их
эффективного использования.
Международный инвестиционный
рейтинг России
В настоящее время инвестиционный климат в
России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных
инвестиций, в первую очередь прямых.
Можно спорить с теми или иными оценками
хозяйственной ситуации в России, которые встречаются в западной печати, но эти
оценки во многом определяют поведение потенциальных инвесторов. По мнению,
например, американского политолога Кондолизы Райс, ставшей недавно советником
президента Джорджа Буша-младшего по национальной безопасности, ”экономика
России не становится рыночной, а трансформируется в нечто иное. Широкое
распространение бартера, квазибанки, миллиарды рублей, припрятанные за границей
или в домашних кубышках, причудливые схемы приватизации, обогатившие так
называемых реформаторов, - все это придает российской экономике прямо-таки
средневековый оттенок” [16].
Новый американский президент в одном из своих первых
выступлений заявил, имея в виду Россию, что “нам не стоит вкладывать или
способствовать вложению денег в систему, в которой они никогда не тратятся по
назначению”, добавив, что “от самой России зависит, создавать ли благоприятные
условия для наших капиталов”. [15]
Как считают западные аналитики, Россия
по-прежнему остается на одном из первых мест в мире (она занимает третье место
после Нигерии и Индонезии в списке из 90 государств) по степени распространения
коррупции. В 2000 г. она, кроме того, вошла в список стран, которые не ведут
должным образом борьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”.
По степени экономической свободы (index of economic
freedom),составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией “The Heritage
Foundation” Россия опустилась в 2000 г. на 127-е место
среди 155 стран, уступив даже некоторым своим партнерам по СНГ (например,
Грузии и Молдове), но опередив Украину, занявшую 133-е место.
В 2001 г. в рейтинге стран с развивающимися
экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности
осуществления инвестиций и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с
Пакистаном, отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве, хотя ее индекс несколько
улучшился по сравнению с предыдущим годом.
В очередном ежегодном рейтинге 47 наиболее
крупных стран мира по уровню конкурентоспособности их национальных экономик,
разрабатываемым Международным институтом развития менеджмента (Лозанна),
Россия, как и в 1999 г., заняла последнее место.
Наконец, еще по одному важному показателю – индексу
экономической созидательности (economic creativity index), в котором учитывается уровень
технологического (инновационного) развития страны и наличие условий,
благоприятствующих экономической активности,- Россия в списке 32 стран стоит на
30-м месте, причем с минусовым показателем, опередив лишь Венесуэлу и Колумбию.
После президентских выборов (1996 г.) в
России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК)
официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым
отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью
мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный
инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в
процентах и сумма индексов всех стран принимается равной 100 %. Индекс
составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего
в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе
Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ ,Лукойл ,МГТС ,Мосэнерго ,Норильский никель и др.).Фактически
индексы МФК рекомендуют инвесторам, куда им вкладывать капиталы. Доля России в
индексе составила 5.1%, и она заняла 6-е место после ЮАР (12.3 %), Бразилии (11.6
%), Малайзии (9%), Тайваня(7,8%).Таким образом, максимально Россия может
рассчитывать на 5% мировых инвестиций.
Несмотря на заметные сдвиги в признании
значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций ,не следует
сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все
еще невыгодны Западу, причем как в экономическом, так и в политическом аспекте.
В инвестиционной политике ряда промышленно развитых стран по отношению к России
все еще сохраняются отголоски “холодной войны”,которые вряд ли исчезнут
автоматически.
Таблица 6
Российские компании, имеющие кредитные
рейтинги
международных рейтинговых агентств
|