|
|
2. Виды издержек и доходов в различных рыночных структурах. Издержки: · постоянные; · условно-постоянные; · переменные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переменные издержки − variable costs VC изменяются с увеличением объема выпуска (применительно ко всему продукту). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средние переменные издержки − average variable costs AVC (применительно к 1 акту). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условно-постоянные издержки − fixed costs FC |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совокупные издержки − total costs TC |
TC = VC + FC |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средние издержки − average costs AC |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предельные издержки − marginal costs MC. Это те издержки, с которыми связан выпуск одной дополнительной единицы товара. |
|
Издержки:
· явные;
· неявные.
Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара.
Неявные (альтернативные, издержки упущенной выгоды, вмененные издержки) обусловлены предпринимательским выбором.
Схема формирования бухгалтерской и экономической прибыли.
Неявные издержки:
1) норма дохода на капитал;
2) нормальный доход.
Экономическая прибыль − это та прибыль, которая обусловлена предпринимательским выбором, и от которой владельцы не отказываются, а используют ее, а это и есть сверхприбыль (рента).
Нормальная прибыль − это та прибыль, от которой владельцы отказываются, используя собственные ресурсы в своей фирме, но которую можно было бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело.
Экономическая прибыль = выручка (доход) − экон. издержки
Экономические издержки = явн. издержки + неявн. издержки
Совокупный доход − total revenue TR
TR = P · Q
Средний доход − average revenue AR
Предельный доход − MR.
Тот доход, который может получить фирма, продав 1 дополнительную единицу
товара:
Прибыль
П = TR − TC
Издержки фирмы в краткосрочном периоде
Q
FC
VC
TC
MC
AFC
AVC
AC
0
50
0
50
−
−
−
−
1
50
50
100
50
50
50
100
2
50
78
128
28
25
39
64
3
50
98
148
20
16,7
32,67
49,4
4
50
112
162
14
12,5
28
40,5
50
130
180
18
10
26
36
3. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии ценообразования в условиях современной конкуренции.
ирма
отрасль
(с/х, сфера услуг: транспорт, турагенты)
Линия Р − это линия спроса на продукт фирмы. Эта линия
одновременно является линией среднего дохода. МС характеризует изменение
предельных издержек по мере изменения Q. MR = MC − условие
равновесия фирмы на рынке
Издержки и доходы фирмы в условиях совершенной конкуренции
1)
2) P = 60; AC=P => нет экономической прибыли, но фирма будет производить товары.
3) Фирма терпит убытки, но пытается их минимизировать.
Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об уходе с рынка.
Условие прекращения производства товара
Если цена равна минимуму АС, фирма не получает экономической прибыли.
В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком.
Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.
Стратегии ценообразования в условиях СК:
1) Стратегия случайного снижения цен.
Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем понижается.
2) Стратегия сигнализирования ценами.
Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.
3) Стратегия цен на наборы товаров/услуг.
Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его по более низкой цене.
Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ
1. Особенности монополии как рыночной структуры.
2. Равновесие в условиях монополии. Условия максимизации прибыли и особенности установления цены.
3. Дискриминационные цены и их определение.
4. Стратегии ценообразования в условиях монополии.
1. Особенности рынка монополии:
· На рынках монопольного типа существует единственный продавец.
· У товаров нет заменителей.
· Монополист является диктатором цены.
· Монополист блокирует вход на рынок конкурентам.
=> потребность в антимонопольном законодательстве.
Изменение совокупного, предельного и среднего дохода в условиях монополии
P
Q
Доход
TR
MR
AR
6
0
0
−
−
5
1
5
5
5
4
2
8
3
4
3
3
9
1
3
2
4
8
-1
2
1
5
5
-3
1
2. Графическое определение
Аналитическое определение
− формула большого пальца
MR = MC − условие равновесия монополиста на рынке
В условиях монополии MR меньше, чем AR. Соответственно, MR оказывается меньше цены.
Сила монопольной власти L − показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L≤1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.
Изменение прибыли монополиста
1) Монополист имеет экономическую прибыль
2) Фирма получает нормальную прибыль (работает без убытков)
3) Цена падает настолько, что Pм<АС.
Пока цена не достигла AVC, фирма будет продолжать работать, хотя и с убытками. Задача фирмы − минимизировать убытки. Переменные затраты покрываются, постоянные − не полностью (это расстояние между АС и AVC).
В условиях монополии производитель максимизирует прибыль, одновременно регулируя цену и количество товара, которое он производит для того, чтобы удовлетворить спрос.
Изменение прибыли в условиях монополии
Q
P = AR
TR
MR
AC
TC
MC
П
0
172
0
−
−
100
−
-100
1
162
162
162
190
190
90
-28
2
152
304
142
135
270
0
34
3
142
426
122
113,3
340
70
86
4
132
528
102
100
400
60
128
5
122
610
82
94
470
70
140
6
112
672
62
91,67
550
80
122
7
102
714
42
91,43
640
90
74
8
92
736
22
93,73
750
110
-14
9
82
738
2
97,78
880
130
-142
10
72
720
-12
103
1030
150
-310
Расчеты ведутся при условии FC=100.
Выводы:
1) Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.
2) Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.
3) В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.
4) Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.
5) Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.
6) Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.
L − сила монопольной власти, показатель Лернера; 0<L<1.
Регулируемая монополия
В условиях регулируемой монополии могут возникать несколько ситуаций.
Если взять точку пересечения кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль (на уровне безубыточности).
Если взять точку пересечения D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная цена. Эта цена соответствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Но эта ситуация требует дотации государства. Очень часто монополист недогружает свои мощности (Q1).
В условиях монополии для того, чтобы выполнить расчеты цены:
1) определить характеристики рыночного спроса;
2) определить издержки;
3) определить объем производства, соответствующий условию равновесия;
4) определить максимальную прибыль при соответствующей цене.
3. Дискриминационные цены
Типы дискриминации:
1) совершенная дискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;
2) дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;
3) ценовая дискриминация на сегментированных рынках.
Назначение дискриминационных цен
Графический способ определения дискриминационных цен на разных сегментах рынка
Аналитический подход
Условие определения дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC
EMR − линия равной предельной выручки
Выводы:
1) При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.
2) При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.
3) Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.
Условия ценовой дискриминации (для исключения перепродаж)
1) Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные барьеры).
2) Отдаленность рынка.
3) Специфика продукта.
4) Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).
В условиях монополии появляется возможность использовать стратегии дискриминации цен по всем ее видам.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1. Характеристики рынка монополистической конкуренции.
2. Условия равновесия и определения цены.
3. Влияние рекламы на цены и прибыль.
4. Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.
1. Характеристики:
· достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около 1%;
· товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой фирмы => дифференцированные товары;
· продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;
· вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;
· очень сильна неценовая конкуренция;
· действие эффекта масштаба незначительно.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.