рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в Росс...

 Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в Росс...

График 1. Динамика числа малых и средних предприятий в разрезе федеральных округов, тыс., 2002-2005гг.

Источник: Анализ роли и места малых и средних предприятий России Статистическая справка. /2002 – 2005/ Москва, 2006 //www.rcsme.ru

 

Согласно исследованию в шести регионах: Ростове-на-Дону и Ростовской области; Курске и Курской области; Москве; Екатеринбурге и Свердловской области; Новосибирске и Новосибирской области; Нижнем Новгороде и Нижегородской области, проведенному автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства можно выявить специфическую особенность развития сферы малых предприятий в России. Данной особенностью является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг — в ней функционирует до 48 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на услуги приходится 21% малых предприятий, на промышленность — 12%, на строительство — 13 %, сельское хозяйство — 2%, прочее — 4% (Диаграмма 1).

Торговля и общепит  48%

 
 Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в Росс...

Диаграмма 1. Распределение респондентов по основным видам деятельности

Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru

 

Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь. Согласно данным с 1999 по 2004 гг. наибольший рост числа малых предприятий наблюдался в Курской области, Краснодарском крае и Чукотском автономном округе[4].

Поддержка роста и развития малых предприятий представляется весьма перспективной при рассмотрении объема выручки малых предприятий в России в 2002-2005гг., в млрд. руб. и в % от общего объема выручки (Диаграмма 2).

 Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в Росс...

Диаграмма 2. Объем выручки малых предприятий в России в 2002-2005гг., в млрд. руб. и в % от общего объема выручки. Внешний круг – 2005г., внутренний – 2002г.

Источник: Анализ роли и места малых и средних предприятий России Статистическая справка. /2002 – 2005/ Москва, 2006 //www.rcsme.ru

 

      Несмотря на достаточно высокую долю объема выручки малых предприятий, сами предприниматели оценивают финансовое положение как не очень прибыльное (Диаграмма 3).

 Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в Росс... Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в Росс...

Диаграмма 3. Распределение респондентов по ответам на вопрос о финансово-экономическом состоянии предприятия

Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru

 

Интересным представляется мнение самих предпринимателей о системе федеральной поддержки малого предпринимательства. За период с 1994 года по 2001 было разработано четыре федеральных программы развития предпринимательства.

Цель Федеральной программы 1994-95 года — «создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост». Цель Федеральной программы 1996—97 года — «обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований». Целью программы 1998—99 года является «создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства». Что касается программы 2000—2001 года, то ее целью стало «обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне».

Мнение самих предпринимателей касательно данных федеральных программ представлено на графике 2.

 Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в Росс...

 

График 2. Оценка предпринимателями степени влияния Федеральных программ поддержки на условия деятельности субъектов малого бизнеса в регионе

Источник: Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru

 

            Таким образом, существующее законодательное регулирование деятельности малых предприятий и разрабатываемые программы по улучшению условий деятельности субъектов малого бизнеса не оказывают должного воздействия на эффективность деятельности малых предприятий,  что подтверждает необходимость вступления в силу нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации».

 

2.3. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления

 

         Малые предприятия России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

         Основная проблема малых предприятий — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенно, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Важное противоречие сегодняшней политики — попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

         Еще одна важная проблема — кадры. Ведь предприниматель должен не только обладать определенным складом характера, но и получить должное образование.

Третий недостаток реформы — практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала. Получение кредита затруднительно для малого предпринимательства высоким процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

         Четвертый фундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

         Практика также показывает, что провозглашаемые проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием единой стратегии  в направлении реализации данных проектов.

 

Направления поддержки малого предпринимательства.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства. В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

На ряд министерств и ведомств возлагается обязанность по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ:

 — нормативно-правовое;

 — финансово-кредитное;

 — информационно-техническое;

 — организационное;

 — кадровое и консультационное обеспечение;

 — внешнеэкономическая деятельность.

Для успешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

-       формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровнях государственной власти;

-       внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;

-       передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;

-       передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;

-       обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить излишнюю нагрузку проверяющих инстанций.


Заключение

Малое предпринимательство как специфический сектор экономики наиболее подвержен влияниям внешней среды, одновременно являясь наиболее гибкой хозяйствующей единицей, не требующей сложных управленческих систем, способной быстро реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей в условиях рыночной экономики. Именно малое предпринимательство способствует созданию конкурентной среды, противодействуя монополизации различных сфер экономики.

Развитие малого предпринимательства в России носит циклический характер, что связано с противоречивым отношением государства к данной группе хозяйствующих субъектов экономики. Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база и т.д.

Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий — это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.

Реализация предложенных мер государственного воздействия, представленных в параграфе 2.3 данной работы, позволит создать условия для эффективного функционирования малых предприятий в России.


Список использованной литературы

 

I. Законодательные и нормативные акты:

 

1.     Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ

2.     Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ

3.     Указ Президента РФ от 29.06.1998 N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства"

 

II. Книги, статьи, интернет-сайты:

 

4.     Малого бизнеса становится больше - "Коммерсант", 19.06.2007 // www.commersant.ru

5.     Число малых предприятий в России превысило миллион — «Lenta.ru» 19.06.2007 // www.lenta.ru

6.     Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) Москва 2005 //www.rcsme.ru

7.     Анализ роли и места малых и средних предприятий России Статистическая справка. /2002 — 2005/ Москва, 2006 //www.rcsme.ru

8.     Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.


[1] Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ

 

[2] Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ

[3] Число малых предприятий в России превысило миллион – «Lenta.ru» 19.06.2007 // www.lenta.ru

 

[4] www.gks.ru


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.