Кредитно-денежная политика Узбекистана и Казахстана
ВВЕДЕНИЕ.. 2
Денежно-кредитная
политика ЦБ Узбекистана. 5
Цели и результаты кредитно- денежной
политики Узбекистана в 2004 г. 7
Денежно-кредитная
политика в Казахстане и задачи на 2005 г. 10
Узбекистан
предложения. 15
Казахстан
предложение. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18
Использованная литература и Интернет
ресурсы.. 20
Актуальность темы моей
курсовой работы “Кредитно-денежная политика в долгосрочном и краткосрочном
периоде в развивающихся странах” исходит из того что;
во-первых: проведение
денежно-кредитной политики в развивающихся странах во многом зависит от
накопленного мирового опыта как развивающихся стран так и развитых. От того к
каким конечным результатам и последствиям приводили применяемые ЦБ инструменты
денежно-кредитного регулирования.
во-вторых: на мой
взгляд, денежно-кредитная политика играет ключевую роль в достижении
макроэкономической стабильности в развивающихся странах и странах переходящим к
рыночным отношениям, где, как известно, существует нестабильность основных
макроэкономических показателей, а особенно инфляции.
Как известно, важное достоинство
использования денежно-кредитной политики - быстрота и гибкость воздействия на
состояние экономики страны. Если применение фискальной политики обсуждается в
высших органах государственной власти, то применение монетарной политики может
быть оперативно решено в самом Центральном Банке. Результаты применения этой
политики очень скоро отразятся на финансовом состоянии страны. Это особенно
важно при применении оперативных мер по борьбе с инфляцией.
Я постарался, как можно больше
уделить внимание именно применению ЦБ инструментов денежно-кредитного
регулирования и их результативность и относительная эффективность в
краткосрочном и долгосрочном периодах. Целью моей курсовой работы является
исследование основных инструментов применяемых ЦБ и эффективность монетарной
политики в развивающихся странах. С этой целью в моей курсовой работе
определены следующие задачи:
-
Сделать
макроэкономический анализ каждой из рассматриваемых стран вынуждающих ЦБ
проводить соответствующую кредитно-денежную политику.
-
Проследить
за влиянием применяемых инструментов в разных временных периодах.
-
Выявить
эффективность денежно-кредитной политики в достижении поставленных целей ЦБ и
достижении макроэкономической стабильности.
-
Сделать
предложения для проведения монетарной политики.
В качестве развивающихся стран я
выбрал Узбекистан и Казахстан. Выбор мой пал на эти страны не случайно. После
развала СССР и падения административно-командной системы каждая из стран начала
проводить свою независимую кредитно-денежную политику которая была в многих
чертах идентична. Тем не менее результаты монетарной политики в каждой из ниже
рассматриваемых стран очень сильно отличаются.
Вся приведенная статистика
соответствует ежегодным докладам ЦБ Узбекистана и Казахстана и были изъяты из
официальных сайтов ЦБ.
Хотелось бы сразу отметить, что в
начальной стадии переходного периода выше перечисленные страны столкнулись с
такими макроэкономическими проблемами как: спад производства, рост уровня
безработицы и инфляции, нехватка финансовых ресурсов, дефицит госбюджета,
нарушение платежного баланса. Забегая вперёд, я хотел бы напомнить что
монетарная политика играет основную роль в достижении макроэкономической
стабильности обеспечивая экономический рост. Обеспечивая стабильность цен денежно-кредитная
политика создаёт условия способствующие экономическому росту, укреплению
макроэкономической и финансовой стабильности в стране. Для предотвращения роста
макроэкономических проблем и достижению стабильности выше указанным странам
пришлось разрабатывать специальную программу стабилизации, ввести собственную
национальную валюту и выбрать инструменты денежно-кредитного регулирования.
Прежде чем приступить к
непосредственному изучению проводимой монетарной политики выше перечисленных
стран, я хотел бы указать условия для проведения эффективной кредитно-денежной
политики, ниже перечисленные условия особенно важны для развивающихся стран где
ещё не полностью сформулирована банковская система.
Условия проведения
денежно-кредитной политики
- полная независимость ЦБ от
правительства
-
никакого
финансирования государственного долга и бюджетного дефицита. Просто это может
противоречить проводимой ЦБ политики например, инфляционного таргетирования,
где выше всего должна стоять цель.
-
доверие
общества к банковской системе.
Введение собственной национальной
валюты в 1993-1994 гг. ознаменовало в экономическом развитии республики начало
независимого осуществления внутренней денежно-кредитной политики. Исходя из
условий начального этапа преобразований, четко выделялись тактические и
стратегические цели монетарной политики.
Стратегической целью ЦБУ был
выход на стандартное использование общепринятых инструментов денежно-кредитного
регулирования, характерных для стран со сформированной рыночной экономикой.
Однако во многих развивающихся странах в начале переходного этапа преобладание
государственного сектора препятствовало использование инструментов характерных
для рыночных экономик.
Учитывая эти реалии, деятельность
ЦБУ была направлена на обеспечение радикальных перемен в области
денежно-кредитной политики, а именно: перестраивалась кредитная и процентная
политика в направлении последовательного снижения монетарных каналов инфляции.
Для достижения поставленной цели,
ЦБУ применял инструменты рефинансирования. В 1994-1995гг. размер ставки
рефинансирования ЦБУ повышался следующим образом. С октября 1994- 150%, с 1
января 1995г.- 225%, с 1 марта того же года – 300%. В краткосрочном периоде
проводимая ЦБУ политика “дорогих денег” снизила выдаваемые банками кредитов, и
привела к заметному снижению инвестиционной активности что в свою очередь
охарактеризовалось спадом в производстве. Другая сторона проводимой
рестрикционной денежно-кредитной политики соответствовало к тому времени
долгосрочным целям ЦБУ – снижению инфляции и укреплению национальной валюты.
(плюсы и минусы проводимой политики рассмотрены мною в предложении)
Со второй половины 1994г. характер
политики рефинансирования изменился. В большей мере она была ориентирована на
две взаимозависимые цели: подержание уровня денежно-кредитных показателей на
заданных темпах и ликвидности банковской системы; во-вторых на достижение и
поддержание макроэкономической стабильности.
Установление норматива резервных
требований к коммерческим банкам явилось в условиях переходного периода к
рыночным отношениям одним из основных экономических инструментов реализации
денежно-кредитной политики. Нома обязательных резервов как и учетная ставка повысились
в 1994г.
Целью вводимых
изменений явилось приспособление инструментов резервных требований к задачам
денежно кредитного развития в условиях подготовки к введению собственной
национальной валюты. Для этого были увеличены ставки обязательных резервных
требований в целях снижения денежной массы. На средства привлекаемые на срок до
3-х лет ставка установилась в размерах 30%, а на срок выше 3-х лет -10%. Без
сомнения по мере совершенствования рыночных отношений и использование
Государственных Ценных Бумаг, ставка рефинансирования и резервные требования в
последующих годах были заметно снижены.
Как показывает история
проводимой кредитно-денежной политики ЦБУ по сдерживанию темпов роста денежной
базы, наличных денег в обращении, совокупной денежной массы обеспечил в итоге
четко выраженную тенденцию сокращения темпов инфляции. Если годовой темп роста
денежной массы в 1995г составил 2,6 раза то в последующих годах 1996, 1998,
2000, 2002 – 2,1, 1,9 1,7 1,6 соответственно. Уровень годовой инфляции по
ИПЦ достигший в 1992-1996г более 12 раз сокращался до 64% в 2002г. Это в свою
очередь положительно отразилось и на динамике процентных ставок на денежном
рынке, и обменном курсе на внутреннем валютном рынке.
Таким образом выходит что
политика рефинансирования ЦБУ была ориентированна не только на количественное
снижение кредитов для сдерживания инфляционных процессов, но и на
удовлетворение спроса коммерческих банков на предоставление кредитов
небанковской сфере для финансирования объектов являющихся жизненно важными для
экономики обеспечивающих экономическую независимость страны.
Выводы
Перед ЦБ в 1994-1997г стояли задачи
оптимального насыщения возросных потребностей экономики в платежных средствах в
сочетании с одновременном контролем за темпами роста денежной массы с целью
ограничения влияния монетарных факторов инфляции. В связи с этим
денежно-кредитная политика в этот период строилась на сочетании жесткого
ограничительного курса правительства и ЦБ направленную на стабилизацию
финансовой системы, так и на предоставление кредитов коммерческим банкам ЦБУ
для финансирования неотложных и приоритетных потребностей экономики республики.
С 1997г к инструментам
денежно-кредитного регулирования добавилась операции на открытом рынке ЦБ. Постепенный
переход к рыночным инструментам становился все более необходимым по мере
усиления инфляционных тенденций. Главное преимущество косвенного регулирования
заключается в эффективности осуществляемой с их помощью контроля за расширением
кредитов и за процентными ставками.
В 2004г ЦБУ проводил жесткую
денежно- кредитную политику. В целях поддержания относительно низкого уровня
инфляции по ИПЦ и обеспечения устойчивого обменного курса сума были
задействованы следующие инструменты:
-- Операции на открытом рынке
-- Ставка рефинансирования
-- Резервные требования
-- Валютные интервенции
В целях регулирования
краткосрочной ликвидности на денежном рынке ЦБУ проводил операции на открытом
рырке. За 2004г общий объем операций по привлечению свободных денежных средств
коммерческих банков в депозиты и выпуску ценных бумаг в обращении составил
более 100 млрд д. США.
В прошлом году
ЦБУ проводил гибкую процентную политику. На протяжении года ставка
рефинансирования снижалась два раза. Первое снижение было в июне с 20% до 18% и
второе снижение произошло в декабре с 18% до 16%. Снижение ставки ЦБУ было
обусловлено прежде всего потребностью банковской системы в дополнительных
ресурсах, низким темпом инфляции. Вслед за снижением ставки рефинансирования
ЦБУ происходило также и снижение ставок коммерческих банков (см таблицу 1.1)
|