20. Денежно-кредитная политика государства. Деньги являются важным внутренним
элементом рыночного механизма хозяйствования, непосредственно участвующим в
«обмене веществ», который происходит в процессе воспроизводства. Деньги
интегрированы в этот процесс, находятся в зависимости от него и в то же время
оказывают на него обратное влияние. Поскольку денежное обращение нельзя
рассматривать в отрыве oт других сфер экономики, то и денежно-кредитную
политику следует осуществлять в единстве с мерами по регулированию народного
хозяйства g целом. Другими
словами, регулирование денежного обращения н широком смысле слова предполагает
осуществление мероприятий, направленных не только на монетарную, но и
немонетарную сферу экономики, и значит требует комплексного подхода. К
немонетарным методам регулирования следует отнести, прежде всего, такие
действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в сфере
производства, на повышение его технологического уровня эффективности.
Сокращение благодаря этому издержек производства внесет значительный вклад в
борьбу с инфляцией издержек. В этом же направлении будет действовать и
антимонопольная политика, направленная на ограничение роста монопольных цен.
Особое значение в деле стабилизации денежного обращения приобретает политика
стимулирования сбалансированного экономического роста. Увеличение объема
производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной
способности денег. В развитой рыночной экономике центральный банк в состоянии
оказывать существенное воздействие как на величину спроса на деньги, так и на
объем их предложения. Спрос регулируется косвенным образом через изменение
условий предоставления центральным банком кредитов, а также условий продажи
государственных ценных бумаг. Влияние на предложение денег (в наличной и
безналичной форме) обеспечивается монополией центрального банка на эмиссию
банкнот, а также его правом на изменение уровня минимальных обязательных
резервов по различным видам депозитов. Эмиссия денег центральным банком
осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, покрытия дефицита
государственного бюджета, покупки им ценных бумаг и иностранной валюты. Коммерческие
банки, со своей стороны, участвуют в депозитной эмиссии, которая ограничена
объемами собственных и привлеченных средств, а также размерами обязательных
резервов, устанавливаемых центральным банком. В качестве «денежной базы»
выступают те обязательства центрального банка по отношению к частному сектору,
которые он непосредственно контролирует . В денежную базу включаются наличные
деньги, находящиеся у населения и в кассах банков, а также денежные средства
коммерческих банков, депонированных в центральном банке в форме обязательных
резервов. Поскольку компоненты денежной массы служат средством обеспечения
банковских депозитов, то денежная масса в целом предстает как величина
производная от денежной базы. Эта взаимосвязь выражается формулой М=мВ,
где
М - денежная масса, м - мультипликатор, В - денежная база.
Воздействуя
на денежную базу, центральный банк имеет возможность влиять на размеры денежной
массы.
Денежно-кредитное
регулирование, осуществляемое центральным банком, является элементом
экономической политики государства и представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования денежного
обращения, устойчивости, национальной денежной единицы, стабильности её
покупательной способности, а также обеспечение равновесного развития экономики
в целом.
К основным методам
регулирования денежного обращения, которые использует центральный банк следует
отнести:
— политику
рефинансирования (включая учетную и ломбардную политику);
— политику
минимальных резервов;
— политику открытого
рынка;
— валютное
регулирование;
— регулирование
деятельности кредитных институтов и организации платежно-кредитных отношений;
— установление
ориентиров роста денежной массы (таргетирование).Рефинансирование
коммерческих банков осуществляется путем предоставления кредитных ресурсов
в форме прямы кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг
(ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. Цель
рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитного обращения.
Прибегая к рефинансированию, центральный банк выступает кредитором последней
инстанции или банком банков.
Валютное регулирование осуществляется ЦБ РФ посредством: проведения
внутренней денежно-кредитной политики, валютных интервенций, использования
государственных резервов международных платежных средств.
21..Финансовая политика государства. Государственный
бюджет – формирование и использование.
Финансовая политика представляет систему государственного регулирования,
связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных
расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете
стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом
(%).Финансовая система включает в себя: 1) различные сферы финансовых
отношений в рамках данной страны, 2) совокупность финансовых учреждений
страны. Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с образованием и
движением финансовых ресурсов между: 1) государством и предприятием
(предприятиями), 2) между самими предприятиями, 3) между отдельными
государствами. К финансовым учреждениям государства относятся: министерство
финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые
отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления.
Финансовая
система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды
социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного
страхования, финансы предприятий, отраслей, различные специальные денежные
фонды. Государственный бюджет - главное звено всей финансовой системы, с
помощью которого государство распределяет и перераспределяет ВНП и
национальный доход. Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема
в экономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что
создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наи более
распространенные методы финансирования дефицита государственного бюджета -
внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использование бюджетного излишка
предшествующих лет. Эмиссия приводит к неконтролируемой инфляции, подрываются
стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены - заработная
плата», воспроизводится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к росту
внутреннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается
неравномерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных
инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процентной
ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поколение.
Большие
размеры внешнего долга представляют существенную проблему.
Если платежи по нему составляют значительную часть от внешнеэкономической
деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы становится
трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов
или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России,
обязательства выплаты по займам превышают все поступления от
внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает
международный авторитет страны, подрывает ее независимость.
Центральное место в системе
государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система
представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или
иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного
устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности
социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то
или иное государство. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее
государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство,
бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение — государственный и
местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США,
ФРГ) имеется промежуточное звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих им
административных образований. Государственный бюджет представляет собой
централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство
страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также
выполнения необходимых социально-экономических функций. В современных
условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования
экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления
антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой
сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций.
Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов
государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По
своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по
государственному управлению; на военные расходы; расходы на социально-экономические
цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по
осуществлению внешнеэкономической деятельности. Расширение функций государства
сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются
темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США
государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз. Только за
период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федерального бюджета увеличились в два
с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд. долл.). К числу важнейших
статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием
наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных
секторов экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание
объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь — на образование и здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая
военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты,
к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия
инвалидам войн, ветеранам и т.д. Важной составной частью финансовой системы
государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в
первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ,
развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов
власти используются также на содержание местной администрации, полиции,
органов суда и прокуратуры. Важное место в расходах местных бюджетов занимают
также расходы на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения,
поддержание экологического равновесия. Доходы государственного бюджета состоят
в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными
органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных
или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью
мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего
социально-экономического характера. К их числу относятся социальное
страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и
переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет,
примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается
свыше 800 подобных фондов. Общей материальной основой всех доходов государства
является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной
части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями
механизма этого перераспределения являются налоги, государственные займы, а
также поступления внебюджетных фондов.
22. Интернационализация хозяйственной
жизни.
Являясь
экономической основой мирового хозяйства, интернационализация предполагает
развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают
производство одних стран с потреблением его результатов в других.
Интернационализация возникла в период перехода капитализма на машинную стадию.
Не случайно ее развитие связано с углублением международного разделения труда с
растущей дифференциацией различных видов деятельности. Это было развитие
интернационализации вглубь, но она развивалась одновременно и вширь,
распространяясь на новые страны и регионы. Общественное воспроизводство
на любом уровне - предприятия, фирмы, региона страны, национальной
экономики - не может формироваться и действовать вне
мирохозяйственных связей. Производственные процессы, принимая международный
характер, предполагают устойчивые связи между предприятиями н фирмами разных
стран, организуя филиалы и подразделения, фирмы с зарубежными партнерами на
основе взаимовыгодного разделения труда. Интернационализация создала систему
взаимозависимости всех стран и регионов, но уровни этой взаимозависимости при
общей тенденции экономического роста существенно отличаются.
Интернационализация в целом ведет к нивелировке уровней развития отдельных
стран, сближению размеров издержек производства, росту производительности труда
и экономики труда в мировом масштабе. Ионой чертой углубления
интернационализации хозяйственной жизни стало возникновение и развитие мировой
инфраструктуры, которая включает' мировую транспортную систему, мировую сеть
информационных коммуникаций и связи.
Интернационализация
привела к возникновению мирового хозяйства и его структура представлена
следующими элементами:
— мировой рынок товаров
и услуг;
— мировой рынок
капиталов;
— мировой рынок
рабочей силы;
— международная
валютная система;
—международная
кредитно-финансовая система.
Наглядно
интернационализация проявила себя в деятельности транснациональных
корпорации (ТНК). Интернационализация производства, развитие международных форм
обобществления приводят к развитию транснационального капитала. В мировом
хозяйстве все современные экономические отношения проявляются в форме
миграции капитала, которая осуществляется на нескольких уровнях: между центрами
современных развитых государств (США - Западная Европа - Япония), между
отдельными странами, между одинаковыми отраслями государств, В любом случае эти
отношения осуществляются через ТНК. ТНК - международные фирмы, имеющие филиалы
в двух и более странах, управляющие ими из одного или нескольких центров; они
проводят согласованную экономическую политику, распределяя ресурсы, технологию
и ответственность для достижения наивысшего результата. Возможность
образования международных компаний появилась благодаря вывозу капитала за
пределы страны. Вывоз капитала и образование международных компаний привели
также к разделу мирового рынка на сферы влияния между финансовыми
группировками. Создание ТНК позволяет переносить производство, снабжение или
элементы управленческой структуры в те страны, где это представляется наиболее
выгодным. В организации учета применяется система комплексных интеграционных
систем, с помощью телекоммуникационной связи непрерывно учитываются все
поступления и платежи компаний по всем странам, где фирма осуществляет свои
операции. Финансы, подготовка и переподготовка кадров - это аспекты
деятельности, которые стали компонентами комплексных интеграционных систем ТНК.
Вся деятельность международных компаний подтверждает, что ТНК - это фирмы,
имеющие свои подразделения в разных странах, но управляют они этими
подразделениями из одного центра. К 1996г. общее число ТНК составило примерно
40 тысяч, они имеют 250 тысяч филиалов за рубежом. Это самый активный сектор мирового
хозяйства, на него приходится более 200 млрд. долл. ежегодного прироста прямых
зарубежных инвестиций. Начиная с 1977г. около половины прямых инвестиций США
осуществляется в форме совместных предприятий, что обеспечивает большие выгоды
всем участникам такого сотрудничества. Это новый этап хозяйственной
деятельности ТНК - «сплетение» ТНК, принадлежащих к разным национальным и
интернациональным экономическим центрам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|