рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по квалиметрии

Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :

  • Конкретные технические науки (теория надежности, теория статистического регулирования, стандартизация, сертификация, квалиметрия, и т.д.);
  • Конкретные экономические науки (экономическая теория качества, планирование качества и т.д.);
  • Конкретные социологические науки (правовые основы качества, управление качеством труда и т.д.);
  • Теория информации о качестве.

Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.

Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :


 

 










 

 - принципы системности в проектиовании              -  анализа и синтеза при системном         - переработки, хранения и пере -

   и управлении качеством ;                                            подходе к решению проблем ка -            дачи информации;

 -  комплекснрсти в несл. разных сторон                       чества;                                                      - коммуникационные связи;

    управления качнством;                                            -   принятие проектных решений              - компьютерная и вычислительная

 -  приоритетности факторов внешней                           в области качества;                                   техника;

    среды в формировании качества ;                          -   мотивации и воздействия на                 - средства производства;

 -  взаимоотношений управленческого и                        деятельность исполнителя;                  - стандарты и регламенты, регла -

    исполнительного персонала в проект-                  -    оценка качественного уровня                 регламентирование требования

    ной деятельности.                                                         продукции;                                                качества продукции;   

                                                                 -    контроля качества.                                 - законодательные акты в области

                                                                                                                        качества;

                                                                                                                      - сертификаты, как средство под -

                                                                                                                        тверждения качества.









 

1.3.2. Система оценки качества в задачах управления.


В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих задач :

1.       Объективной оценки качества продукции на различных этапах взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом взаимосвязи качества, количества и цены потребления.

2.       Достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих качество продукции, а так же объективного отражения их в нормативно – технических документах на продукцию.

3.       Оперативного получения всех необходимых объективных данных о качестве продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом этапе жизненного цикла продукции.

При этом управление качеством имеет тесно связанные направления : стандартизация, сертификация, и квалиметрия, взаимосвязь которых представлена на рисунке :


 








                                                                     Система

                                                               оценки качества                 












Стандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований (норм, правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О стандартизации”, устанавливыемые требования  должны быть направлены на обеспечение :

1.        Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

2.        Взаимозаменяемости продукции.

3.        Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии.

4.        Единства измерений.

5.        На обеспечение экономии всех видов ресурсов.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются :

  • Повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;
  • Устранение барьеров в торговле и соответствие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

При этом результаты стандартизации по отношению к сертификации первичны, поскольку прежде, чем подтверждать соответствие продукции установленным требованиям, необходимо эти требования разработать, обосновать и установить, а это возможно лишь при непосредственном использовании методов квалиметрии, при разработке и экспертизе требований стандартов, подготовке и проведении сертификации продукции на ее соответствующие требования стандартов.

Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям, установленным в КД. Особые требования предъявляются к методическим основам оценки качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать :

1.        Возможность выявления комплексного анализа и достоверной оценки всей совокупности потребительских свойств безопасности и экологичности продукции.

2.        Создание на основе проведенной оценки предпосылок для социальной защиты потребителя от функционально и экологически опасной продукции, а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.

Квалиметрия – это научная дисциплина, которая изучает проблематику и методологию количественного и качественного оценивания объектов различной природы. В ее рамках формируется и развивается система методов измерения свойств продукции и оценки ее качества.

Среди основных научных проблем, требующих немедленного решения, можно назвать :

  • Совершенствование методов оценки качества продукции с учетом взаимосвязи, условий ее использования и цены потребителя.
  • Систематизация свойств и показателей, характеризующих качество конкретных групп продукции с учетом современных требований к ее качеству и цены потребителя.
  • Формирование состава актуальных задач оценки качества продукции на различных стадиях жизненного цикла продукции и соответствие методического, информационного и программного обеспечения для решения типовых задач.
  • Разработка методических основ оценки полноты и остоверности отражения в нормативно-технической документации на сертифицированную продукцию, показателей ее безопасности и экологичности методов и средств их проверки.

Вышеизложенные направления управления качеством наиболее эффективно решаются с использованием статистических методов. Так, в системе оценивающие статистические методы применяются для решения следующих задач :

1.      Оценки статистической точности определения комплексных и обобщенных показателей индексов качества.

2.      Построение моделей статистического контроля в форме статистических зависимостей общего показателя качества эффективности от частных показателей с помощью методов регрессионного, факторного, дисперсионного анализа.

3.      Статистической классификации качеств технологии и объектов техники.

4.      Статистического определения коэффициентов весомости.

5.      Построение прогнозных баз оценки с помощью статистической экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей.

6.      Построение эталонно – нормативной базы оценки.

7.      Оценки стабильности качества производства и продукции.




1.3.3.      Основные тенденции в области управления качеством.


Анализируя уровень зарубежных фирм и компаний, можно выделить следующие основные тенденции в области управления качеством продукции :

1.      Системный подход к управлению качеством. Данный подход означает охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная работа с поставщиками.

2.      Руководящую роьл высшего звена в формировании и обеспечении стратегической политики предприятия в области качества.

3.      Обеспечение высокого качества продукции при снижении ее себестоимости, а так же цены для потребителя.

4.      Усиление роли и значения человеческого фактора в управлении качеством продукции.

5.      Тесная и непосредственная работа с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий.

6.      Анализ затрат на качество. Сущность данного подхода состоит в том, что анализ затрат на качество учитывает возможные затраты на устранения дефектов.

7.      Использование материальных и моральных стимулов всех работников фирмы за высокое качество продукции.

Наиболее характерным для зарубежных систем качества является смещение контроля качества продукции с конечного ее этапа жизненного цикла на начальный.

Основная цель -  не фиксация дефектов и брака путем контроля, а именно их предупреждение с помощью различных предприятий, включая профилактическое обслуживание оборудования, использование статистических методов регулирования и контроля за технологическими процессами и т.д., не допускать появления брака в производстве.


Глава 2.    Квалиметрия.

2.1. Основные положения квалиметрии.

2.1.1.  Квалитология и квалиметрия.

 

Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные  и взаимодецствующие друг с другом составные части :

  • Теория качества, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социалистических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.
  • Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.
  • Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.
  • Метрология – отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения качества.

Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся :

  • Общая квалиметрия.
  • Специальная квалиметрия.
  • Предметные квалиметрии.

Общая квалиметрия  - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы :  системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).

В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, вероятностно – статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.

Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся :

·        представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки,

·        сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества,

·         расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно – неизмеримые объекты,

·        акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания.

При этом происходит эволюция взглядов на предмет квалиметрия. Появились такие направления, как социологическое, педагогическое, географическое и пр.

Структурность, динамичность определенность и целосность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной квалиметрии отражают  динамику общего особого и единичного.

У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы :

-         экономический;

-         технико-экономический;

-         общенаучный;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.