Корпоративные облигации в РФ
Филиал Санкт-Петербургского
государственного инженерно-
экономического университета в
г. Чебоксары
Кафедра финансов и
банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Рынок ценных
бумаг»
Тема индивидуального задания:
«Корпоративные облигации»
Выполнил: Иванов Д.В
Курс: 3 Группа: 31-04
Проверила : _________
Чебоксары 2007 г.
Содержание :
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.
Корпоративные облигации в России. Экономическое содержание, и
необходимость внедрения……………………………………………………….5
1.1.
Экономическая сущность корпоративных облигаций……………..5
1.2.
Классификация
корпоративных облигаций…………………………8
Глава 2. Выпуск и размещение
корпоративных облигаций ОАО“ЛУКОЙЛ”…11
2.1. Организация размещения облигаций ОАО“ЛУКОЙЛ”……………12
2.2. Основные этапы размещения облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ”………15
2.3. Подготовка
проспекта эмиссии……………………………………..16
2.4. Период
открытого маркетинга……………………………………..19
Глава 3.
Проблемы и пути совершенствования обращения
корпоративных
облигаций в России. …………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………28
Список
литературы…………………………………………………………………31
Введение
Для повышения
эффективности производства в условиях развитой экономики особое значение имеет
способность предприятий гибко использовать рыночные инструменты и механизмы в
процессе финансирования своей хозяйственной деятельности.
В1999 – 2000 годах
в России началось формирование нового сегмента финансового рынка - рынка
корпоративных облигаций. Не смотря на определенные препятствия, его развитие
идет быстрыми темпами: к настоящему времени в обращении находятся 36 выпусков
облигаций совокупным объемом порядка 37 млрд. рублей.
Актуальность
данной темы базируется на том, что, на сегодняшний день в России существует
ограниченность инвестиционных ресурсов. Как показывает зарубежный опыт, важное
место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимает эмиссии
ценных бумаг и прежде всего акций и облигаций. Большие надежды возлагаются на
рынок корпоративных облигаций как на перспективный источник дополнительных
инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. Таким образом, в
сложившейся ситуации появляется возможность использовать финансовый рынок для
финансирования реального сектора с помощью организации ликвидного рынка
корпоративных облигаций.
Цель работы –
раскрыть роль и значение корпоративных облигаций как инструмента привлечения
инвестиций, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию
механизма обращения данного финансового инструмента.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить ряд задач:
§
Во-первых, рассмотреть экономическое содержание
корпоративных облигаций;
§
Во-вторых, проанализировать механизм выпуска и размещения
данных ценных бумаг на примере ОАО “ЛУКОЙЛ”;
§
В-третьих, выявить основные проблемы обращения
корпоративных облигаций и наметить пути его совершенствования.
Глава 1. Корпоративные облигации в
России. Экономическое содержание и необходимость внедрения.
1.1. Экономическая сущность
корпоративных облигаций.
Как показывает
зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования
корпораций занимают эмиссии ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В
современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как
правило, от 10-15 до 60-65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг ,
что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника
инвестиций.
Облигацией
(согласно Ч.2 ст.816 ГК) признается ценная бумага, удостоверяющая право ее
держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею
срок, номинальной стоимости облигации или имущественного эквивалента.
Облигации,
выпущенные акционерными обществами, называются корпоративными облигациями.
Главное достоинство облигации состоит
в том, что она является наиболее действенным и эффективным инструментом,
позволяющим, не перераспределяя собственность, аккумулировать средства
инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рынок капиталов.
В этом своем
качестве облигация удостоверяет:
§
факт
предоставления владельцем ценной бумаги денежных средств эмитенту (корпорации);
§
обязательство
эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму,
которую эмитент получил при выпуске данной бумаги (т.е. вернуть сумму долга);
§
обязательство
эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от
номинальной стоимости.
Эмиссия
облигаций – это удобный способ мобилизации капитальных фондов, содержащий ряд
привлекательных черт для корпораций
Основными
преимуществами облигационного займа с точки зрения предприятия-эмитента
являются:
§
возможность
мобилизации значительных объемов денежных средств и финансирования
крупномасштабных инвестиционных проектов и программ на экономически выгодных
условиях без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев облигаций) в
управление его текущей финансово-хозяйственной деятельностью;
§
возможность
маневрирования при определении характеристик выпуска: все параметры облигационного
займа (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения и
т.д.) определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемых
за счет привлекаемых средств инвестиционного проекта;
§
возможность
аккумулирования денежных средств частных инвесторов (населения), привлечения
финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок
(продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и на
более выгодных условиях с учетом реальной экономической обстановки и состояния
финансового рынка;
§
обеспечение
оптимального сочетания уровня доходности для инвесторов. С одной стороны, и
уровня затрат предприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного
займа, с другой стороны;
§
оптимизация
взаиморасчетов, структуры дебеторской и кредиторской задолженности предприятия.
В
тоже время облигация – весьма жестокое долговое обязательство: осуществляя
эмиссию облигаций, эмитент несет определенные риски, и всегда существует
вероятность того, что облигационный заем не будет успешным, т.е. сам факт
эмиссии облигаций еще не гарантирует их размещения на разработанных эмитентом
условиях.
В связи с этим, рассматривая финансовые
возможности облигаций, следует учитывать противоречивый характер интересов
эмитента и инвесторов.
Поэтому при
организации облигационных займов в процессе конструирования ценных бумаг важно
уметь найти “золотую середину”, обеспечить баланс этих интересов на основе
комплексного анализа приемуществ и недостатков данного финансового инструмента.
Как и любая
ценная бумага, облигация продается и покупается на организованном рынке – рынке
ценных бумаг. Он является важной составной частью как денежного потока, так и
рынка капиталов, который в свою очередь составляет финансовый рынок.
Цель
функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить наличие
механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых
контактов между теми, которые нуждаются средства, и теми, кто хотел бы
инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг
обеспечил наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (в
виде ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь
юридическую силу.
Первичный рынок –
термин, который описывает те случаи, когда ценная бумага впервые появилась на
публичной арене обычно в обмен на денежные средства.
Вторичный рынок –
термин, который описывает случаи, когда вторые и последующие транши находящихся
в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене.
1.2.
Классификация корпоративных облигаций.
Корпоративные облигации, обращающиеся
на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:
§
среднесрочные
валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|