Конкуренция и ее роль в экономическом развитии
Реферат по Экономике
на тему:
Конкуренция и ее роль в экономическом развитии
Ижевск 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
I ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………………3
1) Сущность конкуренции,
условия ее существования……………………….....3
2) Совершенная конкуренция………………………………………………….......4
3) Несовершенная конкуренция…………………………………………………...5
II НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ………………………………………...6
1) Формы конкуренции
в условиях монополистического производства, ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………………………..6
2) Современные подходы к трактовке проблем
совершенной и несовершенной конкуренции…………………………………………………………………………8
3) Монопольные цены и
поведение монополистов…….………………………..10
III АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В
РОССИИ…………………………………………………………………………….12
1) Особенности российского монополизма……………………………………....12
2) Методы антимонопольной политики…………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………....19
Список
литературы………………………………………………………………...19
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,
финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной
системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это
организованная структура, в которой существуют производители и потребители,
продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей
(спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по
определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество
товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и
цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка
определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество
потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента
стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и
потребителей, характер и структура отношений между ними определяют
взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность
рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).
Конкуренция - это центр тяжести всей
системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по
поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция
между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями
как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.
Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление
превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о
долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве
средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании
используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание,
ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
Сущность конкуренции.
Условия ее существования.
Конкуренция – соперничество между
участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи
товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями:
полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной
зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими
претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и
процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия)
может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды
конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными
показателями являются:
1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права
юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3. Дифференциация товаров
(придание определённому виду товара одного и того же
назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству,
цвету и др.);
4. Участие фирм в контроле
над рыночной ценой.
Рыночное
соперничество классифицируется так:
Совершенная конкуренция.
Совершенная
(свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной
обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых
фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1. Объём
производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на
цену реализуемого этой фирмой товара;
2. Реализуемые
каждым производителем товары являются однородными;
3. Покупатели
хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то
потеряет покупателей;
4. Продавцы
действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок
никем и ничем не ограничен.
Последнее
условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным
предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей
его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой
дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и
потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования
рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы
через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения
отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на
благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не
удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной
конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом
к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
Несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно
обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием
монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают
акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и
финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием
большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием
научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает
это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи
определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса.
Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического
развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть
эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».[1]
Термин « монополия » в буквальном смысле означает
единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого
термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения
различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной
конкуренции. Монополия – исключительное право производства,
промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу,
определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе
монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая
конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных
прибылей,
речь о которых пойдёт позже.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|