рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по ценообразованию

      Тип рыночной структуры определяется факторами:

1)      количество фирм-производителей, действующих на данном рынке (конкуренты);

2)      тип продукта;

3)      контроль над ценами, и кем он осуществляется;

4)      возможность входа и выхода, условия;

5)      действие неценовых факторов конкуренции.


Типы:

1)      совершенная конкуренция (абсолютно конкурентный рынок, чистая конкуренция);

2)      монополистическая конкуренция;

3)      олигополия;

4)      чистая монополия (монопольный рынок);

5)      монопсония (1 потребитель и много изготовителей).











Характери-стики

Свободная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

1. Количество фирм

множество фирм (в зависимости от отрасли)

достаточно много фирм (СК>МК)

несколько крупных фирм

одна фирма

2. Тип продукта

однородный (стандартный продукт)

дифференцированный продукт, т.е. отличающийся от конкурентов

и стандартный, и дифференцированный

уникальный продукт (нигде никем другим не выпускается)

3. Контроль над ценами

отсутствует контроль со стороны отдельного производителя (цена равновесия)

существует некоторый контроль (но в малом сегменте)

ограничен контроль взаимной зависимости фирм

полный контроль монополиста (он определяет P и Q)

4. Условия входа и выхода

довольно легко (препятствия отсутствуют)

сравнительно легко

существенные ограничения

вход и выход контролируется монополистом, он препятствует появлению конкурента на рынке

5. Неценовые факторы конкуренции (реклама и маркетинг)

практически отсутствуют

очень сильны (особенно в розничной торговле)

О<МК, но все же есть, и на рекламу тратятся большие деньги

в основном, факторы не нужны


2.      Виды издержек и доходов в различных рыночных структурах.


Издержки:

·        постоянные;

·        условно-постоянные;

·        переменные.


Переменные издержки − variable costs VC изменяются с увеличением объема выпуска (применительно ко всему продукту).



Средние переменные издержки − average variable costs AVC (применительно к 1 акту).

Условно-постоянные издержки −

fixed costs FC


Совокупные издержки − total costs TC

TC = VC + FC

Средние издержки − average costs AC

Предельные издержки − marginal costs MC.

Это те издержки, с которыми связан выпуск одной дополнительной единицы товара.


Издержки:

·        явные;

·        неявные.


Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара.


Неявные (альтернативные, издержки упущенной выгоды, вмененные издержки) обусловлены предпринимательским выбором.

Схема формирования бухгалтерской и экономической прибыли.


Неявные издержки:

1)      норма дохода на капитал;

2)      нормальный доход.


Экономическая прибыль − это та прибыль, которая обусловлена предпринимательским выбором, и от которой владельцы не отказываются, а используют ее, а это и есть сверхприбыль (рента).


Нормальная прибыль − это та прибыль, от которой владельцы отказываются, используя собственные ресурсы в своей фирме, но которую можно было бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело.


Экономическая прибыль = выручка (доход) − экон. издержки

Экономические издержки = явн. издержки + неявн. издержки





Совокупный доход − total revenue TR


TR = P · Q

Средний доход − average revenue AR

Предельный доход − MR.
Тот доход, который может получить фирма, продав 1 дополнительную единицу товара:

Прибыль

П = TR − TC


Издержки фирмы в краткосрочном периоде

Q

FC

VC

TC

MC

AFC

AVC

AC

0

50

0

50

1

50

50

100

50

50

50

100

2

50

78

128

28

25

39

64

3

50

98

148

20

16,7

32,67

49,4

4

50

112

162

14

12,5

28

40,5


5

50

130

180

18

10

26

36










3.      Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии ценообразования в условиях современной конкуренции.



ирма

отрасль

(с/х, сфера услуг: транспорт, турагенты)


Линия Р − это линия спроса на продукт фирмы. Эта линия одновременно является линией среднего дохода. МС характеризует изменение предельных издержек по мере изменения Q. MR = MCусловие равновесия фирмы на рынке


               


Издержки и доходы фирмы в условиях совершенной конкуренции


1)     

Фирме выгодно работать.












2) P = 60; AC=P => нет экономической прибыли, но фирма будет производить товары.

3) Фирма терпит убытки, но пытается их минимизировать.




















Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об уходе с рынка.


Условие прекращения производства товара

Если цена равна минимуму АС, фирма не получает экономической прибыли.


В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком.



Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.


Стратегии ценообразования в условиях СК:

1)      Стратегия случайного снижения цен.

Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем понижается.

2)      Стратегия сигнализирования ценами.

Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.

3)      Стратегия цен на наборы товаров/услуг.

Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его по более низкой цене.

 






















Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ

1.      Особенности монополии как рыночной структуры.

2.      Равновесие в условиях монополии. Условия максимизации прибыли и особенности установления цены.

3.      Дискриминационные цены и их определение.

4.      Стратегии ценообразования в условиях монополии.

1.      Особенности рынка монополии:

·        На рынках монопольного типа существует единственный продавец.

·        У товаров нет заменителей.

·        Монополист является диктатором цены.

·        Монополист блокирует вход на рынок конкурентам.

=> потребность в антимонопольном законодательстве.


Изменение совокупного, предельного и среднего дохода в условиях монополии

 


P

Q

Доход

TR

MR

AR

6

0

0

5

1

5

5

5

4

2

8

3

4

3

3

9

1

3

2

4

8

-1

2

1

5

5

-3

1











2.      Графическое определение

Аналитическое определение

 
формула большого пальца

 

 

 

 

 

MR = MC  − условие равновесия монополиста на рынке

 

 

В условиях монополии MR меньше, чем AR.  Соответственно, MR оказывается меньше цены.


Сила монопольной власти L − показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L≤1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.
















Изменение прибыли монополиста


1) Монополист имеет экономическую прибыль

2) Фирма получает нормальную прибыль (работает без убытков)













3) Цена падает настолько, что <АС.


Пока цена не достигла AVC,  фирма будет продолжать работать, хотя и с убытками. Задача фирмы − минимизировать убытки. Переменные затраты покрываются, постоянные − не полностью (это расстояние между АС и AVC).


В условиях монополии производитель максимизирует прибыль, одновременно регулируя цену и количество товара, которое он производит для того, чтобы удовлетворить спрос.






Изменение прибыли в условиях монополии

Q

P = AR

TR

MR

AC

TC

MC

П

0

172

0

100

-100

1

162

162

162

190

190

90

-28

2

152

304

142

135

270

0

34

3

142

426

122

113,3

340

70

86

4

132

528

102

100

400

60

128

5

122

610

82

94

470

70

140

6

112

672

62

91,67

550

80

122

7

102

714

42

91,43

640

90

74

8

92

736

22

93,73

750

110

-14

9

82

738

2

97,78

880

130

-142

10

72

720

-12

103

1030

150

-310


Расчеты ведутся при условии FC=100.


Выводы:

1)      Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.

2)      Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.

3)      В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.

4)      Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.

5)      Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.

6)      Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.


Lсила монопольной власти, показатель Лернера; 0<L<1.

       

Регулируемая монополия

В условиях регулируемой монополии могут возникать несколько ситуаций.

Если взять точку пересечения кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль (на уровне безубыточности).


Если взять точку пересечения D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная цена. Эта цена соответствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Но эта ситуация требует дотации государства. Очень часто монополист недогружает свои мощности (Q1).


В условиях монополии для того, чтобы выполнить расчеты цены:

1)      определить характеристики рыночного спроса;

2)      определить издержки;

3)      определить объем производства, соответствующий условию равновесия;

4)      определить максимальную прибыль при соответствующей цене.







3.      Дискриминационные цены

Типы дискриминации:

1)       совершенная дискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;

2)       дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;

3)       ценовая дискриминация на сегментированных рынках.


Назначение дискриминационных цен

Графический способ определения дискриминационных цен на разных сегментах рынка

Аналитический подход

Условие определения дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC

EMR −  линия равной предельной выручки

Выводы:

1)      При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.

2)      При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.

3)      Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.


Условия ценовой дискриминации (для исключения перепродаж)

1)      Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные барьеры).

2)      Отдаленность рынка.

3)      Специфика продукта.

4)      Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).


В условиях монополии появляется возможность использовать стратегии дискриминации цен по всем ее видам.



























ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1.      Характеристики рынка монополистической конкуренции.

2.      Условия равновесия и определения цены.

3.      Влияние рекламы на цены и прибыль.

4.      Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.

1.      Характеристики:

·        достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около 1%;

·        товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой фирмы => дифференцированные товары;

·        продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;

·        вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;

·        очень сильна неценовая конкуренция;

·        действие эффекта масштаба незначительно.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.