В этот период во многих странах возобновляют свою деятельность реорганизованные
для осуществления среднесрочных операций институты по страхованию экспортных
кредитов.
Рост значения кредита в международных экономических отношениях развитых
стран с развивающимися вызывался не только форсированием сбыта товаров, но и
возможностью нового приложения капитала.
Таким образом, до конца 50-х годов нашего столетия коммерческий кредит
применялся значительно чаще, чем все другие виды международного кредита. Он
стал основным инструментом внешнеторгового кредитования, особенно в экспортном
кредитовании стран Западной Европы.
С конца 50-х и начала 60-х годов резко возросло значение
международного кредита как стимулятора развития внешнеэкономических связей:
именно в этот период особенно увеличился его объем, еще более расширились сфера
использования кредитов и круг стран, предоставляющих эти кредиты. Заметные
изменения произошли в условиях предоставления кредитов, особенно в смысле
сроков. Существенные изменения претерпели формы и виды кредитования как в
целом, так и у отдельных стран. Все эти особенности взаимообусловлены. В
частности, общий рост объема предоставленных кредитов вызвал обострение
"кредитной войны", что отразилось на условиях предоставления
кредитов. А изменение последних ( как и сам рост объема кредитов ) потребовало
изменения форм кредитования и перестройки систем финансирования экспорта. Новые
сдвиги в кредитной сфере явились следствием изменений, происшедших в эти годы
на мировом рынке.
Резко увеличившаяся диспропорция между замедляющимся
ростом спроса на товары и сохраняющимся быстрым ростом производственных
возможностей промышленности потребовала поддержания конъюнктуры на рынке
дополнительными "взбадривающими" средствами. В ряде стран были
приняты меры по стимулированию частных капиталовложений в экономику, наряду с
этим возросшее внимание уделялось форсированию экспорта.
Растущие специализация и кооперирование производства в
рамках международного разделения труда требуют максимального развития внешней
торговли. В большинстве развитых стран машиностроение, по существу,
превратилось в "экспортную отрасль " промышленности. Отгрузка продукции
отдельными отраслями машиностроения на экспорт подчас даже больше, чем на
внутренний рынок. Появился целый ряд дополнительных факторов, затрудняющих
развитие международной торговли, а следовательно и требующих нового
форсирования экспорта. Это прежде всего растущая региональная экономическая
интеграция стран, а также введение все более жестких импортных ограничений в
связи с ухудшением валютного положения многих стран (в основном развивающихся)
и т.д. В эти годы чрезвычайно расширился арсенал средств форсирования сбыта.
Западноевропейские экспортеры (в частности, фирмы ФРГ) все более теряли ценовые
преимущества, которые они имели перед экспортерами США (в связи с более
быстрым ростом издержек производства и, в первую очередь, номинальной
заработной платы), что способствовало развитию внеценовых средств конкуренции.
Решающую роль в качестве средства форсирования сбыта
машин и оборудования и других инвестиционных товаров сохранил за собой международный
кредит. Параллельно с ростом спроса на кредиты на мировом рынке росли
возможности их предложения (особенно в западноевропейских странах).
В целом рост значения международного кредита во внешнеэкономических отношениях
в эти годы, как и раньше, был связан в первую очередь с обострением трудностей
сбыта на рынке развивающихся стран. Вследствие валютно-финансовых затруднений
развивающиеся страны были вынуждены еще более сократить ассигнования из
собственных валютных ресурсов для импорта машин и оборудования, отдав предпочтение
импорту предметов первой необходимости, продовольствия, сырья, запчастей для
уже действовавших предприятий и т.д. Роль иностранного финансирования поставок
машин и оборудования в эти страны, таким образом, существенно возросла. Больше
того, значительно расширился круг поставок, при осуществлении которых
покупатели стали все чаще требовать от экспортеров предоставления кредитов.
Наряду с финансированием дорогостоящего и сложного оборудования, а также
крупных партий машин, часто стали кредитоваться на длительные сроки поставки
отдельных машин промышленного назначения, поставки бытовых машин и даже запчастей
и узлов машин (главным образом для последующей сборки), удобрений и продовольствия.
Все это вызвало необходимость перестройки систем финансирования экспорта,
а следовательно, и форм кредитов и в США, и в Западной Европе.
До тех пор, пока развивающиеся страны удовлетворялись среднесрочными
кредитами, западноевропейские фирмы могли успешно конкурировать с американскими
экспортерами несмотря на то, что сроки американских кредитов, достигавшие 10-15
лет и более, зачастую намного превышали сроки фирменных кредитов
западноевропейских поставщиков. Но, по вышеизложенным причинам, эти фирмы были
вынуждены в целях сохранения рынков сбыта идти на значительное удлинение сроков
кредитов.
Расширилась практика предоставления западноевропейскими поставщиками кредитов
на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, установленный в 1953 г. "
Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это делалось
нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки фирменных кредитов
в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще предоставлялись кредиты
до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных кредитов сроком более 5 лет
выросла ориентировочно в 5 раз. Во многих странах были приняты постановления,
идущие в разрез с рекомендациями " Бернского союза". Созданная в
рамках ЕЭС система координации практики предоставления экспортных кредитов не
ограничила их сроки, а лишь потребовала гласности в предоставлении кредитов на
срок более 5 лет и в случае необходимости проведения соответствующих консультаций.
Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов
именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования
экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в
отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная
система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для
рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем
случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была
довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения
процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно
перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных
систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.
В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных
кредитов стала применяться практика " комбинированного "
финансирования, при которой частные банки берут на себя финансирование сделки
в течение первых лет действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты
- непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно
частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после
поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).
В целом, системы долгосрочного кредитования в
западноевропейских странах в конце 60-х годов развивались по пути развития
прямого государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления
финансовых кредитов.
Основным источником средств для предоставления финансовых
кредитов служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так
же, как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-
экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.
Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам
наличными.
Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта
из западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить
объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам, но и
сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их сроки и
стоимость) более приемлемыми для покупателей.
Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое
разграничение в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и
Западной Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.
Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые
государственные кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов
возросла более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение
предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже
50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно
уступали по темпам роста кредиты международных организаций.
Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)
кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность развивающихся
стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8 млрд.долл., в том
числе по кредитам, полученным под гарантию правительств этих стран - 6
млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе статистических данных ОЭСР и
Комитета содействия развитию, роль отдельных видов международных кредитов с
1956 по 1967 гг. изменялась следующим образом (использованная часть в
млрд.долл.):
1956
1960 1965 1967
ВИДЫ КРЕДИТА $ % $
% $ % $ %
международный кредит(всего) 2,43 100
3.59 100 6,55 100 8,24 100
- фирменные кредиты* 1,30 61,7 2,00
55,7 2,90 44.3 3,8 6,1
- прямые
государственные 0.75 30,8 1,25 34,8 2,83 43.2
3,4 40,9
- кредиты
международных
организаций 0,18 7,4
0,34 9,5 0,82 12,5 1,1 13,0
*-подсчеты ориентировочные
Относительное значение частных кредитов (основную
массу которых составляют фирменные кредиты) в целом уменьшилось, но первенства
они не уступили.
Что касается развития международного кредита в
отношениях между развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение
притока американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых
государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и
планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не мог
компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.
Одновременно с этим укрепились кредитные связи
между западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли
частные кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не
получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для
финансирования экспортных поставок военной техники.
Необходимость кредитования операций между
промышленно развитыми странами была вызвана несколько иными причинами, чем в
случае с развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца
50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.
Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны
государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по
существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались
исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной использования
иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить
заемные средства на наиболее выгодных условиях.
Возможность получения крупных займов у местных
банков или на рынке ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно
ограничивала роль международного кредита как средства финансирования импорта
фирмами в развитых странах.
Наибольшее распространение получили фирменные
кредиты, используемые для финансирование экспорта. Однако нередко они не
опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования
иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х
гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных
компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться
без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.
Фирменные кредиты предоставлялись, в первую
очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и
др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в
ФРГ, Англию и США.
В конце 60-х гг. роль фирменных кредитов как
средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая
большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною
оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков
прибегнуть к ней.
Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на
те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже
станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись
обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на
более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы
ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние
итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ
поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада
конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов
иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки
страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться
за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая
задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков.
Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило,
по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных
рисков государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов
имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась
особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов
государственных кредито-финансовых организаций для финансирования экспорта в
конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций
Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления
американскими экспортерами фирменных кредитов.
3. Коммерческий кредит на современном этапе
В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще
оставалось главным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако
свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной
зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитования
внешней торговли все более предпочтительными.
В современном мире львиная доля коммерческого кредита
приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия
реализации товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит
в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической политики по
отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности покупателей в
более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и
залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования
коммерческого кредита.
В настоящее время преобладающей на рынке становится
тенденция к удлинению сроков реализации товаров, причем не только в фазах
кризиса и депрессии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке
наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей
в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909
гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х
годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие
более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|