рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Менеджмент в страховых организациях

Анализ деятельности сотрудников на всех уровнях представляет собой учет интеллектуального потенциала стра­ховой компании.

Функциями, которые должно выполнять высшее руко­водство СК, являются:

1. Определение общей цели СК на данном этапе.

2. Разработка соответствующей стратегии и планирова­ние работы СК.

3. Разработка структуры менеджмента.

4. Разработка концепции маркетинга.

5. Определение финансовой политики.

6. Формирование сфер деятельности (личное страхова­ние, имущественное страхование, страхование ответствен­ности, перестрахование).

7. Координация между собой сфер деятельности.

8. Решение кадровой и социальной политики.

Организационная структура СК по сферам деятельности означает, что функции СК формируются вне зависимости от способностей сотрудников (их квалификации), а в соот­ветствии с данной организационной структурой.

При этом руководствуются следующим.

1. Во всех подразделениях и на всех уровнях имеются сотрудники, превосходящие по своим способностям уровни занимаемых ими положений и полномочий.

2. Вместе с ними есть и сотрудники, способности кото­рых не соответствуют или только частично соответствуют требованиям занимаемой должности.


Риск-менеджмент — система управления рисками страховщика


В условиях перехода экономики России к рыночным отноше­ниям государство не несет ответственности по обязательствам стра­ховых организаций, а лишь регулирует их деятельность. Известно, что страховые организации осуществляют процесс страхования на коммерческой основе и рассматриваются как коммерческие организации.

Поскольку рыночным отношениям присуща конкуренция, т.е. неопределенность предполагаемого результата (риск), вопросам принятия решений по управлению финансовыми ресурсами, ко­торые наряду с традиционными решениями включают технически новые и нетривиальные действия, придается первоочередное зна­чение.

Следует отметить, что принятие нетривиальных действий фи­нансового управления вызывает вероятность возникновения убыт­ков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом, т.е. риск.

Риск в рыночной экономике неизбежен, поэтому важно рас­смотрение вопросов его оценки, прогнозирования событий, вли­яющих на него, и установления границ допустимости страховых рисков, влияющих на величину тарифных ставок страховых орга­низаций.

Западная практика показывает, что например, страхование здо­ровья включает в себя комбинацию рисков, относящихся к страхо­ванию от несчастных случаев и болезней и связанных с:

• болезнью и связанными с ней расходами на лечение;

• компенсацией заработка в случае наступления заболевания;

• возмещением расходов на лечение;

• возмещением расходов, связанных с размещением больного и уходом за ним;

• возмещением расходов в связи с наступлением смерти.

В условиях рыночной экономики финансовая работа Страховых организаций выражается в снижении всех видов рисков, а не только финансового, поскольку между различными аспектами деятельности не существует видимых границ.

Как упоминалось ранее, для уменьшения степени влияния различных видов рисков создаются специальные фонды отложенных выплат, называемые страховыми резервами, техническими резервами и резервом по страхованию жизни.

Риск-менеджмент представляет собой целенаправленные дей­ствия страховщика или его представителя по ограничению или минимизации риска.

Риск-менеджмент включает в себя выявление последствий дея­тельности страховых организаций в ситуации риска. Процесс управ­ления риском выражается в разработке ситуационного плана, кото­рый содержит конкретные предписания действий для каждого участ­ника страховых правоотношений и описание их последствий, что дает возможность быстро действовать в непредвиденных обстоятельствах, уменьшая тем самым риск принятия необдуманных решений.

Риск-менеджмент имеет свою специфику в отношении каждо­го вида страхования, так как процесс формирования и исполнения страхового фонда группой лиц, имеющих страховые интересы, обус­ловлен рисковыми обстоятельствами места и времени.

Конкретный метод управления риском выбирается в зависимо­сти от его вида. На практике эти методы сочетаются. Рассмотрим их подробнее.

Система управления экономическим риском

К методам управления риском относятся:

• упразднение,

• предотвращение потерь и контроль,

• страхование,

• поглощение.

Такая классификация рисков приводится в работах немецких специалистов.

Оценка рисков выражается в стоимости конкретных страховых продуктов, а деятельность страховых организаций в первую очередь заключается в управлении рисками, т.е. в риск-менеджменте.

Кроме того, что риск является основой страхования и его управлением занимаются риск-менеджеры, на практике деятельность страховых организаций как предпринимателей связана с другими видами риска, а именно с риском основной деятельности, финансовым и коммерческим рисками.

Рассмотрим риски, складывающиеся в процессе деятельности страховщика, уделяя особое внимание снижению финансовых рисков.

Риском основной деятельности является страховой риск стра­ховщика как предпринимателя. Среди наиболее важных причин возникновения такого риска выделяются: повышенная убыточность страховых операций, рост расходов на оплату труда агентов, воз­можное снижение поступлений, выплата дивидендов, уплата по­вышенных налогов. Под повышенными налогами мы понимаем не­правильную организацию работы финансово-правовой службы СО и связанные с этим суммы налоговых платежей, которые возможно снизить, не нарушая при этом налоговую дисциплину. К данной кате­гории риска относятся также:

• финансовый риск, возникающий в сфере отношений с вне­шними партнерами (банками, кредитно-финансовыми и другими учреждениями);

• коммерческий риск, возникающий в процессе реализации стра­ховых услуг, к причинам возникновения которого относятся уве­личение тарифных ставок, рост расходов на ведение дела, умень­шение перечня предоставляемых услуг по видам страхования и, соответственно, снижение выручки от реализации страховых услуг вследствие изменения конъюнктуры рынка.

Этапы процесса управления риском:

определения цели,

• выяснения риска,

• оценки риска,

• выбор методов управления риском,

• применение выбранного метода,

• оценка результатов.

Деятельность по управлению риском — поэтапный процесс, включающий:

• сбор, обработку и анализ информации;

• разработку и реализацию мер по уменьшению риска возник­новения экстремальных ситуаций или смягчению их последствий. Этапы процесса управления риском складываются в комплекс ме­роприятий риск-менеджмента.

Комплекс мероприятий риск-менеджмента

Комплекс мероприятий риск-менеджмента сводится к регули­рованию основной деятельности страховщика методами корректи­ровки политики:

• премиальной,

• ущерба,

• формирования страхового портфеля,

• передачи рисков в перестрахование.

Способы регулирования риска включают:

• структурирование внутренней организации страховщика,

• согласование работы подразделений,

• структурирование внешней организации работы страховщика (создание филиалов и т.д.),

• компьютеризацию математического обеспечения.

Классификация рисков страховщика. Риск распределяется меж­ду страхователями внутри данной страховой совокупности, поэто­му необходимость выравнивания риска ставит проблему его адек­ватной оценки. При этом используются три подхода:

• модельный (построение моделей взаимодействия),

• экспертный,

• социологический.

Специфика страхования предполагает следующую классифика­цию уровней риска:

•допустимый (риск, не выходящий за пределы нетто-премии за тарифный период);

• критический (полное использование страхового фонда при со­хранении собственного капитала);

• катастрофический (потеря всего имущества и банкротство).

В последнем случае прослеживается связь с финансовым рис­ком, причина возникновения которого состоит в неадекватной оцен­ке страхового риска.

При расчете тарифов применяют более подробную классифи­кацию рисков: катастрофический, большой, средний, малый и нич­тожный (которым можно пренебречь).

Некоторые страховые случаи, например страховые программы при рисковых видах страхования, могут привести к тому, что мел­кие риски складываются в один крупный. Это событие оценивает­ся как кумуляция ущерба, т.е. такое состояние страхового портфеля, при котором большое количество застрахованных лиц может быть за­тронуто одним страховым случаем, что ведет к крупным убыткам.

Как упоминалось ранее, в страховой практике величину риска принято выражать через показатель убыточности страховых опера­ций, через анализ элементов, позволяющих определить величину риска, полноту ущерба и т.д. Такими элементами являются:

• вероятность наступления страхового случая по одному дого­вору страхования;

• средняя страховая сумма по одному договору страхования;

• среднее возмещение по договору страхования;

• предположение отсутствия опустошительных событий, когда одно событие влечет за собой несколько страховых случаев.

В связи с этим процедуре выравнивания рисков предшествует анализ показателя убыточности и его элементов.

Следует отметить тот факт, что, например, медицинскому стра­хованию присущ признак равномерности повышения риска. По­казатель убыточности страховой суммы или частота равномерно колеблются вокруг среднего значения, но само среднее значение возрастает. В связи с этим в странах с развитым рынком страховые компании избегают страхования только медицинских расходов, которое неизбежно будет убыточным.

Анализ показывает, что в личном страховании, как правило, комбинируются три основных риска: смерти, временной нетру­доспособности — инвалидности и болезни, что отражается в де­нежной оценке страхового тарифа. Подобная комбинация рисков дает возможность получить положительное сальдо по страховым операциям.

Отметим, что тип распределения риска с равномерным повы­шением убыточности вызывает определенные трудности в практи­ке страхового дела. К ним относится необходимость постоянного пересмотра страховых тарифов, связанных с использованием ме­тодики определения тарифа на основе средней убыточности стра­ховой суммы.

Рассмотрение деятельности страховщика как предпринимателя требует рассмотрения его страховой и финансовой деятельности. Страховая деятельность предполагает анализ страхового портфеля и выработку мероприятий, снижающих технические страховые риски, т.е. регулирование тарифной политики.


Элементы управления риском основной деятельности страховщи­ка.


Основная деятельность страховщика связана с движением финансовых ресурсов страховой компании и эффективностью стра­ховых операций.

Итак, перейдем к поэтапному управлению риском основной деятельности, чтобы устранить побочные эффекты, снижающие устойчивое развитие страховой организации. Управление рисками основной деятельности начинается с анализа.

К задачам управления рисками и проведения анализа относятся:

• выявление рентабельности страховых операций и финансо­вой устойчивости страховой организации в целом;

• оценка степени выполнения страховщиком программных ме­роприятий, плана, прогноза финансового развития;

• оценка мероприятий риск-менеджмента, разработанных для ликвидации выявленных недостатков.

Приемы анализа основной деятельности страховщика включа­ют: балансовый метод, элиминирование, интегральный метод, ди­намические ряды, графический метод, экономико-статистичес­кие методы, группировку, сравнение, разложение обобщающих показателей на частные, детализацию и обобщение, факторный анализ и др.

Важную роль в страховом процессе играют нормативы. Так, движение средств страхового фонда определяется структурой та­рифной ставки, каждый элемент которой представляет собой сво­его рода норматив.

Следует отметить, что специфика страховых операций в силу вероятностного характера движения страхового фонда порождает особенности в анализе основной деятельности.

В связи с наличием в структуре тарифной ставки временной раскладки ущерба большое значение приобретает анализ показате­лей за длительный период. Вследствие территориальной раскладки ущерба анализ страховых операций может быть проведен на тер­ритории, предусмотренной при построении страховых тарифов дан­ного вида страхования, поскольку различная экономическая база развития страхования в разных регионах страны и некоторые дру­гие факторы требуют достаточно осторожного использования в ана­лизе средних величин.

Сравнение необходимо проводить отдельно по обязательной и добровольной формам страхования.

Если анализ проводится на основе специальных показателей (страховое поле, страховой портфель, средняя страховая сумма, уровень выплат, убыточность страховой суммы и др.), то использу­ются абсолютные, относительные и средние показатели.

Информационной базой для анализа служит внутренняя инфор­мация: прогнозные показатели, нормативы, тарифы, система их оценки и регулирования. В этом случае анализ проводится для целей управления деятельностью внутри самой страховой орга­низации.

В качестве информационной базы используются баланс и при­ложения к нему, статистические отчеты. Анализ деятельности стра­ховых организаций может быть проведен с помощью компьютер­ных продуктов.

Результаты анализа основной деятельности страховых организа­ций могут быть представлены такими аналитическими данными, как:

• объемы и суммы поступивших страховых премий и суммы выплат страхового возмещения;

• доходность страховых операций;

• убыточность страховых операций, операций по перестрахованию;

• динамика страхового портфеля (для страховых организаций, занимающихся одновременно разными видами страхования).

Цель анализа доходности страховых операций — выявление фак­торов влияния на поступление страховых премий, измерение их величины и потенциального роста. При этом используются метод цепных подстановок или метод разниц. Показатели поступления платежей анализируются в пространственном сравнении (по тер­риториям) и в динамике (за определенный период). При этом учи­тываются:

• объем собранных страховых премий, в том числе объем и струк­тура страхового портфеля, объем и ассортимент услуг, величина страховых и технических резервов, а также резерва по страхова­нию жизни;

• количество действующих договоров (на этот показатель воз­действуют факторы: величина страхового поля и охват страховыми услугами, величина страхового портфеля);

• средняя страховая сумма и средний платеж на один договор, среднесложившийся страховой тариф.

На данные показатели оказывают влияние такие факторы, как:

• численность страховых агентов и оценка эффективности их труда;

• изменение стоимостной структуры страхового портфеля;

• изменение рисковой и возрастной структуры рисков страхо­вого портфеля (при страховании жизни, добровольном медицин­ском страховании);

• изменение среднего возраста и среднего срока страхования.

При проведении факторного анализа поступления платежей и роста числа договоров по страхованию жизни необходимо учиты­вать следующие особенности:

1) на рост страховых платежей влияет их уплата на несколько месяцев вперед;

2) рост количества договоров сдерживает досрочное их прекра­щение и естественный их отсев;

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.