|
|
Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». «ЛУКОЙЛ» – самая крупная российская нефтяная компания в отношении производства и одна из основных российских компаний, активно участвующая в экономиках различных зарубежных стран. Зарубежными проектами НК «ЛУКОЙЛ» занимается компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз», которая является оператором «ЛУКОЙЛА» по международным upstream проектам. В 2003 году добыча нефти в этого оператора составила 2, 53 млн.тонн нефти – это 3% от всей добычи компании. В 2001-2003 годах среднегодовой рост добычи «ЛУКОЙЛ Оверсиз» составил 18%, а в 2003 году добыча увеличилась на 23%. По доказанным запасам нефти занимает первое место среди мировых частных компаний, опережая ExxonMobil и Shell, по совокупным запасам нефти и газа "ЛУКОЙЛ" занимает 4-е место в мире. Компания участвует в международных проектах в Азербайджане (Шах-Дениз, Д-222 Ялама, Азери-Чыраг-Гюнешли), Казахстане (Карачаганак, Кумколь), на Ближнем Востоке (Иран, Ирак - Западная Курна, осуществление работ отложено до момента снятия санкций ООН) и в Египте. Российско-американское СП "LUKARCO B.V". (с участием "ЛУКОЙЛа") владеет 12,5% акций Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), предназначенного для транспортировки нефти с Тенгизского нефтяного месторождения (Казахстан) через территорию России на Новороссийск. "ЛУКОЙЛу" принадлежит крупнейший румынский НПЗ Petrotel (мощность 4,7 млн тонн нефти в год), Одесский НПЗ (3,8 млн.тонн), болгарская компания "Нефтохим" (в ее состав входит единственный в стране Бургасский НПЗ с проектной мощностью 10,5 млн тонн), нефтехимическое АО "Ориана" (Украина). Компании принадлежат бензоколонки на Украине, в Белоруссии, Румынии, Азербайджане, Польше, Молдавии, сети АЗС в Болгарии и странах Балтии. "ЛУКОЙЛ" вообще проявляет особый интерес к скупке НПЗ в Восточной Европе. В конце 2000 года "ЛУКОЙЛ" приобрел контрольный пакет акций американской "Getty Petroleum Marketing" (GPM). Под маркой "Getty" работает 1291 бензоколонка в 13 штатах северо-восточного побережья, реализуя около 4% продаваемого в США бензина. В январе 2004 года «ЛУКОЙЛ» подписал договор на приобретение ещё 795 автозаправок в США. Стоимость данной сделки составляет 265 млн. 750 тысяч долларов. Приобретаемые АЗС, расположены в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания. Ежегодный объем продаж приобретаемой сети АЗС составляет 1, 2 млрд. галлонов нефтепродуктов, что практически удваивает рыночную долю компании на северо-востоке США. Недавно "ЛУКОЙЛ" заявил о заинтересованности в покупке сетей АЗС в Греции, Турции, Югославии и Македонии и в участии в приватизации предприятий нефтехимической промышленности в Венгрии. Компания намерена расширить присутствие в Польше, недавно сделана попытка купить 75% акций второго по величине НПЗ в Польше - Гданьского, но пока неудачно. К концу 2003 года "ЛУКОЙЛ" тем не менее, планирует построить в Польше 200 АЗС. Летом 2002 года "ЛУКОЙЛ" приобрел лицензию кипрского правительства на поставку нефтепродуктов в эту страну, получив около 25% розничного рынка. В рамках реализации «Балканского проекта» «ЛУКОЙЛ» приобрел в Сербии широкую сеть АЗС, выиграв тендер на покупку 79, 5% акций Beopetrol. В Румынии компания не только имеет свой НПЗ, но и владеет сетью из 120 АЗС – это 8% топливного рынка, и обеспечивает 70 % нефтяного импорта. В июле 2001 года Лукойл приобрел канадскую компанию по разведке и нефтедобычи Bitech Petroleum, работавшую в Колумбии, Египте, Марокко и Тунисе. НК «ЛУКОЙЛ» активно покупает доли в нефтяных месторождениях, особенно в районе Каспийского моря и в Египте. В Египте компания завершает строительство нефтепровода до берегового терминала на месторождении WEEM. Помимо этого, в результате тендера компания приобрела два новых геологоразведочных блока в Египте, в Суэцком заливе – Северо-Восточный и Западный Гейсум общей площадью 170 кв.км и объемом извлекаемых ресурсов около 200 млн. баррель нефтяного эквивалента. В случае успеха геологоразведочных работ, добыча по проекту может быть начата в 2007 году. Также, подписан контракт на 25-процентное участие в проекте геологоразведки блока Анаран в Иране (совместно с норвежской компанией Norsk Hydro). В Колумбии «ЛУКОЙЛ Оверсиз» совместно с государственной компанией Ecopetrol осуществляет сейсмические работы и разведочное бурение на блоке Кондор. В Казахстане завершено строительство нефтепроводной системы Кумколь-Арыскум-Жосалы протяженностью 176 км. ОАО «Новошип» - является второй после «ЛУКОЙЛа» транснациональной российской корпорацией. Она обладает флотом из 77 кораблей, стоимостью больше 1 млрд.долларов. Флот этой компании является одним из самых дееспособных и диверсифицированных в мире. Большинство судов «Новошипа» принадлежит либерийской компании Intrigue Shipping. Этой компании, в свою очередь принадлежит 100% либерийских, мальтийских, кипрских и других компаний, которые владеют остальными судами компании. «Новошип» имеет за границей свой офис в Лондоне «NOVOSHIP (UK) Ltd», который осуществляет контроль за всеми зарубежными сделками пароходства. Компания активно сотрудничает с зарубежными судоверфями. Так за последние три года на судоверфях Японии были построены 6 танкеров класса «Афрамакс», общей стоимостью 252 млн.долларов США. Это позволило «Новошипу» вернуться в традиционную для компании группу владельцев крупнотоннажных танкеров и удержать позиции второй компании на мировом фрахтовом рынке. Также заключены контракты на строительство ещё 4-х танкеров класса «Афрамакс» на верфях Хорватии и Южной Кореи. Приморское морское пароходство обладает флотом из 45 танкеров и одного сухогрузного судна, 30 из которых зарегистрированы на Кипре и в Сингапуре. Также корпорация участвует в тендере компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" по танкерным перевозкам из порта Де-Кастри нефти, которая будет добываться в рамках проекта "Сахалин-1" в 2005 году. Для этого Приморскому судоходному пароходству необходимо построить пять двухкорпусных танкеров ледового класса "А-1" - это самый высокий класс для неарктических морей, и танкеров таких размеров и с таким ледовым классом в мире на сегодняшний день не существует. Строительство одного такого танкера обойдется примерно в 70 млн. долларов и планируется на судоверфях Японии, Республики Корея, либо Хорватии. Дальневосточное морское пароходство имеет примерно 100 судов, зарегистрированных как в России, так и за рубежом. В 2001 году компания заключила контракт с китайской судоверфью "Синхэ" на строительство трех океанских судов-контейнеровозов, водоизмещение каждого - 9 тысяч тонн, район плавания – неограниченный, а высокая степень автоматизации позволит эксплуатировать судно в безвахтовом режиме. У компании есть агентства в Австралии, Китае, Новой Зеландии, Северной Америке и в Великобритании. Конечно же, в этом списке должно было значиться большее количество российских корпораций, но большинство отечественных компаний только за последние несколько лет начали активно покупать бизнес за рубежом, а некоторые компании не смогли вовремя объявить свои зарубежные активы. К последним относится, крупнейшая российская компания ОАО «Газпром». Этой компании принадлежат доли акционерного капитала приблизительно в 20 странах и основные зарубежные активы «Газпрома» перечислены в таблице 2.7. Инвестиции в иностранные акционерные капиталы были проведены «Газпромом» для поддержания его экспорта и улучшения его положения в мировой торговле газом. Совместное предприятие «Газпрома» и немецкой компании Wintershall Wingas вместе с норвежской компанией Norsk Hydro, на паритетных началах, создали предприятие HydroWingas Limited для маркетинга и продажи природного газа в Великобритании. Деятельность этого предприятия сосредоточена на продаже природного газа как напрямую крупным промышленным потребителям, так и посредническим компаниям. За десятилетнюю историю своего существования Wingas благодаря материальной и сырьевой поддержке своих учредителей завоевал по различным оценкам 14-15% германского рынка газа, потеснив на нем мощнейший Ruhrgas. А в марте 2003 года Wingas смог выгодно приобрести 25% акций компании HubCo, которая торгует норвежским газом на северо-западе Германии, рядом с голландской границей. Также "Газпрому" принадлежит 10-процентная доля в газопроводном проекте Interconnector, который соединяет материковую часть Европы с Великобританией. "Газпром" ежегодно реализует на британский рынок менее 1 млрд. кубических метров газа по спотовым сделкам и краткосрочным контрактам. В 2003 году «Газпром» реализовал газ на британском рынке по цене $ 100-110 за 1000 куб.метров. В данный момент в Великобритании активно развивают другое направление газового бизнеса – рынок сжиженного природного газа, который по оценкам специалистов в топливном балансе страны в 2007-2008 годах составит 20%. И, хотя, позиции «Газпрома» в этом направлении пока слабы, компания намерена развивать новый вид деятельности, сырьевой базой для которого должно послужить Штокмановское месторождение в Баренцовом море. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.