Место и роль России в мировой торговле
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Ярцевский колледж современных технологий
Доклад
по мировой экономике
на тему:
«Место и роль России в
мировой торговле»
Студент
экономического отделения
Специальность 0603-финансы
Группа 21-Ф
Ковалев Андрей
Ярцево 2002 г.
Содержание:
1.
Введение.
2.
Понятие международной
торговли.
3.
Противоречия современной
международной торговли и методы борьбы с ними.
4.
Россия и ГАТТ.
5.
Россия и ЕС.
6.
Россия и ВТО.
7.
Заключение.
8.
Список литературы.
Введение.
Вследствие деидеологизации внешнеэкономической
деятельности в современной России экономические инте-ресы хозяйствующих
субъектов выступают в качестве решающего фактора, определяющего направления
развития как экспорта, так и импорта страны, и обеспечиваются путем создания
адекватных состоянию экономики переходного периода рамочных условий
осуществления внешнеторговой деятельности.
В системе внешнеэкономических приоритетов
России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы
по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов как в России,
так и в восточ-ноевропейском регионе в целом, как известно, произошли
стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых
неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том
числе лик-видацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными
механизмами сотрудничества.
Достижение поставленных целей тесно
увязывалось с созданием нового имиджа России как государства, по-кончившего с
идеологизацией своих взаимоотношений и нацеленного на укрепление сотрудничества
с другими стра-нами в самых различных сферах на основе общепризнанных
международных норм и правил.
Понятие международной торговли
Международная торговля является формой связи
между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного
разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В
литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля
представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями,
продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает
экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым
балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и
динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике
стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного
производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует
активизации международной торговли. Международная торговлям опосредующая
движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства.
Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового
производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым
создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле
происходят сбои, замедляется и развитие производствам
Под термином «внешняя торговля» понимается
торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза
(импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность
подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией,
торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется
оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира . Однако понятие
«международная торговлям употребляется и в более узком значении: например,
совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот
развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента,
региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Мировые цены различаются в зависимости от
времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На
практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и
устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах
мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих
видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.)
мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных
биржах..
Перед дилеммой выбора внешнеторговой
национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух
столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.
В интересах каждой страны специализироваться
на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую
слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.
Национальные производственные различия
определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей,
капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.
Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику
роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную
активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными
количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде
определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально
экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и
заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение
вторичные потребительские расходы.
Противоречия
современной международной торговли и методы борьбы с ними
Анализируя процессы, протекающие в мировой
торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной
тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных
пошлин, отменены многие ограничения, квоты и
т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание
протекционистских тенденций на уровне экономических группировок,
торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.
Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков
представлены ниже:
Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия,
Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия,
Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
Европейские сообщества (ЕС), или так
называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к
политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих
национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром
будущих Соединенных Штатов Европы.
В «Общий рынок» входят:
- Европейское объединение угля и стали
(соответствующий договор вступил в силу в 1952 году).
- Европейское экономическое сообщество
(договор вступил в силу в 1958 году).
Эти договоры были дополнены и расширены так
называемыми Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые
Европейские Акты являются базой политического сотрудничества стран-членов
«Общего рынка».
«Общий рынок» является крупнейшим в мире
торговым партнером. Численность населения стран-членов «Общего рынка»
составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чем численность населения США
(239 млн. человек) .
С 1967 года Европейские Сообщества имеют
следующие общие наднациональные или межгосударственные органы:
- Совет министров - законодательный орган;
- Комиссия Европейских сообществ -
исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение
Совета министров проекты законов;
- Европейский парламент - контрольный орган.
Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;
- Суд Европейских сообществ - высший судебный
орган;
- Европейский совет, в состав которого входят
главы правительств стран-членов;
- Европейское экономическое сотрудничество,
комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один
член комиссии ЕС.
В своей работе Европейский совет и Комиссия
Европейских сообществ находят поддержку еще двух организаций, действующих в
рамках «Общего рынка»:
- Экономического и социального совета;
- Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.
Существует организация «Общего рынка»,
насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в
соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые
за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по сахару,
таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную
стоимость, и прочих средств.
Расходует же «Общий рынок» средства на
субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует
научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает
развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.
Основой политики Европейских Сообществ
является пять принципов:
- Свободный торговый обмен (свободная
торговля);
- Свободное передвижение граждан стран-членов;
- Свобода выбора места жительства;
- Свобода предоставления услуг;
- Свободный оборот капиталов и свободный
платежный оборот (трансферт капиталов);
Первым шагом в реализации целей «Общего рынка»
явилось создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли
без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других
ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по
отношению к третьим странам (таможенная уния).
Естественно, что это, уже ставшее походить на
государство, объединение, не может обойтись без собственной валюты. И она
появилась. Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было
введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента
ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета «Общего рынка» и
курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов
между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.
Внешнеторговая политика «Общего рынка»
призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное
внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров
с помощью введения «лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат
устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ,
«интервенционная» и «лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего
рынка» борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на
рынке, путем введения различных законодательных ограничений.
2. Североамериканское соглашение о свободной
торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли
(ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая
Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония,
Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай,
Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) -
Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд,
Танзания, Зимбабве.
7. Западно-африканский экономический и
валютный союз (ЮЭМОА) - Кот д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал,
Бенин, Мали.
8. Южно-азиатская ассоциация регионального
сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы,
Бутан, Непал.
9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия,
Эквадор, Перу, Боливия.
К формированию подобных блоков приводят
объективные процессы политического, экономического, исторического характера.
Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию
международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает
для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к
единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и
противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия
торгово-экономических группировок друг с другом.
Важную роль в регулировании международной
торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют
международные экономические организации. Одна из основных организаций такого
рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании
ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря.
1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную
торговую организацию (ВТО).
ГАТТ - многостороннее международное
соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного
регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из
крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой
охватывала 94% объема мировой торговли.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством
многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ
было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному
сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла
40%, в середине 9О-х годов - около 4% .
Россия
и ГАТТ.
Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на
временной основе и с ограниченной сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать
те успехи, которые были достигнут им за 47 лет существования в деле
либерализации большей части мировой торговли, развитии и закреплении полученных
результатов. Так, например, только за счет последова-тельного снижения тарифов
был достигнут стремительный рост мировой торговли в пятидесятые и шестидесятые
го-ды на уровне примерно 8 процентов в год. Тот импульс, который был дан
процессу либерализации торговли, способ-ствовал тому, что темпы роста торговли
стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ.
Присоединение к ГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раунда показало, что
многосторонняя система миро-вой торговли, представленная в то время ГАТТ,
получила признание как государств, которые рассматривали ее, об-разно говоря,
как якорь развития и средство реформирования экономики и торговли.
Скромные достижения Токийского раунда, если
говорить о других вопросах помимо снижения тарифов, пред-вещали трудные
времена. Снижение тарифов до очень низкого уровня благодаря усилиям ГАТТ, а
также серия спадов в экономике в семидесятые и начале восьмидесятых годов
заставили правительства прибегнуть к новым формам за-щиты тех секторов
экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранные конкуренты.
Высокий уро-вень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов
подтолкнули правительства европейских и севе-роамериканских стран к поиску
двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их
начать "гонку субсидий", чтобы удержать свои позиции в торговле
сельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвали доверие к ГАТТ
и его эффективность.
Страницы: 1, 2, 3
|