рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инвестиционный климат в России

 Следующий шаг в области допуска иностранных- инвестиций в страну был сделан в новом общесоюзном Законе о собственности от 6 марта 1990 г. и других нормативных актах. Закон о собственности предусматривал не только создание СП, но впервые в советском законодательстве разрешал создавать предприятия, полностью (на 100%) принадлежащие иностранным инвесторам.

Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. “Об иностранных инвестициях в СССР” Этот акт в силу своего характера не содержал детального регулирования, но давал определенные направления для развития такого регулирования. что и было осуществлено в последующем

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 7                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

законодательстве. В основном Указ предусматривал следующее:

1) создание как совместных предприятий, так и предприятий со 100% участием иностранного капитала;

2) возможность портфельных инвестиций путем приобретения акций и других ценных бумаг советских предприятий иностранными инветорами;

3) долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами;

4)предоставление иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юдридических и физических лиц;

5) возможность свободного реинвестирования прибыли иностранных инвесторов, полученной в рублях, а также возможность перевода ее за гриницу;

6) в целях активизации инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов разрешалось создавать зоны совместного предпринимательства ( в дальнейшем в законодательстве закрепилось применение термина “свободные экономические зоны” , который более соответствовал сущности этих зон).

10 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон “Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР”. Он определил круг возможных субъектов инвестиционной деятельности, установил, что “основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение)” -  предусмотрел правило о гараниях прав инвесторов и защите инвестиций. В большей части положения этого Закона носили доктринальный, а не нормативный характер. Это был комплексный законодательный акт, поскольку в нем содержались положения по инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Применительно к иностранным инвестициям Закон содержал важные положения о гараниях, что имело особое значение для создания надлежащего правового климата иностранным инвестициям.

Последним существенным правовым актом в области иностранных

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 8                  

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

инвестиций, принятым органами Союза ССР, был Указ Президента СССР от 17 августа 1991 г. “ Об обеспечении залогом обязательств, возникающих при осуществлении иностранных инвестиций в СССР” В этом акте предусмативалось, что обязательства, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций в СССР, могут обеспечиваться залогом любого имущества ( в том числе имущественных прав), за исключением имущества, которое в соответствии с законодательством Союза ССР и республик не может быть отчуждаемо. Для договора залога предусматривалась письменная форма. Договор о залоге недвижимого имущества и прав на него должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован.

Нужно ли специальное законодательство об иностранных инвестициях? В чем причина формирования специального инвестиционного законодательства в СССР, а затем и в странах СНГ?

Изучение опыта других стран показывает, что потребность в таком законодательстве возникает прежде всего в странах с многоукладной экономикой, которые стремятся создать льготный режим, благоприятный климат для иностранных инвестиций. Так было в Африке, где принимались кодексы иностранных инвестиций и иные инвестиционные законы, в странах Латинской Америки, где наряду с законами об иностранных инвестициях (Аргентина, Бразилия) принимались и специальные отраслевые кодексы (например, Нефтяной закон 1958 г. и Горный закон 1965 г. в Мексике). Большое внимание уделяется иностранным инвестициям в законодательстве Ирана, Индии, Филиппин и других стран. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет. Как правило, к деятельности иностранных инвесторов и к допуску вообще иностранного капитала применяются общие положения гражданских или  торговых кодексов, нормы,

регулирующие предпринимательскую деятельность в этих странах.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 9                  

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

С юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие (материальные) результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект по данному соглашению.

Такая гарантия связана с вопросом о незыблемости заключенных с иностранным инвестором договоров, на основании которых он делает вклад. например в СП, осуществляет разведку и эксплуатацию природных ресурсов или иным образом ввозит капиталы в страну.

Мировая практика создания благоприятного инвестиционного климата свидетельствует о том, что необходимо обеспечить инвестору гарантии в случае принятия в стране законодательства, ухудшающего условия инвестирования.

В отношении незыблемости договорных условий обычно в конкретных договорах специально оговаривается, что условия договоров сохраняют свою силу в течение всего срока его действия. Одностороннее расторжение договора не допускается. В Указе Президента России от 24 декабря 1993 г. в отношении соглашений о разделе продукции при пользовании недрами прямо оговаривается, что “внесение изменений в соглашение допускается только по взаимному согласию сторон, если иной порядок не предусмотрен соглашением” .

Для российского законодательства характерна не последовательность в предоставлении льгот иностранным инвесторам .Так, в области налогового законодательства первоночально предусматривалось освобождение предприятий с иностранными инвестициями в течении 2 лет от уплаты

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 10                  

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

налога на прибыль  с момента получения объявленной прибыли. Эта льгота была отменена, а затем восстановлена, но только для предприятий, действующих в сфере материального производства и зарегестрированных до 1 января 1992 года.

В законе РСФСР ” Об инвестиционной деятельности в РСФСР ” от 26 июня 1991 года было предусмотрено, что государство гарантирует стабильность прав инвесторов . Дальнейшее развитее законодательства и практики его применения, прежде всего в области налогооблажения, показало, что даже в таком ограниченном объёме эта гарантия не применялась.



Что следует понимать под иностранными инвестициями ?


Понятия “инвестиции”, “иностранные инвестиции” можно определять по-разному. Само слово ”инвестиции” английского происхождения (investments) и означает оно “капиталовложения”. Следовательно, термины “инвестиции” и “капиталовложения” - это синонимы.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции - это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляет другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и “диагональные “ отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.

Под частными понимаются инвестиции,  которые предоставляют

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 11                  

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами, такая связь налицо при суброгации, когда инвестор передает все свои права и требования государству.

Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например. выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, предоставление прав на разработку естественных ресурсов).

Формы иностранных инвестиций :

*    долевое участие в СП путем создания новых совместных предприятий, а                также прибретения доли участия ( паев, акций) в существующих предприятиях;

*     участие в приватизации;

* создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

*     создание банков с иностранным участием;

*     приобретение предприятий;

*     создание дочерних предприятий, филиалов, представительств;

*     приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

*     приобретение государственных ценных бумаг;

*     приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;

*     приобретение иных имущественных прав;

*     заключение концессионных договоров;

* заключение договоров с юридическими лицами и гражданами                      принимающей страны;

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 12                  

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

*   осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах

Национальный режим или режим наибольшего благоприятствования

Принципиальный подход для определения такого режима был выработан  еще в общесоюзных Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР. В этом акте было установлено, что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий, организаций и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях. Аналогичное положение об общем правовом режиме иностранных инвестиций содержится в ЗИИ России.
Речь идет о предоставлении национального режима, т.е. иностранные инвесторы уравниваются в правах с местными инвесторами.

Кто может быть инвестором?

К числу иностранных инвесторов обычно относят слудующие категории субъектов:

1) иностранные юридические лица (включая, в частности, любые компании. фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательствот страны своего местонахождения);

2) иностранные физические лица;

а) иностранные граждане;

б) лица без гражданства;

3) отечественные граждане, проживающие за рубежом;

4) иностранные государства;

5) международные организации.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 13                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

Какие гарантии может дать государство?

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто “некоммерческими”, увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д. Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер.
Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в

*    гарантии от изменения законодательсва;

*   гарантии от национализации и реквизиции;

*    гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

*    гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов;

*    сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

*    сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;

*    компенсаций при национализации или реквизиции;

*    компенсаций при возмещении убытков;

*    гарантии использования прибылей в национальной валюте каждого

      государства.


Ограничения для иностранных инвесторов

В настоящее время ограничения участия в приватизации иностранных инвесторов сводятся к трем основным случаям.

1. Участие иностранного инвестора в приватизации объектов предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких предприятий ( со среднесписочной численностью работающих до 200 человек или с балансовой стоимостью по состоянию на 1

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 14                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

января 1992 г. до 1млн. руб.) промышленности и строительства, автомобильного транспорта допускается по решению местных органов власти.

2. Решения о возможности допуска иностранных инвесторов  к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, у которых оборонный заказ составляет более 30% общего объема выпуска продукции, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд, стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи принимаются Правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов и предприятий. При этом после проведения чекового (денежного) аукциона (конкурса) организаторы направляют в Правительство Российской Федерации и в Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации сведения об иностранных инвесторах-победителях торгов. Федеральная Сужба Безопасности Российской Федерации вправе в течение месяца предоставить в Правительство Российской Федерации мотивированное заключение о необходимости запрета на приобретение акций, долей паев, имущества указанными иностранными инвесторами. На основании этого зключения Правительства Российской Федерации признает соответствующее постановление.

3. Не допускается использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования, кроме случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 15                  

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

Взаимные расчеты с иностранными инвесторами при совершении сделки осуществляются в рублях или приватизационными чеками.

В связи с осуществлением приватизации в России был установлен особый порядок продажи земельных участков (Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам”). Собственник приватизированного предприятия может по своему желанию приобрести земельный участок такого предприятия в собственность или взять в аренду. В соответствие с этим Указом и Земельным кодексом России, который вообще не предусматривает возможности продажи земли юридическим лицам, вопрос о возможности для юридических лиц, в том числе и иностранных, получить право собственности на землю зависит от местных органов власти. Правительство Москвы, например, такой возможности не предусматривает, и земля предоставляется в Москве иностранным инвесторам лишь в пользование, а не в собственность.

В подготовленном в 1995 году проекте Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что иностранные инвесторы не могут иметь право собственности на землю.


Учреждение предприятий с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации

*   Составление и утверждение учредительных документов

*   Устав

*   Учредительный договор

*   Сбор необходимых документов для регистрации

*   Учредительные документы

*  Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса или арендный договор на помещение под офис

*  Устав иностранного предприятия

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 16                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

*     Справка из банка страны инвестора о наличии денежных средств

* Предоставление необходимых документов для регистрации в Регистрационную палату

*     Получение Временного свидетельства о регистрации

*     Выполнение Временного свидетельства о регистрации

* Выполнение необходимых действий для получения Постоянного свидетельства о регистрации

*    Открытие счета в банке и внесение средств в уставный капитал

*    Постановка на учет в налоговой инспекции

*    Получение справки о присвоении кодов из Госкомстата ОКПО и ОКОНХ

*  Предоставление в Регистрационную палату документов о выполнении действий для получения Постоянного свидетельства о регистрации

*    Получение Постоянного свидетельства о регистрации


Режим внешнеэкономической деятельности и таможенные льготы

С самого начала создания совместных предприятий в СССР для них были установлены особый режим внешнеэкономичесой деятельности, льготы по таможенному обложению, особый порядок валютных отчислений.

В настоящее время законодательство России исходит из того, что все предприятия с иностранными инвестициями вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут вывозить продукцию без лицензии при наличии трех условий:

1) доля иностранных инвестиций должна составлять более 30%;

2) вывозимые товары должны относиться к числу квотируемых;

3) предствлен сертификат установленной формы, подтверждающий, что продукция произведена предприятием.

Количественные ограничения, если они установлены, должны действовать и для предприятий с иностранными инвестициями.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр.17                    

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

Имущество, которое иностранный инвестор ввозит в качестве вклада в уставный фонд предприятия с иностранными инвестицими в пределах установленных учредительными документами сроков для его формирования. и имущество, которое предназначено для собственного материального производства, освобождается от уплаты таможенных пошлин и налога на импорт. Таможенные пошлины не взимаются и с имущества, которое иностранные работники предприятия с иностранными инвестициями ввозять для собственных нужд. Что же касается общего таможенного режима, взимания экспортных и импортных пошлин, то эти вопросы регулируются таможенным законодательством, которое достаточно часто меняется.

Острый вопрос - это возможность распоряжаться полученной предприятием выручкой.

Согласно Указу Президента РСФСР от 30 декабря 1991 г. “О формировании Республиканского валютно резерва в 1992 г.” все предприятия и организации обязаны продавать часть своей валютной выручки для формирования Республиканского валютного резерва. Все 50% подлежащей обязательной продаже валюты  они могут продавать по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке России.

Согласно заявлению Правительства России в мае 1994 г. все предприятия с иностранными инвестициями будут иметь право оставлять в своем распоряжении всю сумму валютной выручки от реализации экспорта собственной продукции.

Ликвидация, прекращение деятельности предприятий

Предприятие прекращает свою деятельность в случае реорганизации или ликвидации. Реорганизация проводится по решению высшего органа предприятия. Предприятия с иностранными инвестициями должны ликвидироваться в тех случаях и в том порядке, которые предусмотрены законодательством государства, где было учреждено такое предприятие.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 18                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)

К  СП , в уставном фонде которых доля государственной собственности может составлять 50% и более, применим закон о банкротстве (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий -банкротов) и применению к ним специальных процедур”.

Предприятие также ликвидируется по решению правления или иного органа предприятия, по решению суда либо арбитража. Специфика ликвидации СП состоит в том, что она может произойти в случае признания предприятия несостоявшимся. Такая ситуация возникает, если каждый из участников не подтвердит, что он внес 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд. И тогда орган, который зарегистрировал предприятие, должен признать его несостоявшимся.

















------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 19                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)



            

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В современных условиях, когда желательно, с одной стороны, привлечь иностранные инвестиции в страну,  а с другой - проводить политику протекционизма возникающему отечественному предпринимательству, необходимо специальное законодательство об иностранных инвестициях, потому что включение иностранного капитала в экономику и хозяйственную деятельность иностранных предприятий будет инородным телом. Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике специальное законодательсво должно сохраниться, хотя его значение и удельный вес будут меняться. Если же переход к рынку будет длительным, это законодательство не только сохранится, но и получит дальнейшее развитие, и только в отдаленной перспективе его роль уменьшится,  а затем оно станет ненужным.












------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                   стр. 30                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)



                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................3

ЗАКОНЫ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ                                                                                           

          В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РОССИИ.....................6

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД

         ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ?................11

ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

           С РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ.............20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................31







------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иностранные инвестиции                                                                                                                    стр. 2                   

Петров Ю.А.(ОУВЭД  94)





Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.