рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Менеджмент и его основные задачи

Менеджеры обладают властью над другими людьми, они поддерживают отношения с вышестоящими начальниками, людьми равного положения и подчиненными, и эти отношения могут быть описаны как роли, или модели поведения.

·                     Межличностные роли. В качестве представителей менеджеры выступают от имени фирмы, выполняя церемониальные обязанности на официальных деловых мероприятиях.

·                     Информационные роли. Наиболее важна управленческая роль. В качестве «сборщика» менеджеры ищут полезную информацию, опрашивая служащих и используя другие источники, чтобы получить максимально полную информацию, картину. В качестве «глашатаев» (распространителей) менеджеры передают информацию вовне компании и внутри.

·                     Роли, связанные с принятием решений. Менеджеры используют полученную информацию для поиска наилучших решений. В качестве организаторов они пытаются улучшить работу своего подразделения, отыскивая новые пути использования ресурсов и технологий. В качестве специалистов по чрезвычайным ситуациям они преодолевают неожиданные проблемы (экономический кризис или дисциплинарная провинность работника). В качестве специалистов по распределению ресурсов они вырабатывают пути использования ресурсов организации, позволяющие достичь запланированных целей. В качестве специалистов по ведению

Менеджеры непрерывно мешают роли, сталкиваясь с ежедневными проблемами. В зависимости от организационного уровня менеджера один тип ролей может преобладать над другими по своему значению.

§ 2. Иерархия управления.

Во всех организациях (искл. маленькие) возникает потребность в более чем одном управляющем для контроля за деятельностью других работников. Условно говоря, в компании существует иерархия управления (т.е. структура), состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев.

Рис.  Иерархия управления







Президент

Вице-президент

Ректор университета

Среднего звена

 






 





Гл. бухгалтер

Гл. инженер

Директор предприятия

Низшего звена

 

 





Начальник цеха

Мастер

Руководитель отд.маркетинга


Иерархия управления – организационная структура, имеющая форму пирамиды, состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев управления.

Управляющие высшего звена – представители высшего уровня управленческой иерархии, обладающие  наибольшей властью и ответственностью в организации.

Управление среднего звена – представители среднего уровня в иерархии управления, которые служат связующим элементом между высшим и непосредственным управлением, претворяя в жизнь задачи, поставленные на высшем уровне управления, и координируя работу менеджеров низшего звена.

Управление низшего звена – представители низшего уровня иерархии, чья власть и ответственность сводятся к узкому кругу задач в деятельности организации; называются также менеджерами-контролерами.

§ 3. Управленческие навыки.

Независимо от вида и размеров организации менеджеры должны обладать тремя основными типами навыков: техническими, коммуникативными и аналитическими. Но применение этих навыков варьирует в зависимости от уровня управления.

Руководитель высшего звена (менеджеры высшего звена), например, президент компании уделяет много времени анализу информации, принятию решений основанных на этом анализе. Таким образом, руководители высшего звена в большей степени опираются на аналитические и коммуникативные навыки и в меньшей степени на технические.

Менеджеры среднего звена отвечают за планирование, принятие решений и преодоление возникающих трудностей  и обусловлены необходимостью выполнения указаний высшего руководства и решения проблем по сигналам низшего управленческого звена. Им в большей степени требуются технические навыки, чем аналитические.

Управляющий низшего уровня иерархии непосредственно контролирует работников, выполняющих в организации технических функций, и напрямую общается с ними, отсюда низшее руководство применяет в основном технические и коммуникативные навыки и значительно меньше нуждается в аналитических.

Человек, умеющий пользоваться каким-либо механизмом, способный подготовить финансовый документ, составить компьютерную программу обладает техническими навыки – способность выполнять определенную работу.

Независимо от наличия технических навыков для выполнения той работы, которую они контролируют, все менеджеры должны обладать «техническими» управленческими способностями (административными навыками – технические навыки по сбору информации, анализу данных, планированию, организации и выполнению других видов управленческой деятельности).

Коммуникативные навыки – навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Менеджеры никак не могут обходиться без этих навыков в бесчисленном множестве ситуаций, т.к. их работа сводится к тому, чтобы достигать каких-либо целей при помощи людей. Квалифицированный менеджер всегда чутко относится к тому, как люди реагируют на его слова, и особенно важно – прислушиваться к тому, что они говорят в ответ.

Одним из коммуникативных навыков, которым должны обладать все менеджеры, является общение – обмен информацией.

Квалифицированный менеджер знает, как выбрать наиболее подходящие информационные средства – каналы коммуникации. Такой менеджер понимает, что форма коммуникации влияет на характер сообщения, которое должно быть передано. (Устная форма – личная беседа, групповое сообщение, видеозапись и т.д.; письменная форма – письма, записки или электронная почта).

Устное сообщение занимает большую часть рабочего времени, суть которого состоит в том, чтобы говорить самому и  слушать других. Многие руководители используют метод управления посредством «хождения в народ» – способ делового общения руководителей с подчиненными при котором в личных беседах выясняется реальное положение дел в организации. Личные беседы позволяют участникам видеть выражение лица партнера, слышать голоса и интонации друг друга. В некоторых «скользких» ситуациях легче справляться, используя письменные формы общения, которые позволяют избежать ненужные эмоции.

В организации, особенно крупной, постоянно циркулируют докладные записки, письма, доклады, заявления о целях компании, должностные инструкции. В то же время письменное общение очень важно для представления организации за пределами компании.

Умение успешно общаться в письменной форме является ценным навыком на всех уровнях управления. Важные советы:

- Послание должно учитывать специфику аудитории, к которой оно обращено.

- Пишите четко и ясно (лаконично).

- Придерживайтесь фактов.

Аналитические навыки – способность понимать соотношение между частями и единым целым. Менеджеры должны обладать способностью мыслить – видеть организацию в целом и понимать взаимодействие между отдельными ее частями.

Принятие решений – ключевой момент в деятельности управляющих, требующий аналитических навыков. Многие исследователи, занимаясь изучением процесса принятия решений, разбили его на шесть этапов:

1.Выявление необходимости принимать решения. Менеджеры непрерывно контролируют обстановку внутри и вне организации, чтобы не пропустить изменения, способные создать проблемы, требующие немедленного решения или возможности, которыми следует воспользоваться.

2.Анализ и определение возникшей проблемы или открывшейся возможности. Определение причин и установление требований, которым должно отвечать будущее решение.

3.Изучение возможных альтернатив. Вырабатывание нескольких вариантов решения или способов действия.

4.Выбор желательной альтернативы. Наиболее многообещающий способ или комбинация из нескольких альтернатив.

5.Выполнение выбранного решения. После учета реакции тех, кто будет выполнять решение, менеджеры претворяют свое решение в жизнь.

6.Оценка полученных результатов. Менеджер следит за результатами своих решений, чтобы увидеть, привел ли выбранный способ к достижению цели, не возникли ли новые проблемы и не следует ли принимать новые решения.

Управленческие решения принадлежат к двум типам. Программируемые решения это повторяющиеся обыденные решения, выработанные ранее. Непрограммируемые решения уникальны и, как правило не повторяются, так что их нельзя принимать на основе заранее установленных процедур (правил).

Глава III.

Процесс управления

«Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления. Тех, кем управляют, и то чем управляют, называют объектами управления. Субъекты управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, т.е. руководители, начальники, организаторы. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно установкам, предписаниям субъекта управления».

Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект и объект объединяются в едином  лице, т о в этом случае имеет место частный случай управления, называемый самоуправлением.

Рис.    Схема контура  управления

Субъект

управления

 

Объект

управления

 
 


                                                  Управляющее воздействие


 


                                                            Обратная  связь


В ХХ веке сформировалась специальная наука, исследующая процессы управления в экономике – «Экономическая кибернетика».

Кто является субъектом и объектом управления в экономике в большей степени зависит от рассматриваемого уровня хозяйственной системы. Известны три основных уровня экономической системы: экономика личности и семьи, экономика предпринимательства и экономика государства, страны (макроэкономика). Собственно существует три уровня управления экономикой: управление на уровне личности и семьи, на уровне предприятия и государственное управление.

§ 1. Методы управления.

Методы управления – это способы, посредством которых субъект управления оказывает воздействие на объект управления.

В экономике принято различать методы, способы управления людьми, работниками, производственными коллективами: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

Организационно-распорядительное управление основано на принуждении, управляющие воздействия имеют вид директив, приказов, команд (командно-административное управление) другими словами «Приказ начальника – закон для подчиненного».

Экономическое побуждение, стимулирование представляет метод управления, опирающийся на интересы людей, возбуждающий экономическую заинтересованность объекта. Такие управляющие воздействия фиксируются в договорах, соглашениях, контактах в виде взаимных обязательств, условий, требований.

Социально-психологический  метод. По своей сути эти методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

§ 2. Государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.

Применяются самые разнообразные формы государственного регулирования экономики. Самые главные:

Непосредственное государственное управление рядом отраслей имеющими жизненно важное значение для экономики и общества, представляющими опасность для рбщества, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относятся военные, энергетические (атомные), заповедники, национальные музеи, курорты, образование, здравоохранение. Подобные объекты, предприятия чаще находятся в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления налогообложения, представления налоговых льгот, введение пошлин, таможенных сборов.

Денежно-кредитное регулирование. Государство через центральный банк может регулировать общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента, изменять депозитный процент, представлять займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределить средства государственного бюджета по различным направлениям.

Регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов. Направление производства в определенное русло, необходимое государству.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплата труда обычно имеет место в форме государственного законодательства о труде и занятости.

Социальное регулирование включая социальное государственное страхование, предусматривает меры пенсионного обеспечения помощи инвалидам, детям и другим нуждающимся.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.