Логика составления бизнес-плана
Министерство
образования Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИСТИТУТ
РЕФЕРАТ
На тему
«Логика составления бизнес-плана»____________________
По
дисциплине «Планирование в бизнесе»
Выполнила студентка 3-го курса 3-го
потока экономического
факультета Чухно Юлия Викторовна
Преподаватель
2001 г.
Содержание
1. Введение
3
2. Основная
часть
3
2.1. Сущность
бизнес-плана
3
2.1.1. Особенности бизнес-планирования в
России 4
2.1.2. Цели и задачи бизнес-планирования
5
2.1.3. Принципы
бизнес-планирования
5
2.1.4. Требования к
бизнес-плану 6
2.2. Структура и содержание разделов
бизнес-плана 6
2.2.1.
Введение
7
2.2.2. Описание предприятия
(организации) 8
2.2.3. Описание продукции (работы,
услуги) 9
2.2.4. Анализ рынка 10
2.2.5.
Конкуренция
12
2.2.6. Маркетинговый план 14
2.2.7. План
производства
15
2.2.8. Финансовый
план 19
3.
Заключение
22
4. Список
литературы 22
Бизнес-планирование – относительно новое
явление в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной
экономики уже вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий (организаций).
Пока же в России значительно большее распространение получает разработка
технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономических расчетов, а
не бизнес-плана. Такая ситуация берёт своё начало в административно-командной системе
управления экономикой, когда не было необходимости обдумывать и учитывать
многие факторы, свойственные рыночной системе отношений. Тем не менее, в
последнее время происходит приспособление формы и содержания ТЭО под реально
существующие в обществе условия перехода к рынку, что придаёт ТЭО всё больше характер
бизнес-плана. Связано это с тем, что назначение ТЭО и бизнес-плана одно и то
же: дать возможность убедиться в том, что разрабатываемый проект экономически
целесообразен, т. е. принесёт эффект, под которым не всегда подразумевается
прибыть. ТЭО разрабатывается и для проектов, которые убыточны. При разработке
бизнес-плана такое возможно, если речь идёт о части какого-либо проекта, без
которого проект в целом не осуществим: реализация данной части проекта принесёт
убытки, хотя в целом проект представляет собой выгодное дело.
Необходимость составления бизнес-плана
осознана на государственном уровне. Первым шагом в этом направлении была
разработка инвестиционных программ предприятиями, находящимися в процессе
приватизации: 15% уставного капитала этих предприятий выставлялось на
инвестиционный конкурс. Победитель инвестиционного конкурса обязывался
реализовать инвестиционную программу, разработанную предприятием. Отдавая себе
отчёт, что инвестиционные программы далеко не тот бизнес-план, о котором
говорится, тем не менее, составление этих программ заставило руководителей
предприятий задуматься о том, какие инвестиции и под какие программы им
необходимы для нормального функционирования предприятия, т. е. как привлечь
инвестиционный капитал.
В целях развития инициативы частных инвесторов и более эффективного
использования частных инвестиций в РФ Президентом России издан Указ «О частных
инвестициях в РФ» от 17 сентября 1994 г. № 1928, согласно которому ежегодно
будут выделяться государственные инвестиции на финансирование высокоэффективных
инвестиционных проектов, при условии размещения этих средств на конкурсных
началах. Согласно пункту 3 этого Указа инвестиционный проект должен иметь
бизнес-план, заключение государственной экологической экспертизы,
государственной вневедомственной или независимой экспертизы.
Без обоснованного бизнес-плана нельзя претендовать на получение
финансовой и кредитной поддержки в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства,
на получение малыми предприятиями оборудования в лизинг, на получение кредитов,
займов в коммерческих банках и т. д.
В методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций) от
1 октября 1997 г. № 118 говорится, что долгосрочная стратегия развития
предприятия должна базироваться на бизнес-плане, в котором, в частности, должны
отражаться те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в
ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе. При этом рекомендуется учесть
влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать
(экономические факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательная способность
потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические,
природные, научно-технические факторы и т. д.). В Методических рекомендациях
вносятся существенные предложения по усилению роли бизнес-плана в деятельности
реформируемых предприятий.
Таким образом, значение бизнес-плана резко возрастает и
предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных
государственных предприятий и акционерных обществ, заканчивая представителями
малого бизнеса, необходимо знать и уметь составлять бизнес-план.
Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:
ü меняющиеся экономические отношения ставят
руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и
учиться вести борьбу с конкурентами;
ü появляется новое поколение руководителей,
которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо
представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной
экономике;
ü российские предприниматели должны научиться
обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все
аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Бизнес-план – краткое, точное доступное и
понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при
рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать
наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. В
рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме,
содержанию, структуре и т. д. (рис. 1).
Рисунок
1.
Типология бизнес-планов по объектам бизнеса.[1]
Цели и задачи бизнес-плана:
1. Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и
оценки результатов за определённый период времени. В этой связи он может
рассматриваться как мерило степени достижения успеха.
2. Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий
и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент
стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Планирование даёт возможность оценить и контролировать процесс развития
основной деятельности предприятия.
3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство
получения необходимых инвестиций. (привлечение денежных средств со стороны:
ссуды, кредиты). Получить кредит становится всё труднее из-за возрастающей невозвратности
кредитов, инфляционных процессов. Банки принимают меры для защиты выданных
ссуд, и важным фактором при решении вопроса о предоставлении кредита является
наличие продуманного бизнес-плана. В этом аспекте он служит «наживкой» для
инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент
внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно
обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода
нововведением – техническим, технологическим, информационным, организационным,
экономическим и т. д.
5. Привлечение потенциальных партнёров к
реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов, которые могут
вложить собственный капитал или технологию.
6. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса,
создавая деловую репутацию, и, являясь своеобразной визитной карточкой организации,
поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно
наполненным.
7. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех
предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
8. Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его
разработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.
Бизнес-планирование – творческий процесс,
требующий профессионализма и искусства.
Для практической реализации
бизнес-планирования как процесса представляется возможным соблюдение
основополагающих принципов:
·
гибкости,
предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой
функционирует данная организация;
·
непрерывности,
предполагающей «скользящий» характер планирования;
·
коммуникативности, под
которой понимается координация и интеграция усилий (всё должно быть
взаимоувязано и взаимосвязано);
·
итеративности,
предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки
уже составленных разделов плана;
·
многовариантности,
позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения
поставленной цели;
·
участия,
предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения
в него всех возможных участников будущей организации;
·
адекватности отражения
реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Бизнес-план – документ, который даёт
описание основный аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, с
которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и
отвечает, в конечном счете, на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в
этот проект и принесёт ли он доходы, которые окупят все затраты сил и
средств?».
Каковы требования, предъявляемые к
бизнес-плану? Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны – серьёзный
аналитический документ, а с другой – средство рекламы, поэтому он должен быть
написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу;
информация должна быть чёткой, ёмкой, но и в то же время краткой. Следует
учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений,
поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учётом требований стандартов
организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Составлять бизнес-план может сам
руководитель с привлечением сотрудников фирмы, но лучше привлечь независимых
экспертов, что, несомненно, повысит уровень обоснование документа.
Объём бизнес-плана завит от его цели.
Если это план внутрифирменного развития, то объём его не регламентируется. Для
получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20 –
25 листов, а бизнес-план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного
капитала, может состоять из 50 – 80 страниц, без учёта приложений.
Структура бизнес-плана достаточно
стандартна, вне зависимости от объёма необходимых инвестиций, а также от того,
кто обращается за ними: начинающая свой бизнес малая фирма или мощная, давно
функционирующая корпорация. Оглавление и соответствующее оглавление
бизнес-плана – необходимое условие для того, чтобы проект, по крайней мере,
начали рассматривать потенциальные инвесторы. Содержание главы должно
соответствовать её названию. Серьёзный инвестор может не принять к рассмотрению
проект, в котором отсутствует оглавление. Как правило, прогнозирование развития
обычно осуществляется на 2 – 5 лет, причём для первого года разбивка всех
показателей делается наиболее подробно (помесячно, поквартально), для второго –
с интервалом в полгода, а для остальных сроков инвестирования прогноз даётся по
итогам года.
Обычно бизнес-план состоит из следующих
разделов:
1. Введение.
2. Описание предприятия (организации).
3. Описание продукции (работы, услуги).
4. Анализ рынка.
5. Конкуренция.
6. Маркетинговый план.
7. План производства.
8. Финансовый план.
9. Приложения.
В рекомендациях зарубежных и
отечественных разработчиков бизнес-плана приводятся и такие разделы:
организационный план, инвестиционный план, риски в деятельности предприятия.
Структура плана финансового оздоровления
(бизнес-плана), утверждённая Федеральным управлением по делам о
несостоятельности (банкротстве), включает следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|