Следующий шаг в области допуска иностранных- инвестиций в страну был
сделан в новом общесоюзном Законе о собственности от 6 марта 1990 г. и других
нормативных актах. Закон о собственности предусматривал не только создание СП,
но впервые в советском законодательстве разрешал создавать предприятия,
полностью (на 100%) принадлежащие иностранным инвесторам.
Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об иностранных
инвестициях стал Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. “Об иностранных
инвестициях в СССР” Этот акт в силу своего характера не содержал детального
регулирования, но давал определенные направления для развития такого
регулирования. что и было осуществлено в последующем
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 7
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
законодательстве.
В основном Указ предусматривал следующее:
1) создание
как совместных предприятий, так и предприятий со 100% участием иностранного
капитала;
2) возможность
портфельных инвестиций путем приобретения акций и других ценных бумаг советских
предприятий иностранными инветорами;
3)
долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами;
4)предоставление
иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций
советских юдридических и физических лиц;
5) возможность
свободного реинвестирования прибыли иностранных инвесторов, полученной в
рублях, а также возможность перевода ее за гриницу;
6) в целях
активизации инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов
разрешалось создавать зоны совместного предпринимательства ( в дальнейшем в
законодательстве закрепилось применение термина “свободные экономические зоны”
, который более соответствовал сущности этих зон).
10 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон “Основы законодательства
об инвестиционной деятельности в СССР”. Он определил круг возможных субъектов
инвестиционной деятельности, установил, что “основным правовым документом,
регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности,
является договор (соглашение)” - предусмотрел правило о гараниях прав
инвесторов и защите инвестиций. В большей части положения этого Закона носили
доктринальный, а не нормативный характер. Это был комплексный законодательный
акт, поскольку в нем содержались положения по инвестиционной деятельности как
отечественных, так и иностранных инвесторов. Применительно к иностранным
инвестициям Закон содержал важные положения о гараниях, что имело особое
значение для создания надлежащего правового климата иностранным инвестициям.
Последним существенным правовым актом в области иностранных
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции стр.
8
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
инвестиций,
принятым органами Союза ССР, был Указ Президента СССР от 17 августа 1991 г. “
Об обеспечении залогом обязательств, возникающих при осуществлении иностранных
инвестиций в СССР” В этом акте предусмативалось, что обязательства, возникающие
при осуществлении иностранных инвестиций в СССР, могут обеспечиваться залогом
любого имущества ( в том числе имущественных прав), за исключением имущества,
которое в соответствии с законодательством Союза ССР и республик не может быть
отчуждаемо. Для договора залога предусматривалась письменная форма. Договор о
залоге недвижимого имущества и прав на него должен быть нотариально удостоверен
и зарегистрирован.
Нужно ли специальное законодательство об иностранных инвестициях? В чем
причина формирования специального инвестиционного законодательства в СССР, а
затем и в странах СНГ?
Изучение опыта других стран показывает, что потребность в таком
законодательстве возникает прежде всего в странах с многоукладной экономикой,
которые стремятся создать льготный режим, благоприятный климат для иностранных
инвестиций. Так было в Африке, где принимались кодексы иностранных инвестиций и
иные инвестиционные законы, в странах Латинской Америки, где наряду с законами
об иностранных инвестициях (Аргентина, Бразилия) принимались и специальные
отраслевые кодексы (например, Нефтяной закон 1958 г. и Горный закон 1965 г. в
Мексике). Большое внимание уделяется иностранным инвестициям в законодательстве
Ирана, Индии, Филиппин и других стран. Известно, что в странах с развитой
рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об
иностранных инвестициях нет. Как правило, к деятельности иностранных инвесторов
и к допуску вообще иностранного капитала применяются общие положения
гражданских или торговых кодексов, нормы,
регулирующие
предпринимательскую деятельность в этих странах.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 9
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
С юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения
благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового
регулирования. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь
гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые
изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие (материальные) результаты
его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая
решение о своих капиталовложениях в данный проект по данному соглашению.
Такая гарантия связана с вопросом о незыблемости заключенных с
иностранным инвестором договоров, на основании которых он делает вклад.
например в СП, осуществляет разведку и эксплуатацию природных ресурсов или иным
образом ввозит капиталы в страну.
Мировая практика создания благоприятного инвестиционного климата
свидетельствует о том, что необходимо обеспечить инвестору гарантии в случае
принятия в стране законодательства, ухудшающего условия инвестирования.
В отношении незыблемости договорных условий обычно в конкретных договорах
специально оговаривается, что условия договоров сохраняют свою силу в течение
всего срока его действия. Одностороннее расторжение договора не допускается. В
Указе Президента России от 24 декабря 1993 г. в отношении соглашений о разделе
продукции при пользовании недрами прямо оговаривается, что “внесение изменений
в соглашение допускается только по взаимному согласию сторон, если иной порядок
не предусмотрен соглашением” .
Для российского законодательства характерна не последовательность в
предоставлении льгот иностранным инвесторам .Так, в области налогового
законодательства первоночально предусматривалось освобождение предприятий с
иностранными инвестициями в течении 2 лет от уплаты
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 10
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
налога на
прибыль с момента получения объявленной прибыли. Эта льгота была отменена, а
затем восстановлена, но только для предприятий, действующих в сфере
материального производства и зарегестрированных до 1 января 1992 года.
В законе РСФСР ” Об инвестиционной деятельности в РСФСР ” от 26 июня 1991
года было предусмотрено, что государство гарантирует стабильность прав
инвесторов . Дальнейшее развитее законодательства и практики его применения,
прежде всего в области налогооблажения, показало, что даже в таком ограниченном
объёме эта гарантия не применялась.
Что следует понимать под иностранными инвестициями
?
Понятия “инвестиции”, “иностранные инвестиции” можно определять
по-разному. Само слово ”инвестиции” английского происхождения (investments) и
означает оно “капиталовложения”. Следовательно, термины “инвестиции” и
“капиталовложения” - это синонимы.
Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить
различия между государственными и частными инвестициями. Государственные
инвестиции - это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств
предоставляет другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между
государствами, которые регулируются международными договорами и к которым
применяются нормы международного права. Возможны и “диагональные “ отношения,
когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству
как таковому.
Под частными понимаются инвестиции, которые предоставляют
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции стр.
11
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
частные фирмы,
компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны.
Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения
между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами, такая
связь налицо при суброгации, когда инвестор передает все свои права и
требования государству.
Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные
обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например. выплата
процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных
прав частного инвестора в стране должника (например, предоставление прав на
разработку естественных ресурсов).
Формы иностранных инвестиций :
* долевое
участие в СП путем создания новых совместных предприятий, а
также прибретения доли участия ( паев, акций) в существующих предприятиях;
* участие в
приватизации;
* создание
предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;
* создание
банков с иностранным участием;
*
приобретение предприятий;
* создание
дочерних предприятий, филиалов, представительств;
*
приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;
*
приобретение государственных ценных бумаг;
*
приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;
*
приобретение иных имущественных прав;
* заключение
концессионных договоров;
* заключение
договоров с юридическими лицами и гражданами принимающей
страны;
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции стр.
12
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
* осуществление
хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах
Национальный режим или режим наибольшего благоприятствования
Принципиальный
подход для определения такого режима был выработан еще в общесоюзных Основах
законодательства об иностранных инвестициях в СССР. В этом акте было
установлено, что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не
может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и
имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий,
организаций и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами
Союза ССР и республик об иностранных инвестициях. Аналогичное положение об
общем правовом режиме иностранных инвестиций содержится в ЗИИ России.
Речь идет о предоставлении национального режима, т.е. иностранные инвесторы
уравниваются в правах с местными инвесторами.
Кто может быть инвестором?
К числу иностранных инвесторов обычно относят слудующие категории
субъектов:
1)
иностранные юридические лица (включая, в частности, любые компании. фирмы,
предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять
инвестиции в соответствии с законодательствот страны своего местонахождения);
2)
иностранные физические лица;
а) иностранные граждане;
б) лица без гражданства;
3)
отечественные граждане, проживающие за рубежом;
4)
иностранные государства;
5)
международные организации.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 13
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
Какие гарантии может дать государство?
Осуществление
инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора.
Возможность таких рисков, именуемых часто “некоммерческими”, увеличивается при
политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при
возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д.
Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения
его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных
принудительных мер.
Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в
* гарантии от
изменения законодательсва;
* гарантии от
национализации и реквизиции;
* гарантии при
прекращении инвестиционной деятельности;
* гарантии
перевода платежей в иностранной валюте, доходов;
* сумм,
полученных при исполнении договорных обязательств;
* сумм,
полученных в связи с ликвидацией или продажей;
* компенсаций
при национализации или реквизиции;
* компенсаций
при возмещении убытков;
* гарантии
использования прибылей в национальной валюте каждого
государства.
Ограничения для иностранных инвесторов
В настоящее время ограничения участия в приватизации иностранных
инвесторов сводятся к трем основным случаям.
1. Участие иностранного инвестора в приватизации объектов предприятий
торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также
мелких предприятий ( со среднесписочной численностью работающих до 200 человек
или с балансовой стоимостью по состоянию на 1
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 14
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
января 1992 г. до
1млн. руб.) промышленности и строительства, автомобильного транспорта
допускается по решению местных органов власти.
2. Решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в
приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, у которых
оборонный заказ составляет более 30% общего объема выпуска продукции, нефтяной
и газовой промышленности, по добыче и переработке руд, стратегических
материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов,
радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи
принимаются Правительством Российской Федерации или правительствами республик в
составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной
собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации
указанных объектов и предприятий. При этом после проведения чекового
(денежного) аукциона (конкурса) организаторы направляют в Правительство
Российской Федерации и в Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации
сведения об иностранных инвесторах-победителях торгов. Федеральная Сужба
Безопасности Российской Федерации вправе в течение месяца предоставить в
Правительство Российской Федерации мотивированное заключение о необходимости
запрета на приобретение акций, долей паев, имущества указанными иностранными
инвесторами. На основании этого зключения Правительства Российской Федерации
признает соответствующее постановление.
3. Не допускается использование иностранных инвестиций при приватизации
государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах
закрытого территориального образования, кроме случаев, предусмотренных
Правительством Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 15
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
Взаимные расчеты
с иностранными инвесторами при совершении сделки осуществляются в рублях или
приватизационными чеками.
В связи с осуществлением приватизации в России был установлен особый
порядок продажи земельных участков (Указ Президента Российской Федерации от 25
марта 1992 г. “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам”).
Собственник приватизированного предприятия может по своему желанию приобрести
земельный участок такого предприятия в собственность или взять в аренду. В
соответствие с этим Указом и Земельным кодексом России, который вообще не
предусматривает возможности продажи земли юридическим лицам, вопрос о
возможности для юридических лиц, в том числе и иностранных, получить право
собственности на землю зависит от местных органов власти. Правительство Москвы,
например, такой возможности не предусматривает, и земля предоставляется в
Москве иностранным инвесторам лишь в пользование, а не в собственность.
В подготовленном в 1995 году проекте Земельного кодекса Российской
Федерации предусматривалось, что иностранные инвесторы не могут иметь право
собственности на землю.
Учреждение предприятий с иностранными инвестициями на территории
Российской Федерации
* Составление и
утверждение учредительных документов
* Устав
* Учредительный
договор
* Сбор
необходимых документов для регистрации
* Учредительные
документы
* Гарантийное
письмо о предоставлении юридического адреса или арендный договор на помещение
под офис
* Устав
иностранного предприятия
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 16
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
* Справка из
банка страны инвестора о наличии денежных средств
* Предоставление
необходимых документов для регистрации в Регистрационную палату
* Получение
Временного свидетельства о регистрации
* Выполнение
Временного свидетельства о регистрации
* Выполнение
необходимых действий для получения Постоянного свидетельства о регистрации
* Открытие
счета в банке и внесение средств в уставный капитал
* Постановка
на учет в налоговой инспекции
* Получение
справки о присвоении кодов из Госкомстата ОКПО и ОКОНХ
* Предоставление
в Регистрационную палату документов о выполнении действий для получения
Постоянного свидетельства о регистрации
* Получение
Постоянного свидетельства о регистрации
Режим внешнеэкономической деятельности и таможенные льготы
С самого начала создания совместных предприятий в СССР для них были
установлены особый режим внешнеэкономичесой деятельности, льготы по таможенному
обложению, особый порядок валютных отчислений.
В настоящее время законодательство России исходит из того, что все
предприятия с иностранными инвестициями вправе осуществлять внешнеэкономическую
деятельность, могут вывозить продукцию без лицензии при наличии трех условий:
1) доля иностранных инвестиций должна составлять более 30%;
2) вывозимые товары должны относиться к числу квотируемых;
3) предствлен сертификат установленной формы, подтверждающий, что
продукция произведена предприятием.
Количественные ограничения, если они установлены, должны действовать и
для предприятий с иностранными инвестициями.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр.17
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
Имущество,
которое иностранный инвестор ввозит в качестве вклада в уставный фонд
предприятия с иностранными инвестицими в пределах установленных учредительными
документами сроков для его формирования. и имущество, которое предназначено для
собственного материального производства, освобождается от уплаты таможенных
пошлин и налога на импорт. Таможенные пошлины не взимаются и с имущества,
которое иностранные работники предприятия с иностранными инвестициями ввозять
для собственных нужд. Что же касается общего таможенного режима, взимания
экспортных и импортных пошлин, то эти вопросы регулируются таможенным
законодательством, которое достаточно часто меняется.
Острый вопрос - это возможность распоряжаться полученной предприятием выручкой.
Согласно Указу Президента РСФСР от 30 декабря 1991 г. “О формировании
Республиканского валютно резерва в 1992 г.” все предприятия и организации
обязаны продавать часть своей валютной выручки для формирования
Республиканского валютного резерва. Все 50% подлежащей обязательной продаже
валюты они могут продавать по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке
России.
Согласно заявлению Правительства России в мае 1994 г. все предприятия с
иностранными инвестициями будут иметь право оставлять в своем распоряжении всю
сумму валютной выручки от реализации экспорта собственной продукции.
Ликвидация, прекращение деятельности предприятий
Предприятие прекращает свою деятельность в случае реорганизации или
ликвидации. Реорганизация проводится по решению высшего органа предприятия.
Предприятия с иностранными инвестициями должны ликвидироваться в тех случаях и
в том порядке, которые предусмотрены законодательством государства, где было
учреждено такое предприятие.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 18
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
К СП , в
уставном фонде которых доля государственной собственности может составлять 50%
и более, применим закон о банкротстве (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О
мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий
-банкротов) и применению к ним специальных процедур”.
Предприятие также ликвидируется по решению правления или иного органа
предприятия, по решению суда либо арбитража. Специфика ликвидации СП состоит в
том, что она может произойти в случае признания предприятия несостоявшимся.
Такая ситуация возникает, если каждый из участников не подтвердит, что он внес
50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд. И тогда
орган, который зарегистрировал предприятие, должен признать его несостоявшимся.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 19
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, когда желательно, с одной стороны, привлечь
иностранные инвестиции в страну, а с другой - проводить политику протекционизма
возникающему отечественному предпринимательству, необходимо специальное
законодательство об иностранных инвестициях, потому что включение иностранного
капитала в экономику и хозяйственную деятельность иностранных предприятий будет
инородным телом. Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике
специальное законодательсво должно сохраниться, хотя его значение и удельный
вес будут меняться. Если же переход к рынку будет длительным, это
законодательство не только сохранится, но и получит дальнейшее развитие, и
только в отдаленной перспективе его роль уменьшится, а затем оно станет
ненужным.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 30
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................3
ЗАКОНЫ ОБ
ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЯХ
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В
РОССИИ.....................6
ЧТО СЛЕДУЕТ
ПОНИМАТЬ ПОД
ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ?................11
ОТНОШЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
С
РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ.............20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................30
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.................................................31
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные
инвестиции
стр. 2
Петров
Ю.А.(ОУВЭД 94)
Страницы: 1, 2, 3
|