Конкретные науки о
качестве и об элементах управления можно разделить на :
- Конкретные
технические науки (теория надежности, теория статистического
регулирования, стандартизация, сертификация, квалиметрия, и т.д.);
- Конкретные
экономические науки (экономическая теория качества,
планирование качества и т.д.);
- Конкретные
социологические науки (правовые основы качества, управление качеством
труда и т.д.);
- Теория информации
о качестве.
Научные основы
управления качеством – это вся система знаний об
управлении качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не
может входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна
охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может
ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из других конкретных
наук, входящих в состав научных основ управления, а также учитывать особенности
элементов и уровни управления качеством.
Под менеджментом
понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с
целью повышения его эффективности и прибыльности. Здесь качество выступает, как
главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде
схемы :
- принципы
системности в проектиовании - анализа и синтеза при системном
- переработки, хранения и пере -
и
управлении качеством ; подходе к
решению проблем ка - дачи информации;
- комплекснрсти в
несл. разных сторон чества; -
коммуникационные связи;
управления
качнством; - принятие проектных
решений - компьютерная и вычислительная
- приоритетности
факторов внешней в области
качества; техника;
среды в
формировании качества ; - мотивации и воздействия
на - средства производства;
- взаимоотношений
управленческого и деятельность
исполнителя; - стандарты и регламенты, регла -
исполнительного
персонала в проект- - оценка качественного
уровня регламентирование требования
ной
деятельности. продукции;
качества продукции;
- контроля
качества. - законодательные акты в области
качества;
- сертификаты, как средство под -
тверждения качества.
1.3.2.
Система оценки качества в задачах управления.
В условиях рыночной
экономики система оценки качества продукции должна наиболее полно
соответствовать особенностям рыночных отношений между производителями и
потребителями. Для этого предполагается решение следующих задач :
1.
Объективной оценки качества продукции на различных
этапах взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом
взаимосвязи качества, количества и цены потребления.
2.
Достаточно полного выявления свойств и показателей,
характеризующих качество продукции, а так же объективного отражения их в
нормативно – технических документах на продукцию.
3.
Оперативного получения всех необходимых объективных
данных о качестве продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на
любом этапе жизненного цикла продукции.
При этом управление
качеством имеет тесно связанные направления :
стандартизация, сертификация, и квалиметрия, взаимосвязь которых представлена
на рисунке :
Система
оценки качества
Стандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований (норм,
правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О
стандартизации”, устанавливыемые требования должны быть
направлены на обеспечение :
1.
Безопасности продукции, работ и услуг для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
2.
Взаимозаменяемости продукции.
3.
Качества продукции, работ и услуг в соответствии с
уровнем развития науки, техники и технологии.
4.
Единства измерений.
5.
На обеспечение экономии всех видов ресурсов.
Важнейшими
результатами деятельности по стандартизации являются :
- Повышение степени
соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;
- Устранение
барьеров в торговле и соответствие научно-техническому и экономическому
сотрудничеству;
При этом результаты
стандартизации по отношению к сертификации первичны, поскольку прежде, чем
подтверждать соответствие продукции установленным требованиям, необходимо эти
требования разработать, обосновать и установить, а это возможно лишь при
непосредственном использовании методов квалиметрии, при разработке и экспертизе
требований стандартов, подготовке и проведении сертификации продукции на ее
соответствующие требования стандартов.
Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию соответствия
рассматриваемого объекта определенным требованиям, установленным в КД. Особые
требования предъявляются к методическим основам оценки качества продукции,
которые должны наиболее полно обеспечивать :
1.
Возможность выявления комплексного анализа и
достоверной оценки всей совокупности потребительских свойств безопасности и
экологичности продукции.
2.
Создание на основе проведенной оценки предпосылок
для социальной защиты потребителя от функционально и экологически опасной
продукции, а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.
Квалиметрия – это научная дисциплина, которая изучает проблематику и методологию
количественного и качественного оценивания объектов различной природы. В ее
рамках формируется и развивается система методов измерения свойств продукции и
оценки ее качества.
Среди основных
научных проблем, требующих немедленного решения, можно назвать :
- Совершенствование
методов оценки качества продукции с учетом взаимосвязи, условий ее
использования и цены потребителя.
- Систематизация
свойств и показателей, характеризующих качество конкретных групп продукции
с учетом современных требований к ее качеству и цены потребителя.
- Формирование
состава актуальных задач оценки качества продукции на различных стадиях
жизненного цикла продукции и соответствие методического, информационного и
программного обеспечения для решения типовых задач.
- Разработка
методических основ оценки полноты и остоверности отражения в
нормативно-технической документации на сертифицированную продукцию,
показателей ее безопасности и экологичности методов и средств их проверки.
Вышеизложенные направления управления
качеством наиболее эффективно решаются с использованием статистических методов.
Так, в системе оценивающие статистические методы применяются для решения
следующих задач :
1.
Оценки статистической точности определения
комплексных и обобщенных показателей индексов качества.
2.
Построение моделей статистического контроля в форме
статистических зависимостей общего показателя качества эффективности от частных
показателей с помощью методов регрессионного, факторного, дисперсионного
анализа.
3.
Статистической классификации качеств технологии и
объектов техники.
4.
Статистического определения коэффициентов
весомости.
5.
Построение прогнозных баз оценки с помощью
статистической экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей.
6.
Построение эталонно – нормативной базы оценки.
7.
Оценки стабильности качества производства и
продукции.
1.3.3.
Основные тенденции в области управления
качеством.
Анализируя уровень
зарубежных фирм и компаний, можно выделить следующие основные тенденции в
области управления качеством продукции :
1.
Системный подход к управлению качеством. Данный
подход означает охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее
жизненного цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная работа с
поставщиками.
2.
Руководящую роьл высшего звена в формировании и
обеспечении стратегической политики предприятия в области качества.
3.
Обеспечение высокого качества продукции при
снижении ее себестоимости, а так же цены для потребителя.
4.
Усиление роли и значения человеческого фактора в
управлении качеством продукции.
5.
Тесная и непосредственная работа с поставщиками
сырья, материалов и комплектующих изделий.
6.
Анализ затрат на качество. Сущность данного подхода
состоит в том, что анализ затрат на качество учитывает возможные затраты на
устранения дефектов.
7.
Использование материальных и моральных стимулов
всех работников фирмы за высокое качество продукции.
Наиболее
характерным для зарубежных систем качества является смещение контроля качества
продукции с конечного ее этапа жизненного цикла на начальный.
Основная цель - не
фиксация дефектов и брака путем контроля, а именно их предупреждение с помощью
различных предприятий, включая профилактическое обслуживание оборудования,
использование статистических методов регулирования и контроля за
технологическими процессами и т.д., не допускать появления брака в
производстве.
Глава 2. Квалиметрия.
2.1. Основные положения квалиметрии.
2.1.1. Квалитология и квалиметрия.
Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить
следующие взаимосвязанные и взаимодецствующие друг с другом составные части :
- Теория
качества, предметом которой является
исследование природы качества, изучение экономических, социалистических,
информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и
применения.
- Теория
управления качеством – это область науки,
занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления
качеством.
- Квалиметрия
– отрасль науки, изучающая и реализующая
методы количественной оценки качества.
- Метрология – отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения
качества.
Квалиметрия как наука выступает в виде
взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и
методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся :
- Общая
квалиметрия.
- Специальная
квалиметрия.
- Предметные
квалиметрии.
Общая
квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические
проблемы : системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии
(аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе
ранжирование, весомость).
В специальной
квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки,
точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, вероятностно – статистическая
квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория
классификаций и систематизаций сложно – ориентированных объектов, имеющих
обычно иерархическое строение.
Предметная
квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия
продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и
проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса,
квалиметрия информации и др.
Совершенствование
квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и
содержании, к главным чертам которых относятся :
·
представление о квалиметрии только как о теории
количественных методов оценки,
·
сужение предмета квалиметрии до области измерений и
оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы
построения комплексных показателей качества,
·
расширение предмета квалиметрии, распространение
его на количественно – неизмеримые объекты,
·
акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических
методах оценивания.
При этом происходит
эволюция взглядов на предмет квалиметрия. Появились такие направления, как
социологическое, педагогическое, географическое и пр.
Структурность,
динамичность определенность и целосность квалиметрии обеспечиваются механизмом
взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с
учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит
отражение в предметной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии,
специальной квалиметрии и предметной квалиметрии отражают динамику общего особого
и единичного.
У квалиметрии, как
науки, можно выделить следующие статусы :
-
экономический;
-
технико-экономический;
-
общенаучный;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|