Менеджмент и маркетинг в банковской деятельности
УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция
Дисциплина: Банковское дело
Тема контрольной работы: Менеджмент и маркетинг в
банковской деятельности
Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович
Курс: 3. Семестр: 6. №
зачетки: 1818.
Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Теркунова М.Б.
Оценка: _________________________ Подпись:
_________________________
Дата проверки: __________________
Менеджмент
и маркетинг
в банковской деятельности
Раздел
I.
Основы организации
банковского менеджмента
Банковский менеджмент - научная система управления
банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на
научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.
Банковская деятельность представляет собой специфичную
сферу бизнеса, определяющую особенности мышления и поведения занятых в нем
работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.
Банк представляет собой, прежде всего, общественный
институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов
(юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не
только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы
денежных средств, т. е. на надежность и доверие вкладчиков.
Менеджмент банка характеризуется эффективностью
организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент
является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых
внешних потрясениях.
Содержание
банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.
Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу,
масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и
затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих
планов-прогнозов.
Назначение этих документов состоит в том,
чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их
выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет
рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам. Планирование
позволяет взаимоувязать все стороны деятельности банка через сводные
показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы
материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить
направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на
денежном рынке.
Планирование представляет собой многоуровневый
процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие
перспективы развития банка.
Результатом планирования является разработка
бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным
направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и
др. политика).
Анализ
направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на
основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с
результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.
Материалы анализа позволяют выявить положительные
и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы,
недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
Основу сводной аналитической работы банка составляет
анализ данных баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями
анализа являются: оценка динамики объемных показателей деятельности банка:
активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка
проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что
позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих
банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки
стратегии развития конкретного банка.
Оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных
тенденций развития её составных частей (собственного капитала, депозитов,
межбанковского кредита). Анализ осуществляется на основе классификации
отдельных статей ресурсов банка, расчета структурных показателей, сравнения их
в динамике и с другими банками. Указанный анализ используется для разработки
депозитной политики банка.
Оценка состояния активов банка: объема, структуры
и основных тенденций развития составных частей активов банка (кредитов, инвестиций,
депозитов). Анализ осуществляется на основе классификации активов банка,
расчета структурных показателей; сравнения их в динамике и с другими банками.
Результаты проведенного анализа являются основой для разработки кредитной и
инвестиционной политики банка.
Оценка ликвидности банка производится на
основе расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными
уровнями, в динамике, выявления факторов, оказавших влияние на изменения уровня
показателей.
Материалы анализа позволяют определить
стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью.
Оценка доходности банка осуществляется на основе
анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа
рассчитывается система количественных и качественных показателей, характеризующих
доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов,
структуру доходов и расходов банка. Указанный анализ является основой для
разработки механизма управления прибыльностью банка.
Наряду с этими направлениями сводной аналитической
работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным
направлениям: анализ кредитного портфеля банка, анализ портфеля ценных бумаг,
анализ кредитоспособности клиентов, анализ достаточности собственного
капитала, анализ процентной маржи и др.
Материалы указанных аналитических разработок
используются для выработки политики в области управления банковскими рисками
применительно к сферам деятельности банка.
Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности,
обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих
банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная,
вовлекающая в оборот крупные суммы "чужих" денег, государственное
регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию
банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала,
ликвидности, формированию обязательных резервов.
В этой связи система внутрибанковского
регулирования (саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение
требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Вместе с тем, система внутрибанковского
регулирования включает и самостоятельные направления:
совершенствование организационной структуры
банка, в частности, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее
развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и маркетинга и т.
д.);
разработка новых и совершенствование действующих
инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений,
позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;
корректировка целей, приоритетов и методов осуществления
банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации;
принятие конкретных мер по ограничению объемов
рисков по отдельным направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной
системы гарантий для защиты от рисков;
определение мер по совершенствованию кадровой
политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.
Контроль в
банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний
контроль осуществляют Центральный банк Российской Федерации и внешние
аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно
внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции
выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего
аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание
оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в
деятельности банка для принятия мер по их устранению.
Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним
контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов
Центрального банка Российской Федераций, внутрибанковских инструкций и правил,
предписаний внешних контролирующих органов.
Содержание "банковского менеджмента
находит конкретное выражение в работе сферы управления.
Сфера
банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и
управление персоналом.
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием
и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными
направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики
с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты,
инвестиции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управление активами и
пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление
собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими
рисками.
Особенностью финансового менеджмента является
отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и
организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В
условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные
правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует
корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского
дела.
Второй сферой банковского менеджмента является
управление персоналам, которое направлено на рациональное
использование знаний и опыта банковских служащих, как Необходимое условие
эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда,
организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и
переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и
стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы
общения в коллективе.
Научной основной управления персоналом является
психология и деловая этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к
каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное
стимулирование.
Схематично основные направления банковского
менеджмента можно представить в следующем виде:
Таблица 1
Менеджмент банка
|