рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Малые предприятия

Таблица     1

Проблемные области и использование формального/неформального подхода к определению малого и/или среднего предприятия

Проблемные области

Формальный подход

Неформальный подход

Статистические наблюдения Разработка государственных программ поддержки малых предприятий Налогообложение Образование Исследования

х х х х х

х х х

/. Статистические наблюдения и сопоставление деятельности малых и средних предприятий. Можно выделить различные уровни такого анализа:

- межфирменный (сравнительный анализ самого широкого спек­тра, например, сопоставление стилей менеджмента, производитель­ности и других аспектов деятельности фирм самых разных отраслей, регионов);

- внутриотраслевой (сравнительный анализ деятельности МСП одной и той же отрасли);

- межотраслевой (сопоставление деятельности МСП разных от­раслей - микроуровень, а также сопостав.ление отраслевых секторов МСП - макроуровень анализа);

- межрегиональный и международный (сравнительный анализ деятельности как фирм - микроуровень, так и секторов МСП - макро­уровень - различных регионов и стран).

2. Разработка государственных программ поддержки малых предприятий. Можно выделить местный, региональный, федераль­ный (национальный) и межгосударственный уровни значимости та­ких программ.

3. Налогообложение, включая местный и федеральный уровни.

4. Образование (обучение):

- бизнес-образование (ориентация преимущественно на микро­уровень - на управление малой фирмой);

- экономическое образование (ориентация в большей степени на макроэкономические аспекты МСП как сектора экономики - макро­уровень).

5 •Исследования: изучение предприятий малого и среднего биз­неса, стилей менеджмента, особенностей маркетинга и других аспектов управления (микроуровень); изучение МСП как сектора экономики и процессов управления развитием этого сектора (макроуровень).

Вместе с тем, несмотря на невозможность выработки единого универсального определения для всех перечисленных выше и возни­кающих новых задач, в ЕС уже в течение ряда лет делаются попытки

4. "Вопросы экономики" 7.                                                                                49


А. Колесников, Л. Колесникова

использования единого определения для решения задачи статисти­ческих наблюдений за феноменом МСП.

Более того, для решения задачи формирования единой системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения анализа на межрегиональном и международном уровнях в настоящее время ведется работа над двухлетним проектом по выработке единой системы статистических наблюдений за развитием МСГР. В то же время в каждой стране - члене ЕС параллельно существуют свои на­циональные подходы к определению МСП, иногда также варьиру­ющиеся в зависимости от конкретных задач.

Сущность проблемы определения размера предприятия

Р. Бруксбэнк выделяет и анализирует следующие три составля­ющие проблемы определения размера предприятия^.

Что есть размер предприятия^ В разное время разными авто­рами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера пред­приятия (организации), как, например, "масштабность операций" ("the scale of operations"), или "пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)" ("the scope of an organisation and its responsibilities"). Наиболее часто в исследовательских целях использовали показатели "число занятых", "стоимость активов" или "годовой оборот" ("объем продаж") и др. Вследствие разнообразия подходов, к тому же варьирующихся по числовым значениям тех или иных показателей, участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имели и имеют в виду одно и то же, употребляя понятия мало­го и среднего бизнеса.

Как следует измерять размер предприятия? Даже если в каче­стве ответа на вопрос: "Что есть размер предприятия?" выбирают­ся те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос!), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выб­ранных критериев неизбежно обусловливает проблему сопоставимос­ти на различных уровнях сравнительного анализа. Однако в зависи­мости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, так, например, рекламная фирма с огромным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается "средним" для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к "малому" или "крупному" в другом контексте. Сравним, например, оборот фирм в музыкальной индуст­рии, бизнес-образовании и в промышленности, строительстве, или понятия "масштабность операций" для России и Люксембурга.

* Focus on SMEs. Panorama of EU Industry.

" Brooksbank R. Defining the Small Business: A New Classification of Company Size.

50


____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов: "Что есть размер?" и "Как его следует измерять?" - все еще будет оставаться нерешенным вопрос: "Где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?". К. Грэй и Дж. Стэнуорт делают следующий вывод по этому поводу: "Никакое универсальное опреде­ление малого предприятия не сможет быть достаточным для всех за­дач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фер­мер с 300-ми акрами земли, одним наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с 50-ю со­трудниками - все они сталкиваются с общими проблемами, отличны­ми от проблем транснациональных корпораций. Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобще­ния о малых и крупных предприятиях"^.

Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

Можно выделить количественный, качественный и комбиниро­ванный подходы к определению малого и среднего предприятий.

Количественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов.

При этом известны определения, основанные только на примене­нии одного из данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность занятых); может быть использована комбинация этих критериев, как в новом определении ЕС (табл. 2, 3). Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких кри­териев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким

Таблица

Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС (январь, 1995 г.)

Предприятия

Численность занятых, человек

Годовой оборот, млн. ЭКЮ

Баланс, млн. ЭКЮ

Малое Среднее

менее 50 50-250

менее 4 менее 16

менее 2 менее 8

Источник: PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises.

° Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s.


спектром задач, для которых используются формальные определе­ния, •так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В дополнение к этим объективным факторам накладыва­ются и субъективные представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть малый и/или средний бизнес.

Данные таблицы 3 свидетельствуют также об отсутствии общего консенсуса исследователей по вопросу определения размера предпри­ятия даже в национальном масштабе, так как большая часть приве­денных критериев относится к Великобритании, одной из первых за­падноевропейских стран, обратившей внимание на феномен МСП и целенаправленно развивающей этот сектор экономики.

Таблица 3 Варианты количественных определений среднего предприятия

Тип исследования

Балансовая сто­имость активов, млн. ф. ст.

Объем продаж, млн. ф. ст.

Число занятых, человек

Определение размера фирмы в целях




бухучета

1,4-5,75

1,4-5,75

50 - 250

Планирование в среднем бизнесе


10-33,3'

-

Стратегия в среднем бизнесе

-

-

10 - 500

Корпоративное планирование




в среднем бизнесе Великобритании

-

9-160

1800-4999

Экспортные маркетинговые стратегии




в среднем бизнесе Великобритании

-

-

100-500

Факторы успешного роста компаний




в США

-

16-666*

-

Факторы успешного роста компаний в




электронной промышленности




Великобритании

-

10-120

-

Инновации в промышленности Греции

-

-

50-250

Маркетинговые исследования в




среднем бизнесе

-

-

100-500

Стратегии развития технологий в




среднем бизнесе

-

13-66*

-

- Доллары США пересчитаны в фунты стерлингов.

Источник: Brooksbank R. Defining the Small Business: a New Classification of Company Size.

Главным достоинством количественных определений является удобство их использования. Такие критерии, как оборот или числен­ность занятых, как правило, доступны для исследователей. Основ­ными недостатками количественных подходов являются их абсолют­ность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.

Качественные варианты определений предусматривают исполь­зование качественных критериев. Возможно также дополнение каче­ственного определения некоторыми количественнымии показателями. Однако и такой подход опирается в основном на субъективные суж-


____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

дения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, "интуитивно" известные как присущие компаниям того или иного размера. Делают­ся также попытки определить размер "малого", "среднего" и "круп­ного" предприятий через рассмотрение, по сути, "эффектов" или по­следствий влияния размера на характер деятельности фирмы.

В качестве примера такого подхода Р.Бруксбэнк приводит опреде­ление Ван Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе особенностей стратегического планирования малых фирм Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в стратегическом аспекте малым фирмам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.