История экономических учений, Веблен
Институциализм.
Содержание
1) Введение.
2) Экономические взгляды Т. Веблена.
3) Взгляды Дж.
Гелбрейта.
4) Теория Джона
Коммонса.
5) Экономические взгляды Уесли Митчелла.
6) Заключение.
Введение
В конце
прошлого – начале нынешнего столетия в США зародилось течение, родственное
новой исторической школе и получившее вскоре название – институционализм (этот
термин связан с двумя понятиями: 1) институция – порядок, обычай, установление;
2) институт – закрепление обычаев и порядков в виде законов и учреждений). Один
из теоретиков институцио- нализма Ч. Гамильтон предложил следующее определение:
«Институты – это словесный символ для лучшего обозначения группы словесных
обычаев. Они обозначают преобладающий, и постоянный образ мысли, который стал
привычным для группы и превратился для народа в обычай… Институты
устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и
привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой
сплетение и неразрывную жизнь институтов».[1]
Фактически под теминами “институция”, “институт” понимались явления как
экономи- ческого так и внеэкономического порядка – государство,
законодательство, обычаи нации, ее психический склад, различные общественные
организации, семья, частная собственность и т.д. Включая все эти институты в
круг явлений, анализируемых экономической теорией, приверженцы данного направления
стремились к расширительному толкованию ее предмета.
Между
институционализмом и новой исторической школой имелось немало общего. В
методологии обоих направлений присутствуют острая критика атомического подхода
австрийцев, акцент на «социальную точку зрения», изучение экономического
поведения людей под влиянием обычаев, сформировавшихся нравственных, правовых
норм и т.д. Преобладание социального подхода объясняется тем, что в США в конце
19 – начале 20 в. как нигде явственно проявилось доминирование крупного
капитала, специфические черты которого резко контрастировали с моделью индивидуального
хозяйства, составлявшей исходный пункт анализа австрийской школы.
Институционалисты,
как и представители новой экономической школы, исходили из наличия острых
социальных противоречий капитализма и необходимости их реформирования. Они
также скептически относились к абстрактному методу, предпочитали описанный
подход к действительности. Наконец, еще одной важной чертой, сближавшей
институционализм США с новой исторической школой в Германии, была
эволюционистская точка зрения, т.е. признание изменчивости феноменов
общественной жизни при отрицании качественных скачков в их развитии. Идея
эволюционизма служила обоснованием социально экономических программ,
выдержанных в духе более или менее умеренного реформаторства.
Наиболее
видными идеологами раннего институционализма были Торстейн Веблен
(1857-1929), первые работы которого вышли еще в конце прошлого века, а
также Джон Коммонс (1862-1945) и Уэсли Митчел (1874-1948), пик
творческой деятельности которых приходится на период между двумя мировыми
войнами.
Экономические взгляды Т. Веблена
Основоположником
институционалистического направления по праву считается Т. Веблен. Его перу
принадлежат ряд исследований: «Теория праздного класса» (1899), «Теория делового
предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии
производства» (1914), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919),
«Инженеры и система ценностей» (1921), «Абсентеистская собственность и
предпринимательство в новое время (1923).
Веблен
родился в семье норвежского крестьянина-эмигранта, в сельской местности штата
Висконсин. Получив, благодаря выдающимся способностям, высшее образование и
даже докторскую степень, он так и не стал своим в академическом мире. Большую
часть жизни Веблен провел в борьбе за хлеб насущный, часто меняя колледжи и
университеты, в которых преподавал. Умер он в бедности за несколько недель до
начала биржевого краха 24 октября 1929г. – «черного четверга», от которого
ведет отчет «великая депрессия», подтвердившая во многом социальный критицизм
его теорий.
Как
основоположник институционализма Веблен выводит ряд экономических явлений из
общественной психологии; в основе его взглядов лежит своеобразное понимание
человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К
числу последних Веблен относить инстинкт самосохранения и сохранения рода,
инстинкт мастерства (склонность или предрасположение к эффективным действиям),
а так же склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так,
частная собственность предстает в его произведениях как следствие изначальной
человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным
доказательством успеха в соревновании и «традиционной основой уважения».
Книги
Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с экономистами неоклассического
направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не
должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом
политической экономии является человеческая деятельность во всех ее
проявлениях, общественные науки должны заниматься отношениями людей друг к
другу. Он был одним из первых экономистов, кто поставил в цент исследований не
«рационального», а «живого человека» и попытался определить, чем диктуется его
поведение на рынке.
Неоклассики
часто представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно
оценивающей полезность того или иного блага, с целью максимилизировать общий эффект
от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое
поведение людей носит более сложный, часто иррациональный характер, ибо человек
– не «машина для исчислений ощущений наслаждений и страдания»[2] на
поведении людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного
потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса
и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не
может сводиться к экономическим моделям, основанных на принципах утилитаризма и
гедонизма.
Согласно
Веблену, институты, или принятая в настоящее время система общественной жизни,
определяют непосредственно цели, подчиняющие себе поведение людей. Но благоприятные
условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система
институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов.
Другим
важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал
технику, технологию. Согласно его учению эту доминирующую роль техника
выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства. Таким образом, в
его методологии присутствуют элементы историзма, хотя во многом
технократического свойства: институты изменяются потому, что на них
воздействует человеческая психология, с одной стороны, и поток технических
факторов - с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция
заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной
цивилизации.
Веблен
поставил под сомнение два основополагающих положения неоклассической школы:
-
положение о суверенитете потребителя (положение,
согласно которому потребитель является центральной фигурой экономической системы,
требующим получающим товары и услуги по самым низким ценам),
-
положение о рациональности его поведения.
Веблен
доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам
общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные
решения. Именно она приносит почет и уважение. Характеристиками класса крупных
собственников являются демонстративная праздность («не труд» – как выс- шая
моральна ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной
культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по
своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам,
а потому, насколько владение ими отличает человека от окружающих (эффект
завистливого сравнения). Чем более расточительным становится лицо, тем выше
поднимается его престиж. Не случайно в наше время существует такое понятие,
как «издержки представительства». Высшие почести возводятся тем, кто,
благодаря контролю над собственностью, извлекает из производства больше
богатства, не занимаясь полезным трудом. И если демонстративное потребление является
подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей
среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает
вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и
целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение,
преднамеренное снижение производительности.
Категория
«завистливое сравнение» играет в системе Веблена очень важную роль. При помощи
этой категории Веблен не только объясняет склонность людей к престижному потреблению,
но так же стремление к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру
состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту, и стремиться догнать
его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать других и
тем самым опередить конкурентов.
Центральное
место в учениях Веблена занимает его учение о «праздном классе», к образованию
которого он так же подходил исторически. Как и многие поклонники классического
труда Л. Моргана «Древнее общество», Веблен различал в истории человечества
несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, а
затем ремесленную и промышленную стадии. На разных стадиях люди жили в условиях
сотрудничества. Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена,
механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек благ, военачальники и жрецы
нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования
«праздного класса», а вместо с ним переход от дикости к варварству. По мере
того как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся
свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся, в
основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа
жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и
обман.
В более
поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся мирные навыки лишь
скрывались под маской мирных форм поведения. Окончательно установилась
общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды.
Внешними признаками отличия стало выставленное на показ безделье и потребление,
рассчитанное на демонстрацию богатства («демонстративное расточительство»).
Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к
показной роскоши.
Страницы: 1, 2, 3
|