Первым
этапом работы с заявлением на открытие импортного аккредитива после подачи
его в банк приказодателем и проверки правильности его оформления является
определение способа исполнения данного аккредитива и установление авизующего и
исполняющего банков. При этом аккредитив может быть размечен и на другой иностранный
банк, нежели тот, который указан приказодателем аккредитива в заявлении
на его открытие, исходя из финансовых интересов уполномоченного банка.
Однако такое изменение возможно только после получения согласия приказодателя
аккредитива при условии, что последний согласовал данный вопрос с
бенефициаром и получил его согласие на изменение авизующего и
исполняющего банков, о чем делается соответствующая отметка на бланке
заявления на открытие аккредитива с указанием фамилии и должности
сотрудника организации-прказодателя аккредитива, с которым был согласован
данный вопрос. Произведя все необходимые действия по разметке аккредитива,
то есть указав авизующий и исполняющий банки, сотрудник, произведший
разметку, возвращает его сотруднику отдела импортный аккредитивов банка-эмитента.
Для
отражения открытия аккредитива по бухгалтерии составляется мемориальный
ордер. В мемориальном ордере указывается номер аккредитива, по дебету
проставляется номер счета приказодателя аккредитива, с которого
списывается валютное покрытие, по кредиту указывается номер балансового
счета, по которому учитывается данный аккредитив на балансе банка, затем
проставляется код иностранной валюты, в которой открывается
аккредитив, сумма иностранной валюты. При введении данной информации в
ЭВМ, сотрудником вычислительного центра, компьютер автоматически пересчитывает
эту валюту в рубли по текущему валютному курсу. Открываемые
уполномоченными банками аккредитивы могут учитываться по следующим балансовым
счетам:
"Кредиторы-клиенты
по импортным аккредитивам с покрытием выплат со счетов "Ностро" и на
счета "Лоро";
"Кредиторы-клиенты
по импортным аккредитивам с покрытием выплат по клирингу";
"Кредиторы-клиенты
по импортным аккредитивам с покрытием выплат за счет краткосрочных кредитов
иностранных банков";
"Кредиторы-клиенты
по импортным аккредитивам с покрытием выплат со счетов компенсационных
сделок";
"
Кредиторы-клиенты по импортным аккредитивам, покрытым при их открытии по
клирингу";
"Кредиторы-клиенты
по импортным аккредитивам с покрытием выплат за счет коммерческого
кредита";
"Кредиторы
клиенты по импортным револьверным аккредитивам с покрытием выплат со счетов
"Ностро" на счета "Лоро".
Аккредитив
считается открытым после того, как сделана бухгалтерская запись по
счетам и отослано сообщение в адрес иностранного банка, причем даты
этих двух документов должны совпадать. В адрес авизующего иностранного
банка направляется заключительная телеграмма или послание по системе СВИФТ с
указанием номера аккредитива, его полных условий, способа платежа по
аккредитиву, места исполнения и места истечения срока действия аккредитива.
Оригинал
заявления на открытие аккредитива направляется на хранение в документы дня,
копия остается в досье аккредитива, другая копия возвращается приказодателю
аккредитива вместе с выпиской по лицевому счету в качестве подтверждения
открытия аккредитива. В аккредитивном досье имеются все графы и колонки,
необходимые для четкого и правильного ведения аккредитива, а именно:
номер аккредитива, вид аккредитива, срок его действия, место истечения,
отметка о пролонгации, номер аккредитивного балансового счета, код
инвалюты, сумма открытия аккредитива, наименование авизующего,
исполняющего и рамбурсирующего банков, наименование приказодателя
аккредитива, номер его текущего валютного счета, с которого открыт
аккредитив, графы с отметками о дате открытия аккредитива, всех внесенных в его
условия изменениях, всей переписке, ведущейся по аккредитиву, порядок оплаты
расходов по аккредитиву, отметка о проценте покрытия аккредитива, а также о
сумме первоначального платежа - в полной сумме или с окончательным расчетом.
На внутренней стороне аккредитивного досье делаются отметки о движении
суммы по аккредитиву: по кредиту указываются суммы открытия и увеличений
аккредитива, по дебету- суммы выплат или уменьшений аккредитива на
конкретную дату, в графе "Остаток" выводится остаток средств на
аккредитиве на эту дату. Увеличение суммы аккредитива производится
аналогично процессу открытия аккредитива.
Получив
от иностранного банка документы и убедившись вих полном соответствии
условиям аккредитива, сотрудник отдела импортных аккредитивов банка-эмитента
производит их оплату с аккредитива. При проверке представленных к
оплате документов сотрудник банка обращает особое внимание на их
комплектность (соответствие перечню) и соответствие по внешним признакам
условиям аккредитива. Как правило, авизующий банк при высылке документов в
адрес банка-эмитента в своем сопроводительном авизо указывает перечень
представленных бенефициаром документов к оплате.
При
выполнении платежа с аккредитива сотрудник отдела импортных аккредитивов
по дебетовой стороне аккредитивного досье записывает сумму платежа
в иностранной валюте, в графе"Остаток"выводит сумму остатка
средств на аккредитиве с учетом текущего платежа, в графе "Комиссия и
расходы" указывает сумму расходов, которую следует возместить
иностранному банку за совершение данной операции с документами. Для
отражения операций по оформлению платежа по внутреннему бухгалтерскому учету
сотрудник отдела импортных аккредитивов делает соответствующие бухгалтерские
записи путем составления мемориального ордера. При оплате документов
начисляется комиссия с суммы платежа в соответствии с тарифом комиссионного
вознаграждения банка, списывается сумма этой комиссии с валютного счета приказодателя
аккредитива и зачисляется на счет доходов банка, так же как и комиссия
за открытие аккредитива.
В
адрес иностранного банка направляется телекоммуникационное платежное поручение
на оплату данной суммы с аккредитива в пользу бенефициара согласно инструкциям,
содержащимся в сопроводительном авизо, при котором иностранный банк выслал
документы в адрес банка-эмитента, с указанием рамбурсирующего банка,
через который следует произвести платеж. Банк-эмитент переводит
средства, инструктируя рамбурсирующий банк оплатить причитающуюся сумму
по назначению в пользу авизующего банка, указывая при этом срок
валютирования, то есть дату, на которую рамбурсирующий банк может
списывать сумму платежа с корреспондентского счета банка-эмитента
у себя. При этом банк-эмитент извещает о платеже авизующий банк и
инструктирует рамбурсирующий банк сделать это самостоятельно. В случае, если
банк-эмитент имеет корреспондентский счет в авизующем банке, он на основании инструкций
авизующего банка может уполномочить последний дебетовать свой счет у него для
платежа в пользу бенефициара.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРРЕСПОНДЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Придавая
особое значение корреспондентским отношениям, крупные банки создают
специализированные подразделения для контроля за их ведением и дальнейшим
совершенствованием в целях достижения такого уровня их развития, при котором
корреспондентские отношения охватывали бы все аспекты банковского бизнеса и
способствовали бы росту прибыли. Важнейшим условием эффективной деятельности
этих подразделений является их оперативное взаимодействие с отделами и
управлениями банков, занимающимися международными расчетами, валютными
неторговыми операциями и дилингом, а также доступ к международной финансовой
информации. Принципом корреспондентских отношений становится в первую очередь
предоставление друг другу возможности проведения прибыльных операций. Кроме
того, на базе корреспондентских отношений расширяется круг предоставляемых
услуг, включая, например, обучение персонала своих корреспондентов, помощь
в организации представительств, информационное обеспечение и т.п. В целях
укрепления сотрудничества многие подобные услуги могут оказываться бесплатно.
Для
банков в условиях колебания процентных ставок и валютных курсов
является необходимостью рациональное использование средств на корреспондентских
счетах путем тщательного регулирования остатков на своих счетах у других
банков, с одной стороны, и максимально выгодного использования средств
на счетах своих корреспондентов у себя, с другой стороны.
Используя
достижения научно-технического прогресса, крупнейшие банки стали
создавать различные автоматизированные системы для получения оперативной
информации об операциях по счетам и управления ими в рамках корреспондентских
связей. Такие системы используются, например, контрагентами и клиентами "
Bankers Trust Co." (Cash Connector ) , " Morgan Guarantee Trust Co.
" (M.A.R.S.) " Bank of America " ( BAMTRAC ) , " Chemical
Bank " ( Chemlink ) и других американских банков . Ряд европейских и российских
банков также приступил к созданию и внедрению подобных автоматизированных
систем .
В
1977 году начала функционировать система СВИФТ ( SWIFT: Society of
Worldwide Interbank Financial Telecommunications ), созданная 239 банками
для обмена финансовой информацией. СВИФТ получил в банковских кругах широкое
признание и в настоящее время является одной из основных систем, использование
которой дает большой эффект, благодаря возможности быстро связываться с
иностранными банками-корреспондентами и получать необходимые сведения,
а также оперативно решать различные вопросы, не затрачивая
дополнительного времени на почтовую переписку. Большое значение имеет также
использование телексов, телефаксов и системы " Reuters ", дающей
оперативную информацию о состоянии дел на международных биржах и о курсах
валют. Также в настоящее время на одну из лидирующих ролей претендует компьютерная
сеть “Интернет”, также дающая широкий круг возможностей для обмена информацией
и получением необходимых данных.
Некоторые
банки, в том числе из средних, стали специализироваться на переводе
средств между своей клиентурой и банками-корреспондентами. Примером может
служить французский банк "l'Europeenne de Banque", который,
являясь членом организации СВИФТ, принял на себя переводное обслуживание
международных операций ряда французских и итальянских банков и фирм.
Широкое
внедрение компьютерных систем в банковскую практику диктуется также и тем,
что конкуренция у банков, ведущих корреспондентские счета, во многом
основывается на том, насколько оперативной и полной является предоставляемая
информация, которая в современных условиях стала товаром на рынке банковских
услуг и используется для достижения оптимальных условий ведения счетов.
Проблема
остатков на счетах тесно связана с вопросом стоимости банковских
услуг, предоставляемых корреспондентам. Обычно эти остатки ( может быть
оговорен минимальный беспроцентный остаток) размещаются банком, ведущим счет,
на рынке для покрытия операционных расходов и получения прибыли. В условиях
невысоких процентных ставок имеет место определенная взаимовыгодность
отношений: один банк получает средства, которые мог бы использовать
с выгодой для себя, другой - услуги своего корреспондента, стоимость
которых была приемлемой для банков и которую можно было снижать за счет
увеличения объема операций по счету. Однако в период резкого повышения
процентных ставок в середине 80-х годов поддержание беспроцентных остатков
стало невыгодным для банков и начался отток средств с корреспондентских счетов.
В
результате банки стали пересматривать основу построения доходности своих
операций по корреспондентским счетам, дополнив ее комиссиями. Несмотря на последовавшее
понижение ставок на рынке, тенденция к переводу операций по корреспондентским
счетам на комиссионную основу сохраняется .
Комиссии
обладают теми преимуществами, что они уплачиваются сразу, имеют стабильный
характер и не подвержены изменениям под влиянием колебаний ставок и
валютных курсов. У некоторых банков на базе комиссий проводится 80 - 90 %
операций по корреспондентским счетам. Комиссионную основу все более
широко используют также банки Голландии, Швеции, Бельгии, Великобритании и
России. Следует, однако, отметить, что ряд банков ФРГ и Швейцарии все еще
использует в основном систему минимальных остатков и только 30 % их стали
применять комиссии.
Большое
значение в современных условиях приобретает, с одной стороны, повышение
эффективности использования собственной филиальной сети из отделений,
представительств, агентств и дочерних учреждений (например, английский
Midland Bank располагает сетью из 177 таких учреждений ) и, с другой
стороны, оптимизация корреспондентской сети. Подразделения, ответственные за
корреспондентские отношения, должны постоянно следить за целесообразностью
поддержания отношений с тем или иным корреспондентом и не допускать
неплатежей и овердрафтов, если последние не предусмотрены
корреспондентскими соглашениями, наличием достаточного количества счетов в
различных валютах (это позволяет избежать расходов, связанных с конверсией
валют и курсовыми разницами, при условии отсутствия комиссии за ведения счета
и достаточного объёма операций), оптимальным распределении средств между счетами
в разных банках одной страны ( одно время во Одинбанке широко
практиковалось использование центральных счетов, по которым объем
операций и размещенных средств был наибольшим в данной стране. Это имело
некоторые удобства, однако, например, когда в 1992 году на счет в Credit
Lyonnais, Париж был наложен арест, объем средств Одинбанка в других банках
Франции оказался очень незначительным и банк понес потери.)
Таким
образом, основными направлениями работы по совершенствованию
корреспондентских отношений с банками являются: выделение в организационной
структуре банков специальных подразделений занимающихся непосредственно
корреспондентскими отношениями, широкое внедрение средств автоматизации и
компьютеризации, контроль за рациональным использованием средств на
корреспондентских счетах, оптимизация корреспондентской сети за границей и
внутри страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
настоящее время, в условиях происходящих в России экономических реформ,
большое внимание уделяется усилению международных связей российских производственных
предприятий и организаций. Корреспондентские отношения между банками как
внутри страны так и за рубежом являются важнейшим инструментом международных
экономических связей. В связи с этим огромное значение приобретает расширение
и совершенствование корреспондентских связей российских коммерческих банков
между собой, а также с иностранным банками, приведение их в
соответствие с нормами международной банковской практики, увеличение объема
предоставляемых услуг и иностранных операций, а также поиск новых форм
сотрудничества в сфере обслуживания международных расчетов. Поэтому выбор
банка-корреспондента как за рубежом, так и внутри страны осуществляется очень
тщательным образом и выбирается в зависимости от нужд банка или его клиента,
для проведения тех или иных операций. В связи с угрозами неплатежей,
банкротства и постоянно меняющейся экономической ситуации в стране банки
вынуждены, в рамках установленных корреспондентских отношений, анализировать финансовое
положение, собирать информацию о деятельности и друг друга, об объёме предоставляемых
услуг и их стоимости и оперативно реагировать на все происходящие изменения,
создавая друг другу здоровую конкуренцию и постоянно совершенствуя и увеличивая
спектр предоставляемых услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|