рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Корпоративные облигации. Проблемы становления на российском рынке

Отличительной чертой облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ” является то, что это рублевые бумаги, обеспечивающие валютную доходность. Формулы расчета процента составлены таким образом, чтобы:

§        компенсировать инвесторам снижение курса рубля;

§        обеспечить доходность, равную 6% годовых в валюте от долларового эквивалента номинальной стоимости облигаций, рассчитанного на дату окончания размещения;

§        обеспечить выплату суммы, компенсирующей обесценение долларового эквивалента номинальной стоимости облигаций, рассчитанного на дату окончания размещения.

При погашении выплачивается номинал облигации.

Таким образом, выпущенные облигации ОАО “ЛУКОЙЛ” представляют собой своеобразный инструмент хеджирования рублевых вложений. [14]

Цена размещения облигаций. Очень важно в проспекте эмиссии ценных бумаг правильно изложить раздел, связанный с определением цены размещения, поскольку в дальнейшем в соответствии с действующим законодательством, внесение изменений в проспект эмиссии относительно цены размещения не допускается. Существует два основных способа определения цены размещения:

1.     в проспекте эмиссии непосредственно указывается цена размещения ценных бумаг;

2.     в проспекте эмиссии изложен порядок определения цены размещения ценных бумаг.

Наиболее предпочтительным и гибким для эмитента является второй вариант, который также был использован ОАО “ЛУКОЙЛ”. Базовым параметром для расчета цены размещения облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ” являлась ее номинальная стоимость. Окончательная цена размещения облигаций определяется андеррайтером с момента представления документов на государственную регистрацию выпуска облигаций в ФКЦБ России путем изучения спроса на облигации и складывается на основе предварительных индикативных предложений о приобретении облигаций, направленных андеррайтеру. Окончательная цена размещения утверждается уполномоченным органом эмитента и публикуется в средствах массовой информации не позднее даты начала размещения. Облигации размещаются по цене, одинаковой для всех покупателей, которая не изменяется в течение всего срока размещения.

2.4. Период открытого маркетинга.

Период открытого маркетинга является одним из наиболее стратегически важных этапов эмиссии ценных бумаг. По результатам данного периода происходит согласование и определение следующих главных параметров размещения:

1.     основной круг инвесторов;

2.     цена размещения ценных бумаг (их доходность);

3.     объем “потенциально размещенных ценных бумаг”.

При выпуске облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ” период открытого маркетинга начинался с момента официальной регистрации проспекта эмиссии и объявления в средствах массовой информации о проведении размещения облигаций и продолжался до даты начала размещения облигаций на ММВБ.

Все мероприятия, проводимые эмитентом и андеррайтером в течение периода открытого маркетинга, можно разделить на два вида:

1.     организация рекламной кампании ценных бумаг;

2.                 изучение спроса потенциальных инвесторов на выпускаемые ценные бумаги, в результате которого определяются окончательные параметры размещения.

Организация рекламной кампании включает в себя проведение презентаций для российских и иностранных инвесторов, встреч представителей эмитента с инвесторами, интенсивных телефонных консультаций и переговоров с инвесторами и дополнительной рекламы выпуска ценных бумаг в средствах массовой информации.

 Проводимые презентации облигаций ОАО <ЛУКОЙЛ> включали в себя следующие блоки:

§        описание текущей макроэкономической ситуации в стране, состояния государственного бюджета, денежно-кредитной политики, макроэкономический прогноз несколькими сценариями развития;

§        описание инвестиционной привлекательности облигаций;

§        описание технологии размещения и обращения облигаций.

Целью изучения спроса потенциальных инвесторов на выпускаемые ценные бумаги является формирование книги заявок на покупку ценных бумаг. Процесс изучения спроса потенциальных инвесторов состоит из следующих последовательных этапов (на примере облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ”):

1.     сбор индикативных заявок инвесторов на покупку облигаций членами синдиката и андеррайтером;

2.     ведение андеррайтером книги заявок на покупку облигаций. [14]

После завершения этого периода наступает непосредственно размещение на торговой площадке (подача заявок и исполнение сделок на бирже).


Глава 3. Проблемы и пути совершенствования обращения корпоративных облигаций в России.

На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций.

Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты (основные – ФЗ “О рынке ценных бумаг” и “Cтандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”) не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации.

1.Прежде всего, следует сказать о нерациональности налогообложения корпоративных облигаций. Это связано с существованием налога на операции с ценными бумагами, установленного в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачиваемого эмитентом одновременно при регистрации эмиссии за счет чистой прибыли.

Данный налог не несет в себе, по крайней мере, три отрицательных момента:

§        Во-первых, само существование налога, да еще уплачиваемого за счет чистой прибыли, сравнимо с наказанием предприятия, привлекающего инвестиции в реальный сектор экономики;

§        Во-вторых, возникает дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства, т.е. облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия;

§        В-третьих, в сложившейся ситуации среди потенциальных инвесторов наиболее привлекательны бумаги с короткими сроками обращения. Однако для эмитента регулярный выпуск “коротких” облигаций излишне дорог, так как требует регулярной уплаты налога на операции с ценными бумагами.

 

2.Действующие акты ФКЦБ России не позволяют начинать вторичное обращение облигаций ранее регистрации отчета о выпуске ценных бумаг. Это в свою очередь не дает российским эмитентам возможности оперативного управления долгом  за счет постепенного размещения облигаций отдельными траншами, поскольку сначала должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска и лишь затем может начаться их вторичное обращение.

3.Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций (не ниже устанавливаемой эмитентом минимальной “цены отсечения”) удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. Вместо этого нужно сначала либо договариваться с потенциальными инвесторами о ценах размещения облигаций, либо продавать их на аукционе по единой цене, что также увеличивает стоимость заимствования.

4. Как известно, в российской практике бухгалтерского учета выплачивыемые эмитентам проценты по облигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, и выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа. Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям и кредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения.[18, с. 30]

Только с выходом Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. №696 [4] стало возможным отнесение процентов по облигациям, выплачиваемых эмитентам, на себестоимость. Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/или нецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговли эффективность эмиссии облигаций по-прежнему будет невысокой.

5.Еще одна проблема состоит в том, что в отношении облигаций установлен ряд законодательных требований, также в известной степени ограничивающих их выпуск. Так, в соответствии с ГК РФ и ФЗ “Об акционерных обществах” при выпуске облигаций эмитентом в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие формальные условия:

§        номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества, либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;

§        выпуск облигаций допусакется после полной оплаты уставного капитала;

§        выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;

§        общество также не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.

Но по моему мнению, на начальных этапах развития рынка корпоративных облигаций представляется более логичным и даже совершенно необходимым в интересах защиты прав инвесторов (в т.ч. населения) существование предусмотреныых действующим законодательством РФ ограничений в части сроков и объемов эмиссии.

Необходимым условием развития рынка корпоративных облигаций является создание активного вторичного рынка: он мог бы разрешить конфликт интересов, изначально заложенный в природу корпоративных облигаций. Конечно же, эмитент заинтересован в выпуске “длинных бумаг”: это удобнее для реализации крупных проектов, обеспечение гарантии выплат. А так же с точки зрения налогообложения инвесторам менее рискованными прелставляются “короткие вложения”. На вторичном рынке они могут покупать корпоративные облигации на любой срок.

Реальные предпосылки для развития активного вторичного рынка корпоративных облигаций есть пока только в Москве. Качественное обслуживание облигационных займов в регионах представляется проблематичным как из-за неразвитости инфраструктуры, так и из-за низкой ликвидности бумаг местных эмитентов.

Повышение ликвидности в отношении корпоративных облигаций зависит от степени “прозрачности” хозяйственной деятельности и финансового положения эмитентов.

Одним из вариантов повышения “кредитной репутации” в глазах иностранных инвесторов может стать выпуск российскими компаниями долговых обязятельств, зарегистрированных в качестве иностранных ценных бумаг их дочерних предприятий за пределами России и обеспеченных российскими актиавми, находящимся в такой юрисдикции, где они могут быть востребованными судом в пользу держателей облигаций. [12, с.22]

Первоначальным заемщиком при этом выступает российский эмитент, кредиторами – иностранные инвесторы. Привлечение средств осуществляется через зарубежный фондовый рынок. По мере закрепления “кредитной репутации” рынок облигаций данного эмитента может быть параллельно запущен и в России, а затем и полностью возвращен сюда.

В нынешних условиях является неизбежностью формирование рынка краткосрочных корпоративных облигаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.