·
сбалансированность
бюджета;
·
эффективность
и экономность использования бюджетных средств;
·
общее
покрытие расходов бюджета;
·
гласность;
·
достоверность
бюджета;
·
адресность
и целевой характер использования бюджетных средств.
1. Единство
бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм
бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного
законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального
бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
2. Разграничение
доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации —
это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и
полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
3. Важнейшим
является принцип самостоятельности всех бюджетов.
1) право
законодательных (представительных) органов государственной власти и органов
местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие
собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы,
определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3)
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по
формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов
государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно
определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
5) право органов
государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно
определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость
изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений)
о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по
расходам бюджетов.
4. Полнота
отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат
отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
5. Сбалансированность
бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем
предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6. Эффективность
и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении
и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить
из необходимости достижения заданных результатов с использованием
определенного бюджетом объема средств.
7. Общее
покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться
общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Гласность —
это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных
(представительных) органов государственной власти, органов местного
самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой
информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в
том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного
(представительного) органа государственной власти, либо между законодательным
(представительным) и исполнительным органами государственной власти.
9. Достоверность
бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета.
10. Адресность
и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в
распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных целей.
2.1. Исполнение
Федерального бюджета Российской Федерации
Обеспечение сбалансированности
федерального бюджета и бюджетной системы в целом является
основной предпосылкой для поддержания макроэкономической и финансовой
стабильности, создания условий для экономического роста, увеличения количества
рабочих мест и повышения доходов населения, роста инвестиционной активности,
выполнения обязательств государства перед населением.
В 1998 году
дефицит бюджета расширенного Правительства составлял 5,2% ВВП (14% расходов), в
том числе дефицит федерального бюджета – 4,8% ВВП (31% расходов). Начиная с
2001 года, расширенный бюджет Правительства и федеральный бюджет исполняются с
профицитом (таблица 1).
Таблица
1
Исполнение
бюджетов Российской Федерации, % к ВВП
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Консолидированный бюджет и внебюджетные фонды
|
Доходы
|
37,3
|
37,1
|
37,0
|
37,3*
|
Расходы
|
34,2
|
33,8
|
36,0
|
36,3*
|
Профицит(+)/дефицит(-)
|
3,1
|
3,2
|
1,1
|
1,0*
|
Федеральный бюджет
|
Доходы
|
15,5
|
17,6
|
20,3
|
19,4
|
Расходы
|
14,1
|
14,7
|
18,8
|
17,7
|
Профицит(+)/дефицит(-)
|
1,4
|
2,9
|
1,5
|
1,7
|
Территориальные бюджеты
|
Доходы
|
13,2
|
12,1
|
12,1
|
11,3
|
Расходы
|
12,7
|
12,2
|
12,6
|
11,1
|
Профицит(+)/дефицит(-)
|
0,5
|
-0,1
|
-0,5
|
0,2
|
Федеральный
бюджет на 2004 год и в среднесрочной перспективе также сформирован и будет
формироваться с профицитом (таблица 2).
Таблица
2
Основные
параметры федерального бюджета на 2004-2006 годы, % от ВВП
|
2004
|
2005
|
2006
|
|
Закон о бюджете
|
Финансовый план
|
финансо-вый план
|
Доходы (без ЕСН)
|
15,1
|
14,3
|
14,0
|
Налоговые доходы
|
13,5
|
13,1
|
13,0
|
Неналоговые доходы
|
1,4
|
1,1
|
0,9
|
Бюджетные фонды
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
ЕСН
|
2,9
|
2,8
|
2,7
|
|
|
|
|
Расходы (без трансферта на выплату пенсий)
|
14,5
|
13,4
|
12,5
|
Обслуживание долга
|
1,9
|
2,0
|
1,7
|
Внутреннего
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
Внешнего
|
1,5
|
1,5
|
1,2
|
Непроцентные расходы
|
12,6
|
11,4
|
10,8
|
Перечисления ЕСН Пенсионному фонду
|
2,9
|
2,8
|
2,7
|
|
|
|
|
Профицит(+)/Дефицит(-)
|
0,5
|
0,9
|
1,5
|
В то же время
общий объем расходных обязательств, установленных законодательными актами,
принятыми в 1990-е годы, существенно превышает возможности бюджетной системы по
их исполнению. В 2004 году в рамках подготовки реформы разграничения полномочий
органов власти разных уровней Минфином России впервые была проведена оценка
обязательств, не обеспеченных источниками финансирования («необеспеченных
мандатов»). Общий объем расходных обязательств оценен на уровне 6,5
трлн.рублей, тогда как суммарные доходы бюджета расширенного правительства не
превышают 4,5 трлн.рублей. «Необеспеченные мандаты», оцененные Минфином
России на уровне 2 трлн.рублей, либо приостанавливались ежегодным законом
о федеральном бюджете, либо не исполнялись. В 2004 году Минфином России были
разработаны финансовые основы реформы федеративных отношений и местного
самоуправления, создавшие условия для отмены «необеспеченных мандатов».
В настоящее
время доходная часть российской бюджетной системы в силу особенностей структуры
экономики в значительной степени зависит от мировых цен на энергоносители. Доля
топливной промышленности в структуре промышленного производства России
достигает 20%, топливно-энергетические ресурсы составляют 55% российского
экспорта, около 35% доходов федерального бюджета формируется за счет платежей,
поступающих от нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности.
Несмотря на предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры по
диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет
рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие 3-5 лет. Как
следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в
значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой
внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, динамики мировых цен на нефть.
В настоящее время
снижение цен нефти на 1 доллар приводит к уменьшению доходов бюджетной системы
России в среднем на 0,45 процентных пункта ВВП, в том числе федерального
бюджета – на 0,35 процентных пункта ВВП (в условиях 2004 года - на 48
млрд.рублей). При колебаниях мировых цен на нефть за последние 10 лет от 12 до
27 долларов за баррель, доходы бюджетной системы могли изменяться в пределах от
32% до 38% ВВП, доходы федерального бюджета – от 15% до 20% ВВП.
При этом в
условиях ухудшения мировой конъюнктуры на нефть происходит снижение доверия
инвесторов к российским государственным ценным бумагам, что приводит к
удорожанию заимствований на финансовом рынке. Таким образом, в отличие от стран
с диверсифицированной экономикой, для Российской Федерации возможности
привлечения заемных средств оказываются ограниченными именно в те периоды,
когда заемные средства могли бы частично компенсировать сокращение
бюджетных доходов.
Исходя из этого, повышение
устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом к изменениям
внешнеэкономической конъюнктуры является важнейшей предпосылкой для обеспечения
долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, поддержания высоких темпов
экономического роста и исключения необходимости повышать фискальную нагрузку на
бизнес и население в целях компенсации сокращения доходов федерального бюджета
от резкого падения мировых цен на энергоносители или действия других
неблагоприятных внешних факторов.
С 2003 года в
составе федерального бюджета формируется финансовый резерв. В качестве
источника его формирования были определены остатки средств федерального
бюджета, а направления использования – «смягчение» приходящегося на 2004 год
пика погашения внешнего долга Российской Федерации. По состоянию на 1 января
2004 года объем финансового резерва составил 230 млрд. рублей, что
повысило устойчивость федерального бюджета к колебаниям мировых цен на
нефть и позволило без напряжения пройти пик долговых выплат 2004 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|