рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лизинг

Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране, Как справедливо отмечает Б.Кабатова, в настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизация и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне, Между тем основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга)? Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России. Последовавший с начала 90-х гг. спад деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог конкурировать с быстрым кругооборотом и высокой доходностью "коротких денег ". Однако, как и на Запале лизинг постепенно способен стать эффективным каналом сбыта произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в основные фонды.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

 

2.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

 

До принятия второй части Гражданского Кодекса, действующего с 1 марта 1996 г,, договор аренды (имущественного найма) регулировался нормами Основ гражданского законодательства 1991 г., а также положениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде 1989 г, Довольно активно развивалось специальное законодательство об аренде Это было вызвано тем, что положения прежнего Гражданского кодекса о договоре имущественного найма устарев и оказались недостаточными для регулирования арендных отношений в условиях рыночной экономики, Так, в Основах законодательства Союза  ССР и союзных республик об аренде в большей мере были представлены нормы, регламентирующие деятельность арендного предприятия как особого юридического лица внутрихозяйственного арендного подряда, нежели нормы, регулирующие порядок заключения, исполнения или прекращения договора аренды.

В ныне действующем гражданском кодексе теме аренды отведена глава 34. Общие положения о договоре аренды применяются к различным видам арендных сделок. Весьма распространенной разновидностью арендных отношений является аренда транспортных средств. Специфика правового регулирования аренды транспортных средств заключается в том, что транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных в ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств (статья 641,649). Аренде транспортных средств в ГК посвящены статьи 632-649.

Как известно, договор аренды транспортных средств бывает двух видов: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации средства ( с экипажем) и без предоставления таких услуг (без экипажа).

Договор аренды транспортного средства с экипажем объединяет в себя два вида обязательств арендатора по отношению к арендатору, а именно:

1) предоставить транспортное средство за плату во временное владение и пользование:

2) оказать своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства,

В отличие от вышеуказанного договора по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель только предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование.

Для договоров аренды транспортных средств возможна только письменная форма независимо от сроков их действия. Это касается как юридических, так и физических лиц.

Объектами договора аренды транспортного средства являются прежде всего морские, воздушные суда, автомобили, арендуемые, как правило, для перевозки грузов и пассажиров. Возможно использование арендуемого транспортного средства и в личных целях, что относится прежде всего к автомобильному транспорту.

Обязанности сторон в договоре распределяются в зависимости от того, арендуется ли транспортное средство с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) или без предоставления таких услуг.

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендодателя возлагается обязанности: поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых для эксплуатации принадлежностей; страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им. Также арендодатель несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством.

По договору аренды транспортного средства без экипажа все вышеперечисленные обязанности несет арендатор, на него возлагается ответственность за вред причиненный третьим лицам транспортным средством.

Различный подход к определению субъекта ответственности за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, объяснятся тем, что согласно ст. 1079 ГК, обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо на праве аренды и т.п. При заключении договора аренды транспортного средства с экипажем арендодатель принимает на себя обязанность по управлению транспортным средством, следовательно, он продолжает оставаться владельцем источника повышенной опасности. В соответствии с условиями договора аренды транспортного средства без экипажа уже арендатор самостоятельно управляет транспортным средством и является его владельцем в течение всего срока договора аренды,

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендатора может быть возложена ответственность за вред, причиненный транспортному средству. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что повреждения произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с договором аренды. Ответственность может быть возложена на арендатора, если вред, причиненный транспортному средству, произошел по его вине или по вине лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Риск случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (если иное не предусмотрено договором аренды.).

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других необходимых в процессе эксплуатации материалов, а также оплату сборов, несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды,

Кроме того, заключив договор аренды транспортного средства без экипажа, арендатор своими силами управляет арендованным транспортом и осуществляет его техническую эксплуатацию,

Услуги, которые арендодатель предоставляет арендатору по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечить его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями, указанными в договоре аренды транспортного средства с экипажем. Данным договором могут быть предусмотрены дополнительные услуги, например, экскурсионное обслуживание и т.д.

В целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства Гражданский кодекс (п.2.ст. 635) устанавливает, что состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям .договора ( либо, если такие правила и условия не установлены, то требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.). Члены экипажа находятся в трудовых отношениях с арендодателем и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации. По вопросам коммерческой эксплуатации транспортного средства распоряжения членам экипажа дает арендатор. Так как члены экипажа являются работниками Арендодателя, то он несет расхода 'л по оплате услуг членов экипажа и расходы на их содержание, если иное не предусмотрено договором. Как правило, арендодатель включает эти расходы в состав арендных платежей.

При аренде автомобильного транспорта у юридического лица предприятие- арендатор относит арендную плату на себестоимость производимых товаров работ, услуг  в обычном порядке. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 4 мая 1996 г. № ПВ-6-13/325 "По отдельным вопросам учета и отчетности " расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автотранспорта ( при условии, что арендованное имущество используется для целей производства или реализации работ) в том числе расходы на ремонт, предусмотренный условиями договора аренды, также относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Однако, если договор аренды заключен между предприятием и частным лицом, например, водителем, нанятым предприятием для работы на собственном автомобиле, то на себестоимость арендатор может относить только расходы на горюче-смазочные материалы (в пределах установленных норм) и текущий ремонт автомобиля (если последнее предусмотрено договором аренды).

Вне зависимости от разновидности договора аренды транспортного средства, положения ГК наделяет арендатора правами без согласия Арендодателя сдавать имущество в субаренду, а также заключать от своего имени с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры , если они не противоречат целям использования транспортного средства либо назначению транспортного средства.


2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПРАКТИКЕ ЗАПАДНЫХ ФИРМ.


Автомобильный транспорт и обслуживающие его отрасли занимают одно из ведущих мест в экономике промышленно развитых стран и в известной мере являются барометром ее развития, В США на них приходится более 20% ВНП и примерно 15% всей рабочей силы страны. Грузооборот, выполняемый автомобильным транспортом США составляет около 36% всего грузооборота, в связи с этим заслуживает внимание опыт крупнейшей автотранспортной системы США. Парк грузовых автомобилей и автобусов в США насчитывает более 45 млн.ед., из которых около 9,4 млн. ед. или 22.4%  входит в автотранспортную отрасль а остальные, так называемые нерегулируемые перевозки, осуществляются на фермах или используется в качестве индивидуальных автомобилей.

Автотранспортная отрасль насчитывает более 85 тис, АТП со средним числом автотранспортных средств - 128 ед. ( см. Приложение 2). По виду деятельности и обслуживаемой отрасли народного хозяйства АТП подразделяются на предприятия общего пользования; обеспечивающие государственные штатные организации, коммунальное хозяйство; предприятия, сдающие автомобили в аренду и прокат и предприятия, обслуживающие конкретные отрасли народного хозяйства (ведомственные).

Наибольший парк (2,7 млн. ед., или 29,3%) сосредоточено в АТП общего пользования: в этом парке преобладают тягачи (22.3%) и полуприцепы (64.4%).

На долю одиночных грузовых автомобилей разных типов приходится только 11% парка. Средний размер AТП составляет 172 ед. На второе место по численности парка вышли АТП, обслуживающие федеральные органы и органы штатов (средний размер 189 ед.,15% парка). В них преобладают универсальные грузовые автомобили(63.6%), а также внедорожные автомобили (19.9%).

На третьем месте по парку транспортных средств (0,975 млн ед., 10,6% парка) находятся АТП, сдающие автомобили в аренду и прокат. Это наиболее крупные предприятия со средним размером 326 ед., увеличившимся за последние 15 лет в 1,3 раза. Парк арендных АТП состоит в основном из полуприцепов - 43,1%, одиночных грузовых автомобилей - 36,7% и тягачей - 17.7%.

Ряд компаний специализируются на сдачу в аренду и прокате главным образом полуприцепов ( например, Gelco Tip Trailer Leasing располагает 36 тыс. полуприцепов - 100% парка ). Другие крупнейшие частные компании имеют смешанный состав парка ( Ryder Truck Rental имеет 241425 ед., автомобилей, в т.ч. грузовых - 63129, тягачей и полуприцепов - 176087, легковых- 2209).

Автотранспортные компании используют регулирование размера и структуры парков в качестве важнейшего инструмента приспособления -к конъюнктуре рынка и повышения эффективности использования автомобилей. Так указанная компания- Ryder Truck Rental успешно варьировала количеством и составом подвижного состава в зависимости от спроса на услуги компании фирма, за 3 года (к 1990 г.) увеличила общий размер своего парка с 81,9 до 241,4 тыс. ед., в т.ч, по грузовым автомобилям - с 42,4 до 63,1 тыс. ед. Другая крупнейшая АТП - Bell South Carp решившая переориентироваться на другой сегмент рынка, напротив, за те же 3 года сократила состав грузового парка с 21,7 до 5,4 тыс.ед., а легкового увеличила с 5,3 до 19,7 тыс. ед. Несмотря на рост затрат на приобретение новых автомобилей, АТП, осуществляющие интенсивную эксплуатацию подвижного состава, продолжают провопить линию на регулирование и омоложение парка, наиболее интенсивное выбытие, т.е. списание, для легковых автомобилей происходит между 7 и 12 годами (более 55% автомобилей), для грузовых автомобилей - мзду 9 и 14 годами (40%). Так через 10 лет в среднем в хозяйствах продолжает эксплуатироваться 63.7% грузовых автомобилей большой и 76.1% грузовых малой грузоподъемности и 51.4% легковых автомобилей, а к концу 20-го года соответственно 15, 8, 23.8 и 2.3% (1990г.). Для регулирования возрастной  структуры применяется два метода: установление рационального нормативного срока службы (пробега) автомобилей данного класса (регулярный цикл замены) и определение индивидуального момента замены на основе помашинного контроля за расходом на ТО и Р, топлива, амортизацией, прибылью( нерегулярный цикл замены). Стратегии рациональной работы предприятий автотранспорта ориентирует на необходимость иметь на предприятиях обоснованные программы обновления парка по классам и типам подвижного состава и его возраста. Исходя из этого устанавливается норматив в годах с учетом конструкции и условий эксплуатации, как правило, в пределах 4-10 лет.

Так, фирма Agway Inc  (Нью-Йорк), насчитывающая 3150 тягачей, разных классов, производит их замену через 10 лет.

Компания Saia Motor Freigth Line Inc заменяет международные тягачи через 5 лет, а тягачи и полуприцепы, работающие в городских условиях - через 10 лет.

Более интенсивное списание автомобилей и ускоренное омоложение парка происходит во многом благодаря лучшему использованию подвижного состава в процессе аренды. Как следует из табл. 3, наиболее эффективно персонал и подвижной состав используют предприятия, арендующие технику.

         Показатели работы парков в зависимости от принадлежности подвижного состава.


Таблица 3.


Показатели

Принадлежность транспортных средств


Собственные

Арендуемые

Смешанные

Затраты на перевозки, центы/км

85.0

81.3

95.0

В том числе:




- административно-управленческие

6.3

4.4

6.9

- водителя

38.1

33.8

41.9

- подвижного состава и оборудования

40.6

43.1

46.2

Среднегодовой пробег, тыс.км.

135.8

175.4

132.0

Средняя длина рейса, км.

1121.6

1659.2

1201.6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.