Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Министерство общего и профессионального
образования РФ
Уральский государственный технический университет
Реферат по дисциплине “Международные
экономические отношения”
Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная
характеристика
Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С.
Преподаватель Ямпольская Н.М.
Екатеринбург
2003
Содержание.
1.
Введение
2.
Особенности экономики двух
государств.
3.
Внешние экономические
связи Северной и Южной Кореи.
4.
Перспективы и тенденции
развития Корейского полуострова.
5.
Экономические показатели
Корей, сравнение с уровнем развитых стран.
6.
Заключение.
7.
Список использованной
литературы.
1.
Введение.
В 1945 году, после освобождения Кореи
от японских оккупантов происходило формирование: на севере страны просоветского
– социалистического типа правления, так как в этом регионе оставались части
Красной армии; на юге прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные
части США.
В 1950 – 1953 годах имел место
вооружённый конфликт между Севером и Югом. Север пытался навязать Югу свой тип
и объединить страну. Армии США и ООН защищали Южную Корею от нападок Северной
Кореи, которой в свою очередь помогали КНР и СССР.
9 Сентября 1948 года была создана
КНДР – Корейская Народная Демократическая Республика на Севере.Она занимает
площадь 120,54 тысяч км2.
Население: 21.687.55 тысяч чел.
примечание: горные районы изолированы и скудно населены
Возрастные категории:
0-14 лет - 26% (мужчины 2.843.250; женщины 2.705.206)
15- 64 года - 68% (мужчины 7.223.364; женщины 7.502.094)
65 лет и старше - 6% (мужчины 448.242; женщины 965.394)
Средняя продолжительность жизни: 71 год
мужчины - 68 лет
женщины - 74 года
Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Северной Кореи)
Этнические группы: корейцы 99%, прочие (маленькие китайские общины и этнические
японцы) 1%
Религии: буддизм и конфуцианство, чхондоге, христианство, традиционные
верования;
Языки: корейский (официальный), китайский
Уровень грамотности: 99 %
Природные богатства: уголь, свинец,
вольфрам, цинк, графит, марганец, железная руда, медь, золото, пирит, соль,
флюорит, гидроэнергия;
Использование земли:
пахотная земля - 12%
под постоянный урожай - 2%
под постоянные пастбища - 0%
заповедники и леса - 61%
остальное - 23%.
Столица: Пхеньян.
Порта и гавани:
Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.
Экономика КНДР сильно
милитаризована и засекречена, поэтому о центрах концентрации производства
сложно судить.
После объявления
независимости КНДР в 1948 году Республика Корея стала занимать площадь 98,48
тысяч км2.
Столица: Сеул.
Население 47.471 тысяч
чел.
Возрастные категории:
0-14 лет - 22% (мужчины 5.471.520; женщины 4.867.688)
15- 64 года - 71% (мужчины 17.155.401; женщины 16.662.227)
65 лет и старше - 7% (мужчины 1.274.943; женщины 2.039.190)
Средняя продолжительность жизни: 75 лет
мужчины - 71 год
женщины - 79 лет
Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Южной Кореи)
Этнические группы: корейцы 99,9%, прочие (20 тыс. китайцев) 0,01%
Религии: христианство 49%, буддизм (махаяна) 47%, конфуцианство 3%, шаманство,
чхондоге 1%
Языки: корейский (официальный), английский широко используется и преподается в
средних и высших учебных заведениях;
Уровень грамотности: 98 %
Природные богатства: уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец,
потенциальная гидроэнергия;
Использование земли:
пахотная земля - 19%
под постоянный урожай - 2%
под постоянные пастбища - 1%
заповедники и леса - 65%
остальное - 13%
Экономики
двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои особенности.
2.
Особенности
экономики двух государств.
Северная Корея.
Экономика
Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и изолированных в мире.
Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают
количество доступной достоверной информации. Почти вся промышленность находится
в собственности государства. Режим продолжает делать акцент на тяжелой и
военной промышленностях в ущерб легкой и остальным необходимым отраслям.
Основная отрасль промышленности: военная промышленность.
Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми
работающими в политической и экономической системах. Милитаризация
предусматривает использование людских и материальных ресурсов общества для
военных целей. Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и
численность всего населения, также как уровень военных расходов в НВП и
государственный бюджет.
В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в
военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей
численности населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от
бюджетных средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи,
сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на существование
их в условиях мирного времени. Любое регулирование распределения ресурсов
потребует изменений в политике Северной Кореи, опирающейся на военную
стратегию, по направлению к политике, ориентированной на восстановление
экономики.
Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и
развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как
изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил. Сокращение
военных расходов приведёт к падению закупок вооружения, сокращению внутреннего
производства и импорта.
Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных
расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную
промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает
занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном секторе
экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций значительно меньше,
чем в том случае, когда инвестируется непосредственно частный сектор. Нынешний
уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней точке зрения. Эта тенденция
игнорирует политическую и военную необходимость инвестирования в оборонную
промышленность. Система, которая в качестве приоритета выдвигает военные цели и
ценности, делает акцент на оборонных расходах, которые превышают эффективность
экономики страны.
Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных
предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военного
назначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчиком Хван
Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству военной
продукции даже после принятия плана «параллельного развития экономики и военного
комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой партии Кореи в 1967 году.
Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В
условиях, когда военному производству уделяется первостепенное внимание,
возникает дефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто
отказывается или не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В
Северной Корее все промышленные предприятия являются действующей частью
военно-промышленного комплекса.
Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество,
химическая промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная
руда, магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия,
текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;
Экономика
Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое, сложность
ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим
оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы улучшилось
состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1
млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток
продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень
смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.
Южная Корея.
Как
один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигла невероятных
экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень дохода на душу
населения можно было сравнить с самыми бедными странами Африки и Азии, а
сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз Индию, в 13 раз
своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых стран Европейского
Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом благодаря тесным
взаимовыгодным связям между государством и бизнесом, включающим прямые
кредитования, ограничения по импорту, спонсорство определенных направлений
промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию нации. Финансовый кризис 1997
- 1999 годов, тем не менее, проявил слабые стороны экономики страны, среди
которых большие иностранные займы и слабое управление в финансовом секторе. К
1999 году удалось восстановить финансовую стабильность, превратив ощутимое
падение 1998 года в стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие
финансовые и торговые группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству
экономики, а конгломераты средних размеров на осуществление разных
экономических программ вместе с банками страны.
Особенностью экономики Южной Кореи является значительная роль
государства в управлении экономическими процессами. Правительственный контроль
над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным законом страны.
Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и одновременно происходило их
становление в недрах хозяйственного механизма при повышенной роли внешнего,
эндогенного фактора. Государство обеспечивало централизованное воздействие на
сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании
развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала,
создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких
предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.
При
направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в
сельском хозяйстве
Южная
Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело страну к
достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие отрасли промышленности:
электроника, автомобилестроение, химическая промышленность, кораблестроение; а
также: сталелитейная промышленность, текстильная промышленность, производство
одежды, обуви.
Процессы
концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных
групп – чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают
компании различных различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно
50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде»,
«Самсунг», «Деу».
Модель
экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль
правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше. Широко
использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 году, когда многие
южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент
освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения
задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный
реальный процент на сбережения. Всё было направлено на мобилизацию ресурсов.
С
1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования,
предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных
производителей экономики. Этот процесс получил новый импульс после финансового
кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственной структуре чеболь.
Освободившись от части профильных предприятий, они приблизились по своей
структуре к промышленным концернам. Одновременно увеличился непосредственный
контроль пяти крупнейших чеболь над кредитной сферой.
3.
Внешние
экономические связи Северной и Южной Кореи.
Во внешних экономических связях Южная и Северная
Корея также значительно отличаются друг от друга.
Экономическое
положение КНДР все годы существования этого государства зависело от иностранной
экономической помощи. Сперва ее предоставляли идеологически близкие Китай и
СССР. После распада СССР Северная Корея вынуждена была обратиться за помощью к
странам, которые северокорейская пропаганда называла и продолжает называть
врагами - к Южной Корее, Западной Европе, США и Японии.
СССР
и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал
оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил погоны
капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким Чен Ир -
родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, во время
Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи советских
военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР были оснащены
советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДР заключалась в
лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени из союзников -
врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китая экономическую,
технологическую и военную помощь.
После
окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР, который
традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться. Причиной этого
стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в частности, в покупке
северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру, если в 1990 году объем
торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то в 1991 году упал до $365
млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился на 3.7%. Резко вырос объем
внешнего долга. Если в 1990 году он составлял $7.86 млрд., что составляло 34%
ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1 млрд. или 96% северокорейского ВВП. По
различным оценкам, северокорейский долг России составляет $3 - 5 млрд. и не
имеет тенденции к погашению.
В
1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью к международному
сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДР вышла из Договора о
нераспространении ядерного оружия, к которому присоединилась в 1985 году. США и
Северная Корея начали переговоры о предоставлении американской экономической
помощи. В результате посреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная
Корея согласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры
с США. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязалась
заморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязались
снабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т.
ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансировать
строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которых
невозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Япония и
Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.
Страницы: 1, 2
|