Советы Георгия Почепцова
Каковы требования к подобной структуре (департаменту)?
В этом вопросе абсолютно все единодушны. Подобная структура может эффективно
функционировать только в том случае, если ее руководитель является менеджером
самого высокого уровня, непосредственно подчиняющимся первому лицу компании или
фирмы. Споры по этому поводу Питер Гринн резюмирует следующим образом: «Если PR-направление
не представлено на самом высоком уровне внутри, то оно не заработает внешне.
Таким образом, если вы создаете PR-структуру, то не делайте этого несерьезно и
не старайтесь решить свои проблемы подешевле».
«Библия» американских PR-специалистов называет
четыре преимущества создания своего собственного отдела по PR:
1.
Работа в команде.
2.
Знание организации.
3.
Экономичность.
4.
Доступность для
сотрудников.
Работа в команде понимается как связка с руководством.
Структура отдела определяется взглядом вверх и
вниз по иерархической лестнице. Понятно, что наилучшим вариантом для
руководителя PR-отдела является его включенность в команду высших управленцев.
Питер Гринн формулирует это следующим образом: «Независимо от размера
организации или размера создаваемого PR-отдела, необходимо иметь прямую связь
от PR к руководству - для эффективности необходимо иметь руководителя PR в
числе самого высшего руководства, даже если PR будет только частью его/ее
обязанностей».
Для этой связи Френк Джефкинс предлагает
следующую структуру иерархии с тем, чтобы PR-менеджер, с одной стороны, был
связан непосредственно с руководителем, а с другой - мог бы обслуживать все
функциональные подразделения компании.
Руководитель
PR-директор
Менеджер по персоналу Менеджер по труду
Менеджер по маркетингу Финансовый директор[11]
Советы Ирины Алешиной
Собственный специалист/служба PR и внешнее
консультирование
Организация деятельности PR предполагает выбор
между использованием собственных специалистов/ подразделений и/или внешних
консультантов.
Внешнее консультирование предпочтительно в
следующих случаях:
1. Работы немного и она проводится
эпизодически, что делает найм постоянного сотрудника на полный рабочий день
невыгодным.
2. В работе предполагается «пиковая» загрузка
и периоды отсутствия загрузки в связи с запусками новых продуктов, сезонными
факторами, выставками. Тогда требуются 2—3 человека одновременно в
определенные периоды времени, но не на оставшуюся часть года.
3. Необходимость временной замены штатного
сотрудника или помощи ему в «пиковые» периоды.
4. Внешний консультант располагает
специфическим опытом, которого нет у штатной группы.
5. Организация срочно нуждается в
медиа-контактах после перемещения в новый географический район. Дистанция
перемещения и языковый барьер могут являться факторами в пользу внешнего
консультирования.
6. Организация сильно политизирована и советы
внутренних специалистов ассоциируются с одной из заинтересованных сторон, а
потому необъективны.
В трех последних случаях возможно совмещение
работы штатных и внешних специалистов.
Возможно распределение различных направлений
деятельности PR между собственными и внешними специалистами. Так,
организации с доминированием маркетинга нередко оставляют функцию отношений с
финансовым сообществом внешнему консультанту. Возможен вариант, когда
собственная сильная PR-группа занята мониторингом публикаций и внутренними
коммуникациями, а консультации используются для маркетинга или финансовых PR.
В других случаях консультантов используют для реализации обеспечивающих функций
— таких как распространение пресс-релиза. Бывает, что деятельность молодого
специалиста PR организации направляет опытный внешний консультант. Нередко консультативная
компания предоставляет своего сотрудника для работы в организации-клиенте в
качестве «имплантанта».
Консультанты могут предоставить ряд конкретных
услуг «на дому» у организации-клиента, включая редактирование, фотографические
услуги, производство видео и дизайн-услуги. Это может стоить дешевле, чем
постоянный найм консультанта, или собственных специалистов. Однако, проблема в
том, что искать таких людей когда это необходимо, сложно, и, кроме того,
нередко свои конкретные потребности организация не может четко определить.
Использование собственного специалиста или
команды PR позволяет сбалансировать минусы внешнего консультирования
в силу следующих причин:
1. Собственные сотрудники менее дорогостоящи,
даже при выплате соответствующих гонораров.
2. В результате частых повседневных контактов
с командой управленцев, собственные сотрудники более вероятно обнаружат
потенциальные возможности PR для организации, не только в аспекте
медиа-рилейшнз, но также и в коммуникациях с занятыми.
3. Растущее знакомство с организацией и её
деятельностью делает информационные контакты для организации — брифинги,
интервью — с собственным специалистом PR менее формальным, чем с внешним консультантом.
4. Собственные специалисты PR организации
обычно пользуются большим доверием внешней среды — потребителей, медиа, потому
что идентифицируются с управленческой командой организации.
5. Собственные сотрудники нередко
рассматриваются СМИ как способные предоставить базовую информацию по проблемам
отрасли, способные создать возможности для построения отношений между
PR-специалистами и медиа, столь необходимых для успеха.
6. В наиболее успешно управляемых организациях
функция PR вовлекается в принятие управленческих решений высшего уровня.
Участие в принятии таких решений облегчается, если человек PR является членом
команды управляющих. Очевидно, что решение об использовании собственных и/или
внешних специалистов должно приниматься не только на основе чисто экономических
расчетов. Как правило, эти две формы дополняют друг друга. Крупные/средние
организации используют собственные службы/специалистов PR.
Прямая подотчетность топ-менеджменту
Функциональная подсистема PR должна
подчиняться непосредственно топ-менеджменту. Бывает, однако, она подчинена
одной из функций: рекламной, маркетинговой, правовой или управления персоналом.
Такое подчинение неудачно. Оно лишает PR своей основной роли интерпретатора
философии, политики и программ организации для общественности. Поскольку
политика, философия, корпоративная стратегия формируются высшим уровнем управления
организации, функция PR должна быть непосредственно подчинена тем, кто
управляет организацией в целом.
Следует помнить, что работа директора PR
заключается в продвижении организации в целом. Если бы руководитель PR
подчинялся директору по маркетингу или по рекламе, работа его превратилась бы
в продвижение конкретных продуктов. Подчинение PR одной из названных функций
влечет потерю независимости, доверия публики, а значит, утрату своего
предназначения роли объективного советника для менеджмента компании.
Автономность PR может и должна сопровождаться долгосрочными и взаимовыгодными
отношениями с другими функциональными подсистемами на благо организации.
Однако, PR не должна уклоняться от своей главной роли — поддержание доверия к
организации, отслеживая и обеспечивая соблюдение общественных интересов в
любой корпоративной деятельности.
Управленческий аспект PR
PR выполняет «пограничную» функцию в
организации, поскольку находится на переднем крае взаимодействия организации и
её внешней и внутренней общественности. Иначе говоря, менеджеры PR стоят
одной ногой внутри организации, а другой — за её пределами. Нередко эта позиция
не только уникальна, но и рискованна.
Как менеджеры границы, специалисты PR
поддерживают своих коллег, помогая им строить коммуникации через
организационные линии, как внутри, так и вне организации. Таким образом,
специалисты PR становятся системными менеджерами, достаточно компетентными для
работы в сложной сети отношений, свойственных организации. Управленческая
компетентность специалистов PR предполагает:
1. Знание содержания и характера отношений
организации со своей средой. Например, что связывает руководителей проектов и
вспомогательный персонал, а что вызывает конфликты между ними?
2. Умение управлять восприятием,
отношением людей к событиям среды, общественным мнением. Менеджеры других
функций управляют более явными и материальными факторами — денежными,
сырьевыми, товарными ресурсами. Коммуникационное решение специалиста PR должно
быть понятным и принимаемым менеджерами этих функциональных подсистем.
3. Стратегическое мышление. Знание миссии,
целей и стратегий организации специалистами PR позволяет позиционировать свою
деятельность в системе корпоративных интересов. Стратегическая значимость
упоминания имени компании в утренней газете должна осознаваться всеми
менеджерами компании благодаря специалистам PR.
4. Желание и умение оценивать свои результаты.
Необходимо уметь четко определять цели/достижения, организовывать достижение
цели и измерять результаты.
5. Знание управленческой структуры
организации: функции и их распределение, структуры (иерархия должностей и
лиц), процессы и процедуры управления, формальные и неформальные оценочные
механизмы в организации.
Планирование PR
Стратегический подход
Планирование PR должно вестись на
стратегической основе. Деятельность PR должна быть направлена на достижение
стратегических целей организации, координироваться с другими функциональными
направлениями. Только в этом случае PR может рассчитывать на поддержку
топ-менеджмента.
До начала ведения постоянной или периодической
работы по PR необходима оценка среды и целей деятельности организации. Цели,
стратегии и программы PR являются производными стратегических целей организации
в целом. Разнонаправленность этих решений препятствует их успешной реализации.
Бюджет PR
Планирование программ PR предполагает
разработку соответствующего бюджета. Бюджет дисциплинирует деятельность PR. В
основе разработки бюджета лежат два шага: 1) оценка уровня ресурсов -
человеческих, закупок и прочих, необходимых для проведения конкретной деятельности,
2) оценка стоимости и доступности этих ресурсов.
Большинство программ PR функционирует на
ограниченном бюджете. Поэтому следует использовать универсальные, адаптируемые
к меняющимся условиям программы. Телевидение, журнальная и газетная реклама обычно слишком
дорога для большей части бюджетов. Однако специальные события, прямая рассылка,
личные контакты и продвигающая экспозиция — недорогие средства коммуникации,
легко воспроизводимые при каждом новом случае.
Один из путей убедиться в разумности и
адекватности бюджета — использование конкурса предложений для поставщиков
услуг. Открытый процесс приема предложений дозволяет нескольким поставщикам
услуг товаров продемонстрировать свои возможности выполнить работу. Так,
например, в конце 1996 г. компания "Микродин" объявила тендер, среди
рекламных и PR-агентств. Победителя тендера ожидала роль
долгосрочного рекламного партнера, призванного укрепить имидж заказчика, преодолеть
негативные последствия пребывания "Микродина" на "ЗИЛе" и
увеличить объем продаж в магазинах при ежемесячном рекламном бюджете в 150
тыс. долларов.
Большинство агентств PR в США определяют
затраты на клиента также, как юридические, эккаунтинговые и
управленческо-консалтинговые фирмы. Клиенты платят за услуги, исходя из
времени, затрачиваемого на них каждым сотрудником агентства. Каждый сотрудник
агентства имеет минимальный месячный оклад, который определяет стоимость часа
работы сотрудника. Срочная и сверхурочная работа оплачивается по повышенному
тарифу. Записи расходов времени ведут все — от председателя компании до
почтового клерка — на повседневной основе, чтобы клиенты знали точно — за что
конкретно они платят.
Бюджет PR может устанавливаться как процент от
затрат на рекламу (10%, например), или процент от оборота или прибыли компании.
Бюджет зависит от размера компании, числа покупателей, инновационности бизнеса
и динамичности рынка, конкретной ситуации. Кроме того, бюджет собственной
службы PR определяется составом затрат и характером их распределения между
другими подразделениями. Так, например, расходы на помещение, на образцы
изделий, приемы, издание ежегодных отчетов или видеоролики могут включаться в
бюджет PR или какой-либо другой бюджет: управления человеческими ресурсами,
маркетинга, рекламы.
PR-подразделение и его сотрудники
Созданию подразделения PR в организации предшествует
анализ среды деятельности, постановка целей и стандартов оценки деятельности,
разработка соответствующих программ и бюджетов. Численность сотрудников
подразделения PR может варьировать от одного сотрудника до сотни и более. Так,
в General Motors это подразделение насчитывает 200 человек, половина
из которых — специалисты, а остальные 100 — вспомогательный персонал.
Подразделение ответственно за отношения с прессой, инвесторами, гражданскими
группами, занятыми и госструктурами многих стран мира. Отделение корпоративных
коммуникаций Chase Manhattan Bank насчитывает около 100 специалистов, решающих
задачи медиа-планирования, рекламы и продвижения, отношений с инвесторами и
потребителями, фандрайзинга, а также отношений с группами общественности
различных регионов мира.
Подразделение PR во многих американских
компаниях нередко подчиняется управляющему компании по коммуникациям, который
в свою очередь непосредственно подотчетен главному управляющему компании. В
госструктурах специалисты PR нередко подчиняются руководителю учреждения.
В университетах функция PR может объединятся с функцией фандрайзинга или
отношений с государством.
Подразделение, реализующее функцию PR, может
носить название «Паблик Рилейшнз», или «Связи с общественностью», а также:
«Корпоративные коммуникации» или просто «Коммуникации», «Общественные дела»,
«Реклама и паблик рилейшнз», «Корпоративные отношения», «Общественная
информация».
Хороший специалист PR
компетентен в ряде областей. Это культура, история, философия, социальная
психология. Необходимо знание СМИ, методов их исследования и владение навыками
составления текстов. Необходим широкий кругозор и знание сферы бизнеса вообще
и отрасли, компании, в частности. Важно также знание мира бюрократии, методов
обретения влияния и маневра в меняющейся политической среде. Необходимо знание
менеджмента, его обязанностей и методов формирования корпоративной политики
топ-менеджментом.
Значимой личностной характеристикой
специалиста PR являются коммуникативная направленность, желание общаться с
общественностью и уверенность в праве публики знать о происходящем. Практик PR
должен иметь стремление защищать позицию организации, если он считает её
правильной. Он должен иметь склонность выступать консультантом
топ-менеджмента, особенно в случае несогласия с ним. Кроме того, важна
готовность к риску, любознательность, наличие твердых убеждений, владение
этическими нормами[12].
Human Relations
Управление персоналом
Человеческий фактор - важнейший аспект менеджмента на
сегодняшний день. Пережив революционный технический переворот, люди осознали
важность общения, налаживания контакта внутри коммуникационной среды. В
современной теории управления наибольшее внимание уделяется human relations, или управлению персоналом. Формирование общей идеологии организации,
настрой работников на прогрессивное ее развитие - все это составляющие
успешной деятельности компании, ее существования во внешней конкурентной среде.
А нацеленность на успех и создание условий для успешной деятельности входит,
как было сказано раньше, в функции public
relations.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|